Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)
проект на тему

Лихошерстова Наталья Ивановна

описание педагогического опыта по работе над проектом  с целью развития познавательных способностей  дошкольников  через изучение космоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Познай природу и себя в ней»

(развитие познавательных способностей  дошкольников  через изучение космоса).

                                                                             Світ прекрасний навколо тебе,

                                                                             Сонце ясне і синє небо,

                                                                             Птахи і звірі, гори і ріки –

                                                                             Нехай він буде таким повіки

                                                                             Нехай людина добро приносить,

                                                                             Бо світ навколо любові просить.

                                                                                                     Алла Потапова

           В истории педагогики сохранились сведения о первых астрономических наблюдения за небом и небесными телами.    Украинская этнопедагогика щедро насыщена афоризмами  о земле, солнце, звёздах.    Великий педагог К.Д.Ушинский советовал педагогам знакомить детей с планетами, звёздами, глобусом. В педагогической деятельности В.О.Сухомлинского значительное внимание уделяется познанию окружающего мира. Он учил детей внимательно наблюдать за природой и устанавливать её зависимость от небесных светил. В  его «школе радости» дети самостоятельно сочиняли сказки о Земле и Солнце, о звёздной ночи, рассвете, радуге.

         На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а  главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

        Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает  внимание ребёнка, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.  Однако, социальные прогнозы показывают, что  мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом – не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звёздные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах и, зачастую, вызывают у них отрицательные эмоции, агрессию, способствуют развитию страхов. И здесь очень важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.  В процессе работы я столкнулась с тем,что дети имеют поверхностные знания о космосе, первом человеке, полетевшим в космос- Юрие Гагарине, о первом украинском космонавте- Леониде Каденюке, о существовании Дня Космонавтики. И именно в этом  состоит актуальность темы. Она актуальна сегодня и будет актуальна  всегда, потому что таит в себе много загадочного. Мы видим, как на протяжении  тысячелетий учёные-астрономы пытались изучать космос, как менялись их взгляды. Но, и, сегодня, когда для нас реальными стали полёты в космос, мы по-прежнему задаём себе вопрос - а что там в этой манящей, неизведанной до сих пор дали и кто мы? Эта тема увлекала меня с детства. Я поднимала голову, смотрела в звёздное небо и задавала себе вопрос: «А что там?» и мечтала о сказочных мирах. Я не стала астрономом. Я стала воспитателем. Но, по-прежнему, теперь  уже вместе со своими дошколятами  я всё также поднимаю глаза в небо и спрашиваю: «А что там?».

             Отсюда и цель моей темы: приобщать детей к современным знаниям о Вселенной; формировать представления о роли человека в изучении космического пространства и о первых космонавтах; развивать интерес к неизвестным фактам из истории космоса; учить анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно- следственные связи; воспитывать чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете, стимулировать познавательную деятельность  детей.  

             Для достижения данной  цели  я определила  следующие задачи :

 -познавательное развитие - вызывать познавательный интерес к окружающему миру, развивать интерес ко всему неизвестному; расширять элементарные знания и представления детей о космосе и космонавтах, конкретизировать знания детей о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах и метеоритах; развивать память, внимание, любознательность, логическое мышление; упражнять в счёте;

-социально-моральное развитие – формировать элементарное представление об изучении людьми природы Космоса и социальное значение этой деятельности;

-эмоционально-ценностное развитие –вызывать позитивный эмоциональный отзыв на рассказы воспитателя и содержание тематических художественных произведений, развивать эмоциональную сферу и  умение сопереживать;

-речевое развитие – обогащать речевой словарь детей названиями космических объектов (планета, звезда, Луна, Земля, Солнце); развивать интонационную выразительность речи;

-художественно-эстетическое развитие – формировать умение детей учить и рассказывать наизусть стихотворения; учить передавать свои впечатления от природного окружения в изобразительном творчестве; активизировать фантазию и творческие способности;

-креативное развитие – поощрять индивидуальное творчество, самодеятельность и инициативу, активизировать фантазию и творческие способности;

 -физическое развитие – привлекать детей к выполнению подвижных игровых упражнений; продолжать развивать двигательно-моторные навыки; поддерживать интерес к несложным упражнениям;

          Ведущей идеей моей работы является развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром по теме «Космос». В процессе  работы с «космическими материалами» я также ставила себе цель научить детей  определять время, день своего рождения; использовали измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы; различать живое - неживое, земные и неземные  элементы; познакомить с названиями континентов, стран, городов; узнать, почему происходит смена дня и ночи, времен года и многое другое.

           Реализацию своей работы я начала с  изучения  научных и практических исследований. Среди них - методику кандидата педагогических наук  Л.Шелестовой «Формируем мировоззрение», исследования доктора педагогических наук Н.Гавриш, научно-методическое пособие «Дошкільнятам про зоряне небо», воспитателей - практиков: З.Погонец, М. Замелюк  «Энциклопедия дошкольника» и др. Это помогло мне  подготовить и провести  интересные и нетрадиционные интегрированные  занятия:

-«Полёт в космос»-  аппликация, рисование  в технике мелки+ акварель;

- «Профессия-  космонавт»-  развитие речи, ознакомление с окружающим миром, лепка;

-«Первый в космосе» (В. Бороздин)-  чтение  и обсуждение рассказа, совместное составление своего рассказа;

-  «Дорога к звездам» сюжетное рисование   в технике свеча + гуашь.

         Затем я  создала в группе соответствующую предметно-развивающую среду (атрибуты к дидактическим, сюжетно-ролевым и подвижным играм, создание коллажа «Солнечная система») и начала подбирать наглядный материал и познавательную литературу. К организации развивающей и творческой деятельности детей мной были подключены родители, поскольку я считаю, что родители являются неотъемлемыми участниками учебно-воспитательного процесса. Это они помогли мне в сборе наглядной информации для выставки «Мы изучаем космос» (книги, открытки, сувениры, фото), проявив неподдельный интерес к задуманному. Активное участие принимали родители и в изготовлении подделок из бросового, подручного и природного материала для конкурса совместного творчества родителей и детей «Земля – наш дом во Вселенной». Они также выступили инициаторами поездки в село Витино, где уже много лет функционирует Национальный центр управления и испытаний  космических  средств, чтобы дети воочию увидели как исследуется космос.

           Для реализации поставленных задач я применяла самые разнообразные формы и методы работы с дошкольниками. В основном я использовала методику ТРИЗ, потому, что она - ключ к развитию творческого  мышления и метод системного мышления. На познавательных занятиях по данной теме дети выполняли различные задания, обсуждали проблемные ситуации, находили способы их решения. Дети делали умозаключения на основе имеющихся сведений. Тематические беседы и составления рассказов по картинкам позволяли развивать логическое мышление, связную речь, способствовали развитию любознательности и интереса к окружающему миру. Опыты и эксперименты, которые проводились вместе с детьми, помогли ответить на вопросы «Как происходит смена дня и ночи?», «Откуда берутся солнечные зайчики? », «Что такое притяжение?» и т.д. Дети с удовольствием отражали свои знания и впечатления в изобразительной деятельности, в составлении рассказов и сказок. А после этого они с удовольствием разучивали стихи, загадки и считалки, с интересом слушали тематические произведения художественной литературы, отвечали на поставленные педагогом вопросы по содержанию. А комнате психологической разгрузки, существующая в нашем садике, позволяла  детям в своём воображении отправляться в путешествия по планетам Солнечной системы под космическую музыку группы «Земляне» «Трава у дома». Благоприятная и чарующая атмосфера этой комнаты способствует развитию у детей образного мышления и воображения. Там же мы просматривали мультфильмы и обучающие диски на тему «Космос». Таким образом, я использовала всевозможные формы работы. Такое разнообразие форм и методов работы позволило мне учесть следующие принципы работы с детьми дошкольного возраста:

  1. Принцип  взаимосвязи всех направлений работы с детьми;
  2. Принцип последовательности;
  3. Принцип систематичности;
  4. Принцип повторности;
  5. Принцип наглядности.

          В ходе работы над темой были созданы выставки: детских рисунков, работ по аппликации, пластилинографии «Удивительный космос»; коллаж из фотографий «Герои космоса», папки «Космическая копилка» (в ней собраны рассказы, сказки и др. материалы о космосе). Совместно с музыкальным руководителем задействовали родителей в развлечении «Этот загадочный Космос». Все это способствовало заинтересованности детей темой космоса и проявлению их познавательной активности. Они вместе с родителями находили информацию по теме, приносили свою литературу ,самостоятельно  составляли рассказы о космосе,  играли  в сюжетно- ролевые игры, делились своими знаниями с другими детьми из детского сада.

          При  реализации  темы  я столкнулась с рядом проблем. Одна из них - недостаток наглядного эстетического материала. Но именно эта проблема способствовала развитию творческого потенциала как взрослых, так и детей.   Реализация проекта помогла  заинтересовать каждого ребёнка тематикой, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме, создать атмосферу радостного сотворчества, ориентировать детей на использование собственного опыта, накопленных знаний. У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Надо отметить, что изучение темы благоприятно сказалось на общегрупповом развитии детей. Ребята не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – внимательнее относятся  друг к другу, проявляют  умение работать в коллективе, сообща.  

          Таким образом, я считаю, что изучение  космоса  - очень благодатный материал  для развития  познавательных способностей  детей потому, что кроме непосредственно «космических» знаний  дети получили ещё много и других. Так, в процессе  работы с «космическими материалами» дети узнали, что такое время и как найти  день своего рождения. Они учились использовать измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы, а так же различать живое- неживое, земные и неземные  элементы, основное строение растений; познакомились с названиями континентов, стран, городов; узнали, почему происходит смена дня и ночи, времен года и многое другое. Дошкольник начинает интересоваться загадочным миром околоземного пространства, тайнами безграничного космоса. Подрастая, ребёнок всё больше и больше увлекается возможностью познания и исследования Вселенной силами человеческого разума. Удовлетворение этой интеллектуальной потребности стимулирует познавательную активность, поисковую деятельность творчески ориентированной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников в рамках изучения темы космос.

Данная работа представляет собой обобщение опыта в рамках изучения темы "Космос"....

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

Проект по самообразованию «Художественное творчество как эффективный ресурс развития познавательной активности в младшем дошкольном возрасте»

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартны...

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...