Совместные адаптационные игры с родителями. Коммуникативные игры.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Каминская Анна Сергеевна

Совместные адаптационные игры с родителями. Коммуникативные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnye_adaptatsionnye_igry_s_roditelyami.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«ЛЕГКОЕ ПЕРЫШКО»

Цели: развитие диафрагмального типа дыхания; стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка.

Актуальность. Находясь в новой обстановке, ребёнок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.

Ход игры. Соедините два разноцветных пера нитью, повесьте ниточку с перьями на шнур, сделайте глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполните это упражнение со своим ребенком.

«ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

Цели: регуляция процессов возбуждения и торможения; снижение уровня тревожности; развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Актуальность. Это игра в прятки, но не простые, а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребёнком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще в тайном, укромном месте).

Ход игры. Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребёнок видит всё вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в осенние листочки:

Мы – осенние листочки,

На веточках висели.

(Ребёнок сидит на корточках.)

Ветер дунул – полетели.

(Встает, бегает по комнате, раскинув руки в стороны.)

Мы летели и летели

И на землю тихо сели.

(Садится на корточки, замирает.)

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял.

(Встает, поднимает руки вверх.)

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил.

(Кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает.)

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляется» во время потягивания.

«РИСУЕМ НА ПЕСКЕ»

Цели: развитие тактильной чувствительности; визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Актуальность. Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарывают в песок – это приятные ощущения; песок медленно сыплется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется, – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга: стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие, левого полушария и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Ход игры. Когда на улице становится тепло, детвора собирается в песочнице. Можно создать свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По «песочку» пробежало стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой появится рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру.

«РАЗГОВОР С ИГРУШКОЙ»

Цели: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний; развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки-перчатки – бибабо.

Актуальность. Для ребёнка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребёнку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущениями комфорта и безопасности.

Ход игры. Попробуйте надеть себе на руку перчаточную игрушку. На руке ребёнка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте: «Почему мой ... грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли?». И т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребёнком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

«КОЛЮЧИЙ ЕЖИК»

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений; стимуляция речевой активности

Оборудование: массажный мяч.

Актуальность. Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

Ход игры. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ёжика. Аккуратно кладите шарик на ладонь ребёнка, прокатывайте «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживайтесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождаются стихотворением:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

«ЧТО НАМ ПОДСКАЖУТ ПАЛЬЧИКИ»

Цели: развитие тактильного восприятия, наблюдательности; обогащение сенсорного опыта; стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

Актуальность. Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. Эта игра обогащает сенсорный опыт ребёнка (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), развивает чувствительность рук, активизирует внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

Ход игры. Возьмите природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите с ребёнком, потрогайте и опишите их. Например: шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем попросите ребёнка закрыть глаза, положите ему в ладонь один из них и предложите отгадать, какой предмет лежит в ней. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большее количество пальцев, а сами движения проводить энергично.

Благодаря этой игре ребенок будет с нетерпением ждать новых ощущений, впечатлений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

Общие хороводы.

«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!»

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!

«РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!»

Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга («сдулся») или разбежаться по комнате («разлетелись пузырьки»).

«КАРУСЕЛИ»

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

(Карусель медленно движется в правую сторону.)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

(Темп речи и движений постепенно ускоряются.)

А потом всё выше, выше,

(Дети поднимаются на носках, поднимают руки вверх-вниз.)

А потом всё ниже, ниже.

(Дети приседают, опуская руки.)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

(На слова «побежали» карусель меняет направление движения.)

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

(Темп движений постепенно замедляется.)

Раз-два, раз-два (пауза).

Вот и кончилась игра.

(Все останавливаются и кланяются друг другу.)

«МЫ НА ЛУГ ХОДИЛИ…»

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу:

Мы на луг ходили,

Хоровод водили.

Вот так на лугу

Хоровод водили.

(Дети движутся по кругу, взявшись за руки.)

(Затем останавливаются.)

Делали головками – ник-ник-ник.

Пальчиками ловкими –чик-чик-чик.

(Наклоняют голову влево-вправо.)

(Дети стучат пальчик о пальчик.)

Хлопали ладошками – хлоп-хлоп-хлоп.

Топотали ножками – топ-топ-топ.

(Хлопают в ладоши.)

(Топают ножками.)

А потом устали

И тихонько встали.

(Делают вдох-выдох.)

(Тихо стоят.)

«ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ…»

Дети стоят по кругу, не держась за руки. Выполняют одинаковые движения по показу педагога. (Усложнение: выбор самого смелого ребенка на роль «зайки»).

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так.

И ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как «зайка» шевелит ушками.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

(Поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Сок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

(Подпрыгивают на двух ногах.)

(Если есть водящий – «зайка», то дети гладят «зайку», стараясь согреть его. «Зайка» выбирает себе замену).

«ХОРОВОД»

Игру лучше проводить на траве.

Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод.

(Дети идут по кругу.)

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бах!

(Приседают или опускаются на землю.)

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

(Дети идут в другую сторону.)

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгнем все мы вдруг. Прыг!

(Останавливаются и подпрыгивают на месте.)

«МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ».

Дети стоят в кругу на расстоянии друг друга, чтобы при движении не задевать соседей.

Воспитатель произносит текст медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

(Дети топают ногами, хлопают в ладошки, качают головками влево-вправо.)

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Мы бегаем кругом.

(Дети поднимают руки вверх, опускают руки вниз, подают руки друг другу, берутся за руки, бегут по кругу.)

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой».

Все останавливаются. Затем игра повторяется.

«ЗАТЕЙНИКИ».

Играющие встают в круг, затейником может быть воспитатель. Он показывает движения, дети повторяют.

Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Делаем вот так!

(Дети идут вокруг водящего.)

(Дети останавливаются, затейник показывает какое-либо движение, дети повторяют его и называют.)

Затейник может усложнить задачу: показывать движения птиц, животных, людей разных профессий и т. д.

Игры-забавы.

«ЛОВИ-ЛОВИ!»

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5–0,75 см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, – ребенок). «Лови-лови!» – говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.

Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.

«ЧЕЙ ГОЛОСОК?»

Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

«ДОГОНЯЛКИ С КУКЛОЙ (МИШКОЙ)»

Материал: игрушка – кукла или мишка.

Ход игры. Игрушка «говорит», что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от неё, а она находит и обнимает детей: «Вот мои ребятки».

«ИГРАЕМ С МЯЧОМ!»

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель показывает детям мяч и говорит:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

(Отбивает ладонью его по полу.)

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

(Перебрасывает мяч из руки в руку.)

Затем дети выдвигают вперед две ладошки, и воспитатель катит мяч по ладоням детей.

«КУКЛЫ ПЛЯШУТ»

Материал: 5–6 кукол средних размеров (желательно мальчики и девочки).

Ход игры. Педагог говорит: «Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами!» Взяв куклу, педагог показывает, как с ней можно танцевать. Потом он подзывает 5–6 детей и предлагает им выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют плясовые движения. Под конец куклы раскланиваются (изображают дети, держащие кукол в руках).

«А теперь подумайте, кому вы хотите передать свою куклу», – обращается воспитатель к играющим. Малыши передают свои игрушки тем, кто ещё не плясал.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

В эту игру можно играть бесконечно – ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками – всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем («Человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!»).

Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми!

Ниже приводим стихотворения, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева – слова стихотворения, справа – примерные действия) такие стихотворения:

ЗАЙКА

Заинька-зайка,

(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)

Маленький зайка,

(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)

Длинные ушки,

(Дети приставляют ладошки к голове – «ушки».)

Быстрые ножки.

(Побежали.)

Заинька-зайка,
Маленький зайка,

(Движения повторяются.)

Деток боишься,
Зайка-трусишка.

(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)

МИШКА

Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,

(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)

Мишка хочет сладких ягод,

(Погладить себя по животу, облизнуться.)

Да никак их не найдет.

(Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)

Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.

(Показать указательным пальцем, на лице – восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.)

Подошли к мишутке детки,

(Помаршировать.)

Мишка громко зарыдал.

(Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)

(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)

Далее приводим просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!

СТОЛЯРЫ

Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры – легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.

КОЗЛИК

Козлик по полю гулял, на гармонике играл:
Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.
Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:
Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.
Козлик наш не убежал, веселее заиграл:
Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.
Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:
Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!

ЗАРЯДКА

Скачет лягушонок, ква-ква-ква,
Плавает утенок, кря-кря-кря.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица, тюр-лю-лю,
В воздухе резвится, тюр-лю-лю.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок, ме-ме-ме,
А за ним ягненок, бе-бе-бе.
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на зарядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три.
Видите, стараемся, спортом занимаемся!

ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ

Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились – ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Раз, два, три… Два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь, я иду искать!»

Игры в кругу с обращением к партнёру.

«ВОЗЬМИ – ОТДАЙ» («ЛОВИ – БРОСАЙ» С МЯЧОМ)

Дети стоят в кругу (или сидят на стульчиках в ряд). Игру начинает воспитатель. Он берет небольшую игрушку, чтобы ребенок хорошо и удобно держал её в ладошке, и, протягивая ребенку игрушку, воспитатель говорит: «Возьми». Ребенок должен взять игрушку, а затем протянуть её другому, своему сверстнику. При этом воспитатель каждый раз комментирует действия ребенка словами: «Возьми – отдай».

«ПЕРЕДАЙ УЛЫБКУ (МЯЧ)»

Дети стоят в кругу.

Воспитатель (начинает напевать).

От улыбки с каждым днем светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернется…

(Обращаясь к детям.) И мы с вами будем улыбаться друг другу, учиться делиться своей улыбкой. Я улыбнусь Пете, Петя улыбнется Алине, Алина улыбнется Ване и т. д. (При этом нужно повернуться к ребенку и улыбнуться ему. Воспитатель комментирует действия детей.)

«ПОГЛАДЬ ЛАДОШКУ»

Дети стоят в кругу.

Воспитатель (говорит нараспев, протягивая свою ладонь одному из детей).  

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке…

Ребенок должен протянуть ладошку воспитателю. Он гладит ладошку, и так со всеми детьми. Потом по цепочке каждый из детей протягивает ладошку другому и гладит её.

Хороводные игры с выбором партнёра.

«ПО ДОРОЖКЕ АНЯ ШЛА...»

Дети встают вокруг водящего с шапочкой.

По дорожке (имя ребенка,
к примеру, Аня)
 шла,

Аня шапочку нашла.

Стала Аня выбирать,

Кому шапочку отдать.

(Дети идут вокруг водящего.)

Коле (имя ребенка, которому
передается шапочка)
 шапка
хороша,

Попляши, моя душа.

(Выбранный ребенок танцует под хлопки остальных, затем сам становится водящим.)

«ЗАЙКА»

Дети стоят в кругу, «зайка» – в середине.

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не можешь даже встать,

На другого показать.

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи!

(«Зайка» пляшет, называет ребенка по имени, а сам встает в круг.)

«ГНЁЗДЫШКО»

Детям нужно взяться за руки, образовав круг, и присесть – это «гнёздышко». Внутри гнезда сидит «птичка» – ребенок.

Дети (идут по кругу и приговаривают).

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет.

(Ребенок внутри «гнезда» машет руками, подпрыгивает, быстро машет ладошками, поет «ля-ля-ля».)

Педагог.

Птичка вылетает!

Педагог.

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

Птичка – в гнездо!

(«Гнездо» рассыпается, и все «летают», изображая птиц.)

(Дети бегают врассыпную, стараясь не наталкиваться друг на друга.)

(Нужно вновь сделать «гнездо» с птичкой внутри.)

Игра повторяется 2–3 раза, на роль птички каждый раз выбирается новый ребенок.

«ВОДЯТ МЫШИ ХОРОВОД…»

Выбирается водящий – «кот», он сидит в центре круга. «Кот» спит.

Дети держатся за руки, идут и приговаривают:

Водят мыши хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шуршите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет весь хоровод…

Ребенок-«кот» «просыпается» и старается поймать или дотронуться до детей – «мышей». Потом игра возобновляется.

«АЙ, ГУГУ»

Дети с воспитателем водят хоровод. Выбор партнера осуществляется в конце хороводной игры: кого ребенок предпочитает вытянуть из лужи.

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружися на лугу.

На лугу-то лужица,

Голова закружится.

(Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают.)

(Держась за руки, идут влево и с последним словом приседают.)

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда, так беда!

(Опускают руки, поворачиваются лицом
к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже.)

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

(Делают несколько прыжков от центра
и останавливаются. С последним словом дети приседают, «попадают в лужу».)

Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить из лужи. Спасенный ребенок может по собственному желанию помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начинается сначала.

«ХОДИТ ВАНЯ»

Дети стоят в кругу, водящий – Ваня – в середине.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка.

(Дети идут в одну сторону, Ваня –
в другую.)

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка.

(Ваня ходит по кругу и выбирает дружочка.)

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка.

(Ваня выбирает дружочка и ведет его в середину круга. Ваня и дружочек танцуют, дети хлопают в ладоши.)

«ПАУЧОК»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки; «паучок» (в его роли – водящий) приседает в центре.

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

(Идут по кругу.)

На ноги поставили,

(Подбегают к водящему, поднимают его.)

Танцевать заставили.

(Водящий закрывает глаза и кружится, дети хлопают в ладоши.)

Танцуй, танцуй,

Сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

(Водящий, не открывая глаз, выбирает кого-то из играющих, и они меняются местами.)

Игры-знакомства (игры-обращения).

«НАЗОВИ ПО ИМЕНИ»

Дети сидят на коврике. Педагог выводит одного из детей в центр и приговаривает:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Дети должны назвать имя ребенка.

Усложнение игры. Водящий – ребенок – поворачивается к детям спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят те же слова (см. выше). Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил, называет имя сверстника. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он называет этого ребенка по имени.

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»

Дети встают в круг держась за руки. Один ребенок выходит в центр круга. Педагог (называет ребенка в центре круга по имени) говорит:

Ваню в круг мы вызывали,

Ласково все называли... Ванечка (Ванюша).

Дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга. Затем каждый из детей по очереди выходит в центр, и игра продолжается.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ (КОЛОКОЛЬЧИК)»

Дети стоят в кругу не держась за руки.

Педагог берет в руки мяч и говорит:

Прикатился мячик к нам,

Будет прыгать по рукам.

Положу его в ладошку –

Поиграй со мной немножко!

Педагог вкладывает мяч в ладошку ребенку, показывает ему и всем детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребёнку, называя его по имени («На, Петя, мяч!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым. Можно передавать мяч сначала по часовой стрелке, затем в обратную сторону.

«КОГО СЕГОДНЯ НЕТ?»

Дети стоят в кругу.

Педагог говорит:

Мы сегодня поутру

Затевали все игру.

Все сегодня собрались?

Ну-ка, дружно оглянись!

Вот наши мальчики! (Обводит рукой.)

Вот наши девочки! (Обводит рукой.)

А кого сегодня нет?

Кто откроет мне секрет?

Педагог просит детей вспомнить, кто сегодня не пришел в группу, и назвать имена отсутствующих ребят.

«ИГРА С СОБАЧКОЙ»

Воспитатель держит в руках игрушечную собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо».

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Групповые подвижные игры.

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Материал: зонтик.

Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми.

Воспитатель (вместе с детьми ходит по комнате и поёт).

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

(Бег или быстрый шаг.)

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

(Хлопки в ладоши.)

Дети выполняют движения.

Воспитатель. Набежали тучи, и пошел дождь (раскрывает зонт).

Дети бегут под зонт к воспитателю.

Воспитатель (стоя под зонтом, поёт).

Дождик, дождик, ты не лей,

Наших деток пожалей!

Дождик, дождик, не стучи,

Наших деток не мочи!  

Воспитатель. Прошел дождик, солнышко выглянуло!

Игра повторяется 3 раза.

«ПОДАРКИ»

Дети водят хоровод вокруг водящего со словами:

Принесли мы вам подарки.

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Ведущий выбирает один из названных предметов, и дети изображают его движения. Затем ведущий выбирает ребенка, показавшего лучше всех движение, и он становится ведущим.

Скачет конь наш – чок-чок-чок,

Слышен топот быстрых ног.

(Дети двигаются по кругу прямым галопом.)

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

(Дети свободно танцуют.)

Вот как кружится волчок!

Прожужжал и на бок лег.

(Дети кружатся и приседают.)

Самолет летит,

Летчик смелый в нем сидит.

(Дети бегут по кругу с поднятыми в стороны руками.)

«КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»

Педагог ходит по комнате и поёт песенку:

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

желтые цыплятки.

(Дети стайкой идут за воспитателем.)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

(Воспитатель грозит пальчиком.)

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

(Дети повторяют движения за воспитателем.)

Найдем толстого жука,

дождевого червяка.

(Показывают ладошками.)

Выпьем мы водицы

полное корытце.

(Ладошки-лодочки подносят ко
рту – «пьют».)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

не ходите далеко!

(Дети гуляют по комнате.)

Куд-куда, куд-куда,

Ну-ка, ну-ка, все сюда!

(Воспитатель подзывает всех детей к себе.)

Ну-ка, к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло!

(Дети подбегают к воспитателю – «курочке», воспитатель обнимает всех детей.)

«ПРЯТКИ»

Материал: дудочка или колокольчик.

Педагог накрывает детей прозрачной (потом можно и непрозрачной) тканью – «дети спрятались».

Педагог ходит по комнате и «не может» найти детей. При этом он поёт:

Я по комнате хожу,

Деток я не нахожу.

Ну куда же мне идти?

Где же деточек найти?

Надо дудочку достать

(или: Колокольчик надо взять).

И на дудочке сыграть

(В колокольчик поиграть).

Все услышат, прибегут

И со мной плясать пойдут!

Педагог играет на дудочке.

Дети выбегают, и все вместе танцуют.

«ОТГАДАЮ, КТО ПОЗВАЛ»

Педагог закрывает глаза, один из детей называет его по имени. Взрослый отгадывает по голосу, кто из детей его позвал, и называет имя этого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас родители Коммуникативные игры

консультативный материал...

Консультация для родителей «Коммуникативные игры – это серьезно!»

Консультация для родителей «Коммуникативные игры – это серьезно!»...

«Совместные адаптационные игры с родителями»

laquo;Детство –это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что...

Консультация для родителей "Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста"

С самого рождения малыша окружают заботливые родители и любящие взрослые, в тесном общении с ними происходит его развитие. Взрослый маленького ребенка, посредник между ним и окружающим миром. Но рано ...

Консультация для родителей " Коммуникативные игры"

Коммуникативные игры - как средство социального развития детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у детей».

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно...

Консультация для родителей "Коммуникативные игры в ДОУ в совместной работе педагога-психолога, учителя-дефектолога и музыкального руководителя как средство развития коммуникативных навыков"

Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоци...