Картотека пальчиковых игр
картотека (средняя группа) на тему

Менус Елена Владимировна

средняя группа детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_v_sredney_gruppe.docx79.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                       

(по тематическим неделям)      

Для детей 4-5 лет

                       

                                             

Подготовил воспитатель:

Мякоткина Е.В.

Цели методической разработки – развитие движений пальцев рук, их координированности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей методической разработки основное значение имеют:

  • забота о здоровье, всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества.

Задачи методической разработки:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук, их координированность;
  • подготовить кисть ребенка к овладению письмом;
  • научить делать точные, ритмичные движения руками;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • научить согласовывать речь с движениями;
  • формировать творческие способности, внимание, память и речь.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук целесообразно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Содержание методической разработки:

Темы, освещаемые в методической разработке, представлены в виде текстовой таблицы.

План пальчиковых игр в средней группе

 на год (по тематическим неделям)

Месяц

Тема недели

Название  пальчиковой игры (упражнения)

сентябрь

Мой любимый детский сад

 «Кукла собирается гулять» (1. Стр.237),

«Наши  пальцы» (1. Стр.37).

Мир игры

«Игрушки»(1. Стр.236),  «Пальчики играют» (1. Стр.36).

Мой мир

«Пять пальцев» (1. Стр.51),  «Музыкальные инструменты» (1. Стр. 241).

Профессии

«Маляр» (1. Стр.76),  «Капитан» (1. Стр.75).

Осенняя пора

«Хозяйка однажды с базара пришла» (1. Стр. 196),

«Осенний ветерок» (1. Стр. 217).

 

октябрь

Дары осени

 «Фрукты» (1. Стр. 197),

«Соберу грибы» (1. Стр. 191).

Мой город

«На базар»

«Солнышко», (1. Стр. 205),   «Дождик и ветер» (1. Стр. 209).  

Домашние животные

«Котик» (1. Стр. 139),

«Кот на печку пошёл» (1. Стр. 141).

Дикие животные

«Белочки» » (1. Стр. 108), «Волчок»  (1. Стр. 111).

ноябрь

Моя Родина

«Моя семья» (1. Стр. 7), «Летит над полем птичка» (1. Стр. 157).

Поздняя осень

«Поздняя осень» (1. Стр. 216), «Деревья осенью» (1. Стр. 216).

Наши добрые дела

«Добрый друг» (7. Стр. 63), «Добро и зло» (7. Стр. 64).

Семья и семейные традиции

«Семейка» (7. Стр.7), «Три веселых братца» (7. Стр. 9).

декабрь

Зимушка - зима

«Мороз» (7. Стр. 203), «Ветер северный подул» (7. Стр. 217).

Уроки вежливости и этикета

«Попрошайка» (7. Стр. 62), «Добро и зло» (7. Стр. 64).

Будь осторожен

«Ножницы» (7. Стр. 232), «Замок» (7. Стр. 232).

Новогодние чудеса

«Новогодние игрушки(7. Стр. 88),  «Елка» (7. Стр. 88).

январь

Культура и традиции

«Матрешки» (7. Стр. 237),  «Мы играем на гармошке» (7. Стр. 239).

Зимние забавы

«Снеговик» (7. Стр. 94), «Зимние забавы зверей» (7. Стр. 95).

Я и мои друзья

 «Добрый друг» (7. Стр. 63),«Дружные сестрёнки» (7. Стр. 72).

февраль

Зимний спорт

 «Горка» (7. Стр. 94),«Спортсмены» (7. Стр. 79).

Мое здоровье

 «Умывалочка» (7. Стр. 99), «Компот» (7. Стр. 80).

Мир комнатных растений

«Цветок» (7. Стр. 188), «Комнатные растения» (7. Стр. 192).

Защитники отечества

 «Наша армия» (7. Стр. 76), «Капитан» (7. Стр. 75).

март

Женский день

«Мама мишек будит рано» (7. Стр. 31), «Бабушкины пирожки» (7. Стр. 11).

Масленница

«Здравствуй» (7. Стр. 97), «Хлеб» (7. Стр. 85).

Весна в окошко к нам стучится

 «Весна» (7. Стр. 214), «Веснянка» (7. Стр. 215).

Мир книг

«Колобок» (7. Стр. 103),   «Сказки» (7. Стр. 106).

апрель

Юмор в нашей жизни

 «Петрушка» (7. Стр.104),«Репка» (7. Стр. 105).

Космические просторы

«Космонавт» (7. Стр. 75),«Часы» (7. Стр. 234).

Пернатые друзья

«Лесной лекарь» (7. Стр. 158), «Скворечник» (7. Стр. 159).

Пасхальная неделя

«Оладушки» (7. Стр. 85),  «Тесто» (7. Стр. 85).

май

День победы

«Веселый оркестр» (7. Стр. 239), «Наша армия» (7. Стр. 76).

Опыты и эксперименты

«Где ночует солнышко» (7. Стр. 207), «Гроза» (7. Стр. 211).

Экологическая тропа (насекомые)

«Насекомые» (7. Стр. 171),«Паучок и прыгуны» (7. Стр. 171).

Скоро лето

«Жук» (7. Стр. 179),«Купание» (7. Стр. 183).

 «Капуста»

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

«У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Котенок-глупыш».

Кусается сильно котенок-глупыш,

      2                3          4                5

Он думает: это не палец, а мышь  (смена рук).

 5                  4            3            2

Но я же играю с тобою, малыш,

      2          3             4            5

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

        5             4              3                   2

Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишья – смена рук.                                  

                                              «Пять утят»

Пять утят плывут вперед,

На берегу их мама ждет,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут …

Трое утят плывут…

Двое утят плывут …

Вот один плывет вперед,

На берегу его мама ждет,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук – «мама-утка». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от «Мамы-утки» и к ней. Количество  разогнутых пальцев соответствует количеству утят. Постепенно пальцы загибаются.

«На базар»

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

При этом ладони не соприкасаются.

-мизинцы

-безымянные

-средние

-указательные

-большие

-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

«Компот»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

«Чайник»

Привет, я – чайник                        показываем руками толщину

Большой и толстый.

Вот моя ручка,                                рука вбок,

А вот мой носик.                                другую руку вверх и в сторону

Если буду кипеть,                        хлопаем рукой на макушке

Я буду свистеть.                                изображаем свист

С печки меня возьмешь,                наклоняемся в сторону, где рука-ручка

Чаю себе нальешь.                        наклон в сторону, где рука – носик

«Мама-ежиха»

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж ладоней щеткой для волос (на ударные слоги). Не исключается и самомассаж.

 «Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При  перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно.

«Снегирь и сорока»

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили, по-прежнему, с нами,

Мы будем кормить их,

Конечно же, сами.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Это ребенок может проделать одной рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.

«Наши пальцы»

Дружно пальцы встали вряд -                         показываем ладонь

Десять крепеньких ребят.                                сжимаем пальцы в кулак.

Эти два – всему указка,                                        показываем указательные пальцы

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка,                                демонстрируем средние пальцы

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны,                                        показываем безымянные пальцы

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки -                                 вытягиваем мизинцы

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них -                                 показываем большие пальцы

Два больших и удалых.                                         остальные пальцы сжимаем в кулак

«Праздник».

Ждали праздника мы долго                        трем ладошку о ладошку

Наконец пришла зима.                                сжать кулаки, прижать их друг к другу

Наконец пришла зима,

В гости елку привела.                                пальцы «идут» по столу, по коленкам

К елке все мы подошли,

Хороводы завели.                                пальцы показывают елочку, указательные                                                                                             пальцы сгибаются.

Покружились, поплясали.                        Круговые движения кистями рук.

Даже чуточку устали.                                Кисти рук опустить, расслабить

Дед Мороз, скорей приди,                          ладони прижать друг к другу,

Нам подарки принеси.                                потом притянуть вперед

«Погреемся»

Наши ручки замерзают,                        кулачки крепко прижать друг к другу

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.                           разжать кулачки, хлопать в ладоши

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!                                  пальчики, чтобы их согреть,

Сильно надо растереть.                                прижать  ладони друг к другу, тереть        

Пальчики мы согреваем,                             ладонь о ладонь

Их сжимаем, разжимаем.                        греем руки круговыми движениями,  

                                                          сжимаем и разжимаем кулачки.

«Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву          ладони лодочкой, волнообразные

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.                  движения рук.

Парус подниму, синим морем поплыву.                  поднять выпрямленные ладони

                                                                  вверх

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.    имитация движений волн и рыбок

     «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,                        пальцы «бодро маршируют» по столу

Бодрым шагом  мы идем.

В нашу армию, ребята                                пальцы сжаты в кулак,

Просто так не попадешь.                указательный вверх и покачивается        влево - вправо

Нужно быть умелыми,                                       ладони вверх, пальцы растопырены,

Сильными и смелыми        сжимаются и разжимаются.

«Варежки»

Маша варежки надела:                сначала все пальцы растопырены,

«Ой, куда я пальчик дела ?»        потом большие прижимаются к ладони –

        «прячутся»

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал

Маша варежку сняла:        большие пальцы выпрямить

«Поглядите ка, нашла».

Ищешь, ищешь, не найдешь.        сжать пальцы в кулак

«Здравствуй, пальчик,

Как живешь?»        большой палец отделить от кулака.

 «Мамочка»

Мамочка, мамочка,                                    поочередно загибаем пальчики правой

Любимая моя.                                             руки, загибаем пальцы правой руки,

                                                                     начиная с большого, затем то же на левой руке.

Ведь ты знаешь, мамочка,                        правую руку сжать в кулак, ладошкой

Как я люблю тебя.                                     левой крепко его обхватить

 «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,        «Шагают» пальчики по столу

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку,        загибают по одному пальцу на строчку

Горох, петрушку и свеклу. Ох !        хлопок

Вот овощи спор завели на столе -         попеременные удары кулаками и ладонями

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

Картошка ? Капуста ? Морковка ?        загибают пальцы на обеих руках

Горох ? Петрушка и свекла ? Ох !        хлопок

Хозяйка тем временем ножик взяла        стучат ребром каждой ладони по столу

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,        загибают пальчики

Горох, петрушку и свеклу. Ох !        хлопок

Накрытые крышкой в душном горшке      ладони складывают крест-накрест на столе

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка

Горох, петрушка и свекла. Ох !        хлопок

И суп овощной оказался неплох.

 «Алые цветы»

Наши алые цветки                                             соединяем обе руки ладонями

                                                                             друг к другу

Раскрывают лепестки.                                       медленно раскрываем пальцы

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                                            медленно закрываем пальцы

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.                                          покачиваем сложенными кистями  

Тихо засыпают,

Головой качают.

«Классическая»

Раз цветочек,                                           пальцы рук согнуты, крутим кистью

                                                                  правой руки, изображая цветок

Два цветочек.                                          то же самое, левой рукой  

Ежики, ежики.                                        кистями рук поочередно изображаем ежиков

Наковальня, молоточек.                         поочередно кулаками стучим друг об дружку

Ножницы, ножницы.                              движение ножниц

Бег на месте, бег на месте.                     ногами – бег на месте

Зайчики, зайчики.                                   руками показываем заячьи уши

Ну-ка, дружно,

Ну-ка, вместе:                                        

Девочки!                                                  девочки кричат: «Девочки!»

Мальчики!                                               мальчики кричат: «Мальчики!»

«Божья коровка»

Божьей коровки папа идет.                    всеми пальцами правой руки

                                                                  «шагать» по столу

Следом за папой мама идет.                  всеми пальцами левой руки

                                                                  «шагать» по столу

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними малышки бредут.           «шагаем» двумя руками одновременно

Красные юбочки носят они.                  поджать ладони, пальцы плотно сжаты

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.            изображать пальцами солнце

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень.            спрятать пальцы в кулачки

 «Бутончик»

Словно в бутончик собрал лепестки.            горсткой собрать пальцы левой руки

Солнце свои посылает лучи                          пальцы раскрыты у левой руки

Утром под солнцем цветы раскрываются.   пальцы на правой руке распрямляются

Солнышко село, и сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

«У сосны, у пихты»

У сосны, у пихты, елки

Очень колки иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник!

Даем ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку между ладонями.

«Пчелки»

Домик маленький на елке,                одна рука стоит на столе, пальцы растопырены

                                                             другая рука смыкает пальцы в кольцо

Дом для пчел,                                     заглядываем в «улей»

А где же пчелки?

Надо в дом постучать,                        сжимаем кулаки и стучим друг о друга

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?                стучим кулаками друг о друга

Стали вдруг вылетать:                        разводим руками, растопыриваем пальцы и

                                                              шевелим ими (пчелки летают)

Раз, два, три, четыре, пять!

«Ягоды»

С ветки ягоды снимаю                         левая рука согнута в локте и поднята на

И в лукошко собираю                          уровне лица. Кисть опущена

Ягод – полное лукошко!                     (пальцы – «ветки»)

                                                                                                                                                                                                   

Я попробую немножко.                       Правой рукой (пальцы собраны в щепотку)

 Я поем еще чуть-чуть -                       «снимаем ягоды»

Легче будет к дому путь.

Используемая литература:

1.Л.Н.Калмыкова  «Картотека тематических пальчиковых игр».