. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов
учебно-методический материал на тему
Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.1. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов |
Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам [5, с. 76]:
1) совокупность всевозможных психических процессов и состояний.
2) высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности
3) способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В российской психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный ученый Б. М. Теплов [20, с. 99]. Он выделил три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности - это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности [24, с. 90]. К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения - для художника-живописца). Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются, на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленность ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).
Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов [9, с. 132]. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.
В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей [11, с. 78].
Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные [23, с. 89]. Потенциальные - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Наиболее общую классификацию способностей выделяет Комарова Т. С.: общие и специальные [18, с. 45].
Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн [22, с. 44], ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
Помимо разделения способностей на общие и специальные, Киреенко В. И. [16, с. 78] разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоритические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое Давыдовой Г. Н. [10, с. 90] Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие и т.п., способности также делят по уровню их развития на одаренность, мастерство, талант и гениальность.
Согласно С.Л. Рубинштейну [24, с. 56], любые специальные способности относятся к творческим способностям.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Проблема развития творчества и творческих способностей тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос развития творчества и творческих способностей. Подавляющая часть взрослых людей проявляет творческие способности в области своей профессии, и том виде деятельности, который является жизненно ведущим, преобладающим. Никто не может с уверенностью сказать, что развитие творческих способностей заканчивается в каком-то определенном возрасте. Можно только утверждать, что творческие способности нарастают с возрастом и достигают высокого уровня своего развития в тех видах деятельности, которые являются основными, преобладающими, жизненно ведущими или наиболее интересными.
В.И. Киреенко [16, с. 45, с. 34] писал о том, что способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень развития у всех разный. Самый высокий уровень ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.
Флерина Е. А. [24, с. 55] полагала, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
По мнению Калининой Р.Р. [12, с. 66], под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления.
Р.С. Немов [22, с. 56] говорил о том, что «Развитие способностей - это их совершенствование. Оно может проявляться, например, в появлении у человека новых способностей, таких, которых у него раньше не было. Развитие также может проявляться в превращении элементарных способностей человека в высшие способности».
И.П. Павлов [22, с. 33] рассматривал анатомо – физиологические особенности, которые имеют важные значения для развития изобразительных способностей. Он отмечал, что в развитие способностей любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. Выделяя два типа высшей нервной деятельности у человека, определяющие развитие его способностей, - художественный и мыслительный (умственный). Изобразительные способности принадлежат к художественному типу высшей нервной деятельности.
Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков [5, с. 35]. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития способностей Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Т.к. задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развиваясь на основе задатков способности, являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое сами задатки входят лишь как предпосылка.
Проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной [26, с. 132]. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности:
1. Способность образного видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.).
2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.
Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.
Таким образом, при всех различиях в подходе определения содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению.
Говоря о творческих способностях, исследователи часто употребляют понятие «креативность» (творческость). При этом под креативностью понимают способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) или способность обнаруживать новые способы решения проблем, или новые способы выражения (К. Роджерс) С психоаналитической точки зрения креативность определяется, как способность принимать материал из подсознания в сознание.
Учитывая, что носитель творчества — человек, а креативность является его неотъемлемым атрибутом, Флерина Е. А.[24, с. 66] определяeт креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Л.С. Выготский [5, с. 27] раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения. Л.С. Выготский: « …все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [5, с. 28]. Он выделял три формы воображения [5, с. 89]:
-Связь воображения с действительностью – всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащейся в прежнем опыте человека;
-Связь конечного продукта воображения с тем или иным реальным явлением – двойственная и взаимная связь воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на;
-Связь между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремиться воплотиться в неизвестные образы, соответствующие этому чувству.
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом, но без воображения не возможно творчество.
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа. Творческая мотивация - побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Исследователи тесно связывают с творческими способностями качество личности – самостоятельность. С.Л. Рубинштейн [22, с. 35] утверждает, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их особенность, « неподверженность чужим влияниям и внушениям, а является подлинным проявлением самостоятельности воли, усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе»
Показателями наличия познавательной самостоятельности являются:
- умение самостоятельно добывать новые знания из различных источников;
-умение использовать приобретенные знания, умения и навыки;
- умение применять их в практической деятельности для решения любых проблем
Взяв за основу определение способностей, данное Тепловым Б.М. [20, с. 19], Казакова Р.Г. [11, с. 80] считает, что творческие способности – это такие психологические особенности человека, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся:
- дивергентное мышление: беглость, оригинальность, точность и гибкость;
-воображение;
самостоятельность;
-мотивация различных этапов творчества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология формирования особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период фо...
«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»....
Сообщение для педагогов "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализ...
Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:- познакомить педаг...
Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаДвижение под музыку - неотъемлемая часть пластической культуры человека,...
Мастер-класс для педагогов и родителей Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного, развивающего пособия "Прозрачный мольберт"
Цель:Ознакомление участников мастер-класса с одним из нетрадиционных средств развития творческих способностей у детей дошкольного возраста - прозрачным мольбертом.Задачи:Способ...