Отчет об использовании ИКТ
методическая разработка на тему

Дмитриева Татьяна Валентиновна

Отчет об использовании современных технологий в музыкально-художественной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по ИКТ24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

об использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в музыкально-художественной деятельности

В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим её функционирования и развития как открытой образовательной системы.

В основе использования компьютерных средств в детском саду лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса. В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днём появляются всё более новые технологии. Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития.  Нами ИКТ рассматривается, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Педагоги-музыканты становятся для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на музыкальных занятиях. Музыка и компьютер – совместимые вещи.

В своей работе, на занятиях музыкой, я использую информационно-коммуникационные технологии: ноутбук, на котором составляю презентации для утренников, показываю тематические картинки, портреты композиторов, музыкальных сказок, видеофрагменты звучания разных инструментов и оркестров; музыкальный центр, проектор.

Вначале отмечу все положительные стороны:         

  • Наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;
  • Музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить.
  • Нет потери времени, как это происходило при перемотке кассет. Даже компакт-диск не совсем удобен, так как нет возможности выделить отдельный музыкальный фрагмент для его детального обсуждения с ребятами;
  • Интересно и удобно создавать презентации  самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного занятия.

Есть и отрицательные стороны данной технологии: 

  • Сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении.

Тем не менее, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и чтобы быть на уровне с нашими детьми, необходимо их осваивать.

      Главной задачей музыкального руководителя, является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития музыкальности, речи, мышления дошкольников. Всем нам известно, что наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
    Я на занятиях музыки использую различные программы, презентации, клипы на различные детские песни, которые очень мне помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что использование информационных технологий в учебном процессе:

• позволяет сделать его более динамичным, интересным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, что в конечном итоге и способствует повышению качества обучения;
• активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность детей;
• соответствует современным требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам будущих специалистов.

     Использование информационных технологий в детском саду позволяет:
разнообразить форму подачи и закрепления учебного материала о композиторах, музыке, музыкальных инструментах, ритме, танцах и т.д.
Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры.

В своей работе я использую такие цифровые ресурсы, как:

  1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, оперетт, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников, мультфильмы.
  2. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства; материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.
  3. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
  4. Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («+» и «-«), которые дают возможность  школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровыми ресурсами.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Благодаря использованию ИКТ появилась новая форма взаимодействия и с родителями , дети которых стали участниками различных конкурсов-так, в городе проходил конкурс «Мисс маленькая принцесса», воспитанница нашего ДОУ  Павленко Анастасия стала участницей,  и многие родители и сотрудники ДОУ участвовали в голосовании на многих сайтах социальных сетей, следовательно можно рассматривать эту деятельность в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения.

Данный проект открывает новые возможности развития учреждения во внешнем и во внутреннем взаимодействии, помогает создать сплоченный коллектив педагогов и родителей, объединяя их в единую образовательную команду.

Планирую создать музыкальную почту для родителей на сайте нашего ДОУ, для распространения информации по изучаемому музыкальному материалу-родители  могут стать активными участниками в подготовке музыкальных праздников, досугам,  помочь детям, редко посещающим ДОУ по причине болезни и др. причинам не отставать в изучаемом материале, участвовать в культурной жизни ДОУ

         Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности  можно использовать  домашний кинотеатр, центр –караоке,  мультимедиа,  компьютер со специально подобранными  программами, презентациями. Каждый день  мы  находимся  в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.

Свои достижения в области ИКТ  мы используем  при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и праздниках. Использование в процессе музыкального  воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками.  

При применении в работе ИКТ мы не забываем о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей.

Компьютерные технологии - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Они стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителямисамообразования.

Необходимым условием в работе музыкального руководителя является разумное использование в учебном процессе  цифровых  средств обучения, направленных на развитие наблюдательности, внимания,  музыкальности, речи, мышления дошкольников.  Наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, моторный, слуховой и эмоциональный.

Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал  ребят.

Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

Музыкальный руководитель МБДОУ Д/С 14                       Т.В. Дмитриева

     

Заведующий МБДОУ Д/С 14                                                 М.Ш.Яркина