Профессиональная успешность современного педагога
консультация на тему

Беспалова Мария Александровна

Что такое успешный педагог? В наше время мы привыкли говорить об успешности наших воспитанников, но успех детей тесно связан с успешностью педагога.

Успешность понятие относительное, показывающее умение согласовывать материальные, социальные и духовные потребности собственной личности  с реальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_uspeshnost_sovremennogo_pedagoga.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная успешность  современного педагога

Что такое успешный педагог? В наше время мы привыкли говорить об успешности наших воспитанников, но успех детей тесно связан с успешностью педагога.

Успешность понятие относительное, показывающее умение согласовывать материальные, социальные и духовные потребности собственной личности  с реальностью.

Наверное, ни один педагог не скажет, что он всегда доволен собой, каждым своим днем в учебной деятельности, каждым уроком. Бывают и неудачи, но без них невозможно движение вперед, не будет развития.

Мне кажется, что любой из нас должен стремиться к достижению внутреннего успеха, то есть к достижению удовлетворенности педагога собой и своей профессиональной деятельностью.

Важнейшее условие успешности педагогической деятельности – готовность к непрерывному педагогическому образованию.

Если воспитатель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, уверен в своем внутреннем успехе, то у него высокая самооценка, он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к успехам в  деятельности и в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность ребёнка.

В какой-то мере профессиональная успешность зависит от способностей педагога.

Для педагогов, которые непрерывно наращивают свою профессиональную успешность, я готова предложить несколько соответствующих тренинговых шагов-упражнений на ступенях весьма непростой лестницы профессионального воспитательного успеха. Предлагаемые ниже задания-упражнения можно использовать для самодиагностики своего профессионального роста как педагога.

Шаг первый

Для успешного воспитательного взаимодействия с детьми необходимо постоянно опираться на гуманную педагогику.

 А для этого следует постоянно напоминать себе следующий ряд правил-назиданий:

• психологически всегда поддерживайте детей, чтобы они старались соответствовать требуемому вами идеалу, для этого чаще используйте выражение: «Мне нравится, как ты…»;

• всегда благодарите за помощь: «Я ценю, что ты сделал»;

• всегда делайте различия между ребенком и его поведением: «Мне не нравится, что ты так кричишь…», попутно обязательно задавайте правильную модель поведения: «… говори спокойно»;

• этически корректно благодарите за проявленную заботу: «Хочу отметить, какой ты внимательный»;

• открыто принимайте детские интересы: «Мне нравится твоя точка зрения»;

• всегда уважайте в ребенке личность: «Мне нравится быть с тобой».

А в целом, научитесь в педагогическом общении всегда поддерживать и развивать состояние успеха как у себя, так и у своих воспитанников.

Шаг второй

Бывают в жизни такие ситуации, когда педагог напрямую встречается с негативным поведением ребенка, либо с конфликтной ситуацией в общении с коллегами или родителями. Обязательно используйте в этом случае технику «Я-высказывания». Такое высказывание, представляя собой словесное утверждение, в этически корректной, необидной форме дает партнеру информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Например: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время объяснения на занятие, я чувствую сильное раздражение и уже начинаю путаться в материале. Пожалуйста, послушай молча».
«Я-высказывание» состоит из четырех частей:

• первая — содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «… когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»;

• вторая — называет чувства педагога в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»;

• третья — описывает следствие плохого поведения: «…начинаю путаться в материале…»;

• четвертая — содержит просьбу: «…пожалуйста, послушай молча…».

«Я-высказывание» сообщает собеседникам только то, что мы чувствуем. Применяя данную технику, вы, несомненно, сможете быть более успешными в общении с детьми и коллегами. А одновременно, благодаря такой тактике выстраивания разговора, вы исподволь будете воспитывать у собеседника стремление к порядку, к достижению состояния внутренней гармонии.

Шаг третий

Если вы хотите еще более укрепить свою мотивацию на достижение профессионального воспитательного успеха. Вот обобщенный портрет двух типов личностей.

Мотивация успеха. Личности с доминантой этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются какие-либо препятствия, они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Данные люди отличаются настойчивостью в достижении поставленной цели, они склонны планировать будущее на достаточно большие, отдаленные промежутки времени.

Мотивация избегания неудач. Личности этого типа малоинициативны, они обычно избегают ответственных заданий, находят многочисленные причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели, плохо оценивают свои личностно-профессиональные способности, склонны к переоценке своих успехов. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели, планируют свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

В педагогической практике диагностика мотивации успеха и избегания неудач может осуществляться методом систематического наблюдения и использоваться педагогом в самых разных — жизненных и профессиональных — ситуациях.

Шаг четвертый

Часто в процессе эмоционально насыщенной воспитательной практики и, в целом, в нашей повседневной жизни, мы устаем, бываем раздражительны и по этой причине не можем успешно достичь намеченной цели. Современная психологическая практика рекомендует в этом случае воспользоваться методом медитации. Этот метод предполагает сознательное обращение человека внутрь себя, вступление на путь познания и покоя, расслабления и настройки на целенаправленное достижение состояния внутренней гармонии. Предлагаем читателям текст медитации, нацеленной на снятие эмоционального напряжения и, одновременно, развитие творческого воображения.

Медитация «Радуга». Эта медитация позволяет нам пройти все 7 цветов радуги в любой удобный для нас момент.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. Позвольте вашему телу полностью расслабиться. Представь, что ты видишь радугу — выбери цвет, которой тебе нравятся. Каждый цвет имеет свой настрой и чувство. Ты, внутренним своим зрением, видишь то, что услышишь и то, что захочешь сам.

Представьте, что вы движетесь по направлению к этой Радуге. Почувствуйте тот восторг, который охватывает вас при мысли о том, что вы сейчас вступите в это великолепное красочное царство.

Первый цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного напоминает нам о любви, иногда он нас злит. Что ты чувствуешь, когда смотришь на красный цвет?

Задержитесь на мгновение, а затем шагните в  Красную полосу. Понаблюдайте за тем, как призрачный тонкий Красный свет понемногу окутывает вас.

Почувствуйте его ободряющий, стимулирующий эффект и ощутите, как новые силы вливаются с Красным светом в каждую клеточку вашего существа.

Оставайтесь в красной полосе так долго, как сами захотите, а затем переходите в оранжевую полосу.

Позвольте оранжевому туману полностью окутать ваше тело и проникнуть в каждую клеточку.

Почувствуйте его оздоравливающее воздействие на весь организм. Как только вы поймете, что достаточно времени провели в оранжевой полосе, переходите - в желтую.

Желтый цвет приносит нам радость, он согревает нас как солнышко, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение. Что ты чувствуешь, когда смотришь на желтый цвет?

Обратите внимание, что с продвижением в глубь радуги, оттенки становятся все тоньше и тоньше.

Почувствуйте, как чистый желтый цвет окутывает ваше тело и пронизывает каждую клеточку вашего существа.

Оставайтесь в желтой полосе так долго, как сами захотите, а затем переходите в зеленую полосу.

Почувствуйте себя с головой окунувшимся в живительные и восстанавливающие энергию волны зеленого цвета.

Позвольте этому чистейшему зеленому смыть с вас и унести прочь все накопленные вами стрессы, нервные напряжения и недомогания.

Переходя из зеленой полосы в голубую вы пройдете сквозь волны изумительного бирюзового цвета.

Следующий цвет — голубой. Голубой цвет может быть мягким и успокаивающим, может восприниматься как струящаяся вода; он приятно ласкает глаз в жару. Голубой цвет освежает тебя, как купание в лесном озере. Что ты при этом чувствуешь?

И вот вы находитесь в окружении голубого  света.

Почувствуйте, насколько ясным и чутким  становится ваш ум, пока вы стоите в центре этого голубого луча.

Проникнитесь особым ощущением покоя и уверенности  в том, что теперь вам доступно абсолютно все, чего бы вы не пожелали.

Насладитесь как можно полнее своим пребыванием в этом чистом голубом луче, прежде чем переходить к синему.

Граница между ними практически не заметна, но вы неизбежно ощутите благотворные перемены в своем сознании и теле.

Наслаждайтесь благотворным влиянием синего света и переходите к последнему – фиолетовому.

Почувствуйте, насколько обострилась ваша интуиция после пребывание в фиолетовой полосе радуги.

Ощутите безграничность своих возможностей как целителя.

Откройте свой РАЗУМ новым вдохновляющим идеям.

Насладитесь миром и покоем, исходящим из сияющей чистоты фиолетового  луча.

Когда вы почувствуете себя полностью обновленным, выходите из радуги, но еще пару минут оставайтесь с закрытыми глазами.

Мысленно обследуйте свое тело и отметьте возможные благотворные изменения. Поблагодарите за эти перемены, прежде чем открыть глаза.

Итак, посмотри, какие цвета есть у твоей радуги. А теперь представь, что ты держишь радугу на своих ладонях, подари ее миру!

Во время такой творчески ориентированной медитации мы, в сущности, учимся концентрироваться на позитивном слове или позитивном образе. Это создает ощущение внутренней гармонии, весьма полезной как современным детям так и взрослым.

Шаг пятый

Надеемся, что другие, последующие, все более усложняющиеся шаги по лестнице профессионального воспитательного успеха вы сможете сделать самостоятельно, руководствуясь при этом универсальным правилом-алгоритмом: «знать» — «понимать» — «исследовать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»

В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....