"Использование художественной литературы для развития речи дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Вазакина Наталья Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Использование художественной литературы по развитию речи дошкольников»

                              Подготовила:                                                                                   Вазакина Н.В.

К числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении связной речи у детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой стороны речи.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек «типа Водичка», песен, колыбельных, затем он слушает сказку. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.

К.Д.Ушинский пишет: «Родное слово....объясняет ребенку природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик».

Основоположник российской энтопедагогики Г.Н.Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячилетиями, может служить человечеству еще очень долго»

Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

– донесение в доступной форме до осознания детей общих для всех народов ценностей;

– воспитание любви ко всем людям и природе;

–расширение кругозора и представлений о мире;

– закладывание нравственных основ и начал;

– развитие связной речи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"

Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...

Выступление на педсовете «Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»

Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает в себя ряд специальных, частн...

«Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»

Задача воспитателя в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет

laquo;Использование художественной литературыв развитии речи детей 2-3 лет»        Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обуче...

Консультация для родителей "Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет"

Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием р...

Использование художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста.

Сопровождая ребёнка с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, даёт прекрасные обра...