Главные вкладки

    «Духовно-нравственное обучение сказкой».(Сказкотерапия для детей).Консультация для родителей. / составлена воспитателем Карсаковой М.Г./.
    консультация (младшая группа) на тему

    Карсакова Маргарита Гасимовна

    Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno.docx19.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Духовно-нравственное обучение сказкой».          

    (Сказкотерапия для детей).

                                           Консультация для родителей.

    / составлена воспитателем Карсаковой М.Г./.

    …Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить  воспринимать окружающее…

                                                                                                        /Д. Родари/.

    Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.

    Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

    Развитие чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.

    Организация специальной совместной деятельности по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи, и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.

    Методическая тема: «Духовно - нравственное обучение сказкой» в младшей группе является весьма продуктивной в решении этой проблемы.

    Актуальность данной темы связана с тем, что, к сожалению, сегодня у многих детей, по результатам мониторинга, уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

    В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

    Важными источниками речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки.

    Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью.

    Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.

    Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

    К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.

    Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

    В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

    Основные цели и задачи обучения дошкольников сказкой:

    Цели: организовать работу по развитию речи детей, обучению импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации.

    Задачи:

    Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

    Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

    Работать над звукопроизношением, звуковой культурой речи детей, обогащать словарь.

    Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.

    Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

    Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

    Работу со сказкой  следует вести следующим образом.

    Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

    Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

    Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

    Каждый этап обсуждается, т. к. важны чувства ребенка.

    В ходе работы над сказкой   можно осуществлять  следующие основные виды деятельности детей:

    • слушание и запоминание сказок,
    • пересказывание сказки ,
    • придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки,
    • придумывание сказок ( совместное или индивидуальное ребёнком),
    • рисование сказок.
    • разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли),
    • развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. (Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи).

    Прежде чем приступить к работе над сказкой, следует определить, на каком уровне находится ваш ребёнок и выбрать конкретные способы реализации материала, наметить последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.

    Во время непосредственной деятельности наблюдайте, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковывайте невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Ведь духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

    Обращайте  внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хорошо видно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям, с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок .

     Попросите ребенка рассказать любимую сказку. Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.

    Вывод:  таким образом, в процессе планового, систематического обучения и воспитания дошкольников через сказку, можно добиться положительных результатов диагностики: дети станут лучше, эмоционально - выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнивать и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и делать попытки сочинять собственные, используя наглядные модели.

    Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, делать выводы.

    Применение сказки в процессе обучения детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства обучения.

    То есть, знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию, прежде всего, речи, а также всех психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста.

    Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать их словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и воспитателей «Духовно - нравственное воспитание в детском саду»

    Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и воспитателей "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"...

    Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада "Уважение к родителям"

    Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы детского сада. Форма проведения: занятие-интервью....

    Консультация для родителей и воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»

    В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особе...

    Презентация опыта работы на аттестацию "Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста на основе взаимодействия с родителями"

    Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

    Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями

    Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...

    "Обучение грамоте детей с ТНР" (консультация для родителей и воспитателей)

    Данный материал будет полезен как родителям, так и воспитателям логопедических групп...