Главные вкладки

    Исследовательская деятельность детей как один из этапов методов проектирования
    проект (старшая группа) на тему

    Татьяна Михайловна Даутова

    Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентированно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskaya_deyatelnost_detey.docx31.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исследовательская деятельность детей

    как один из этапов метода проектирования.

    Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

    чем большим количеством элементов

     действительности он располагает в своем опыте,

    тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

    будет его творческая деятельность.

    А. С. Выготский

    Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентированно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    Самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Одним из методов педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности является метод проектов.

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

    При правильной организации работы у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива в процессе экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к педагогу с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». Педагог не должен навязывать своих советов и рекомендаций, а ждать, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а старается  «разбудить» самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к исследовательской деятельности и сформирована культура работы.  В старшей, подготовительной  группах возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

    При проведении исследовательской деятельности работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на всю исследовательскую деятельность и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

    Кроме вышеуказанного, исследовательская деятельность, проведенная ребенком в непосредственно-образовательной деятельности, позволяет:
    • дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете;
    • повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам;
    • сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;
    • наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
            Главное достоинство метода экспериментирования в ходе реализации проектов заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.

    Задачи исследовательской деятельности при реализации проекта специфичны для каждого возраста.

    Младший дошкольный возраст

    • Развитие наглядно - действенного мышления.
    • Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.
    • Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
    • Выполняют простейшие поручения.
    • Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
    • Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
    • Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
    • Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

    Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

    1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

    2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

    3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)

    4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

    Средний дошкольный возраст

    • Действия воспитанников  более целенаправленные и обдуманные.
    • Визуальный контроль взрослых необходим  в целях безопасности и поощрения воспитанников.
    • Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
    • Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

    Старший дошкольный возраст:

    • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
    • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
    • Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
    • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности.
    • Развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

    Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

    1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

    2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

    3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

    4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

    5. Об эталоне «1 минута».

    6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

    ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

    Тема 1. Вода и ее свойства.

    • При сравнении воды, льда и снега ребята делали выводы, чем они схожи и чем отличаются; что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);
    • как меняются свойства в соединении (вода и лед: вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, вода и снег; снег и лед не взаимодействуют).
    • При проведении следующего опыта дети наблюдали процесс испарения и делали вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде; когда емкость закрыта, испарение слабое.

    Тема 2. Песок, глина.

    • При проведении опытов с песком ребята выяснили, что песок сыпучий и может двигаться, мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
    • При изучении глины дети сделали вывод, что сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая. Сырая глина вязкая, пластичная.
    • Во время следующего опыта ребята сделали вывод, что песок пропускает воду, а глина – нет.
    • Узнали, что песок используется при производстве стекла.

    Тема 3. Полезное ископаемое – каменный уголь.

    • Мы изучили каменный уголь и выяснили, что по цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится, взяв в руки, можно сильно испачкаться.
    • Если каменный уголь бросить в воду, то пойдут пузырьки – внутри есть воздух. В воде каменный уголь тонет.
    • Это один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений.

    Тема 4. Полезное ископаемое – железная руда.

    • Железная руда – полезное ископаемое, в котором содержится железо. Этот минерал  красно-бурого или черного цвета. В огромных печах выплавляют металл из руды. При высокой температуре  железо плавится, люди, заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда.
    • Металл твердый, не ломается, проводит тепло, тонет.
    • Металлические (железные) предметы притягиваются магнитом.

    Тема 5. Полезное ископаемое – соль.

    • При изучении соли под лупой выяснили, что она состоит из кристаллов.  При растворении соли в горячей и холодной воде узнали, что в горячей воде соль растворяется быстрее. При замораживании пресной и соленой воды в стакане, сделали вывод, что пресная вода замерзла, а соленая нет.
    • Если в воде растворить огромное количество соли и оставить на несколько дней, то на внешних стенках стаканов появятся кристаллы соли.
    • При посадке репчатого лука в пресную и соленую воду узнали, что в соленой воде луковица покрылась кристаллами соли, а в пресной воде проросла.

    Результат проекта

    • Дети познакомились с некоторыми полезными ископаемыми, стали различать их, изучили  особенности;
    • Научились работать с лупой, пинцетом, пробирками;
    • Стали использовать в речи специальные термины;
    • При помощи мнемотаблиц научились составлять описательные рассказы о полезных ископаемых

    Литература

    1. Т. М. Семенова «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» -  Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
    2. А. В. Хаярова «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира» - Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
    3. Т. Б. Баландина «Организация работы по экспериментированию в ДОУ» - Дошкольная педагогика № 10/декабрь/2012
    4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2004
    5. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования».
    6. «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ» – издательство «Детство Пресс» Санкт – Петербург 2015 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

    В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

    Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования

    Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования...

    "Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

      Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

    презентация "Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования"

    презентация, в которой рассмотрены этапы исследовательской деятельности, оптимальные условия для исследовательской работы детей, а также влияние исследовательской деятельности на развитие личности реб...

    Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования

    выступление на тему: «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования»  на региональном семинаре-практикуме «Работа с детьми по исследовательской деятельности» д...

    Презентация «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования »

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...