обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"
материал (младшая группа) на тему

Клочихина Екатерина Игоревна

Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки привыкают к детскому саду. Цель данной работы - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами в период адаптации детей к ДОУ,

Скачать:


Предварительный просмотр:

   « Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к  ДОУ (обобщение опыта)                

      Клочихина Екатерина Игоревна воспитатель МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко» Архангельской области

Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Именно в этот  период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей. Дошкольное учреждение первым открывает перед ребёнком мир социально общественной жизни. ФГОС для ДОУ определяет пять направлений развития и образования детей. Одно из них – «социально-коммуникативное» развитие.                                                

Детский сад (параллельно с семьёй) берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка-дошкольника и играет её, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школу. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребёнка значительные трудности. Но период адаптации ребёнка к детскому саду является своеобразным испытанием не только для ребёнка, но и для его родителей. Именно поэтому мной проводилась работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период. Цель работы - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами в период адаптации детей к ДОУ.

В первый раз я познакомилась с детьми и их родителями в день посещения клуба «Заботливых родителей» (организованного в детском саду педагогом-психологом для родителей, чьи дети ещё не посещают ДОУ), где помимо бесед родителей с педагогами и психологом, игровых тренингов, различных заданий взрослым, предлагалось свободное игровое общение детей с будущими воспитателями. Посещение данного клуба помогло мне познакомиться с родителями, выявить некоторые особенности будущих воспитанников, узнать их привычки и привязанности. Доброжелательная атмосфера, специально созданная предметно-развивающая среда позволила создать комфортные условия для формирования успешных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями. Далее я предложила родителям заполнить анкеты, благодаря которым получила дополнительную информацию о степени готовности детей к поступлению в ДОУ, их привычках.

 Начиная с сентября в ясли принимали по 2-3 ребёнка в неделю. Совместно с родителями старались соблюдать «алгоритм постепенного вхождения в детский сад»:

  1. приход ребёнка с родителями только на прогулку;
  2. приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
  3. ребёнок завтракает один или в присутствии родителей и остаётся один на 2-3 часа(до обеда);
  4. ребёнок остаётся на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  5. ребёнок остаётся один на целый день.

К концу ноября группа была укомплектована полностью. Эмоциональное состояние ребёнка и его привыкание контролировала с помощью «Листа адаптации», где отмечались контрольные дни – 1-й, 2-й,…21-й и так далее, эмоциональное состояние, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребёнок предпочитает.

Основные формы взаимодействия с родителями, используемые в работе в период адаптации детей к ДОУ:

- родительские собрания

- беседы, консультации

- информационные стенды и папки-передвижки

- доска объявлений

- визиты родителей в группу

- телефонные звонки.

Обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание. В нашей ясельной группе в течение года было проведено 3 собрания как в традиционной, так и в нетрадиционной форме. По теме, над которой я работала, в ноябре состоялось собрание -   «Адаптация ребёнка к условиям ДОУ», на котором выступила психолог по данной теме, ответила на вопросы родителей, я поделилась впечатлениями о работе с уже принятыми в детский сад детьми, обозначила имеющиеся проблемы, ответила на индивидуальные вопросы родителей.

В течение всего учебного года с родителями проводились беседы и консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации детей: «Режим дня – дома и в ДОУ», «Одежда ребёнка», «Прогулка необходима», давались индивидуальные рекомендации родителям и проводились ежедневные беседы о том, как ребёнок провёл день.

Наглядная информация в виде стендов и папок-передвижек обновлялась ежемесячно:

- «Роль родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ»

- «Советы родителям»

- «Как ребёнку помочь привыкнуть к детскому саду»

- «Укладываем малыша спать»

- «В детский сад с радостью»

- «Я сам»

- «Я гуляю с мамой»

- «Смотрим телевизор»

- «Как занять ребёнка 2-3 лет» и другие.

Оформила стенды:

 - «Давайте поиграем»

 - « Красивая осанка с детства»

 - «Все в сад»

 - «Давайте почитаем»

Работа, проводимая с родителями, помогла установить доверительные отношения между педагогами детского сада и родителями воспитанников, что в свою очередь облегчило привыкание детей к новым условиям, то есть – адаптация детей прошла успешно-

 - 13 человек – лёгкая степень адаптации (5дней – 2 недели),

 - 3 человека – средняя степень (2 -3 недели),

 - 1 человек – усложнённая и 1 человек – дезадаптация.

Два ребёнка – с усложнённой степенью адаптации и дезадаптацией – часто болеющие дети. Их период привыкания длился более 5 недель.

В конце учебного года оформила фотовыставку « Вот и стали мы на год старше», где вниманию родителей представила фото каждого из воспитанников – в группе, на прогулке, во время режимных моментов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период,руководители ДОУ могут воспользоваться всеми пред...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого перио...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка в условиях ДОУ.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление фу...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс с...

Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...