Главные вкладки

    обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"
    материал (младшая группа) на тему

    Клочихина Екатерина Игоревна

    Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки привыкают к детскому саду. Цель данной работы - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами в период адаптации детей к ДОУ,

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       « Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к  ДОУ (обобщение опыта)                

          Клочихина Екатерина Игоревна воспитатель МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко» Архангельской области

    Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Именно в этот  период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей. Дошкольное учреждение первым открывает перед ребёнком мир социально общественной жизни. ФГОС для ДОУ определяет пять направлений развития и образования детей. Одно из них – «социально-коммуникативное» развитие.                                                

    Детский сад (параллельно с семьёй) берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка-дошкольника и играет её, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школу. Известно, что смена социальных отношений представляет для ребёнка значительные трудности. Но период адаптации ребёнка к детскому саду является своеобразным испытанием не только для ребёнка, но и для его родителей. Именно поэтому мной проводилась работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период. Цель работы - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами в период адаптации детей к ДОУ.

    В первый раз я познакомилась с детьми и их родителями в день посещения клуба «Заботливых родителей» (организованного в детском саду педагогом-психологом для родителей, чьи дети ещё не посещают ДОУ), где помимо бесед родителей с педагогами и психологом, игровых тренингов, различных заданий взрослым, предлагалось свободное игровое общение детей с будущими воспитателями. Посещение данного клуба помогло мне познакомиться с родителями, выявить некоторые особенности будущих воспитанников, узнать их привычки и привязанности. Доброжелательная атмосфера, специально созданная предметно-развивающая среда позволила создать комфортные условия для формирования успешных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями. Далее я предложила родителям заполнить анкеты, благодаря которым получила дополнительную информацию о степени готовности детей к поступлению в ДОУ, их привычках.

     Начиная с сентября в ясли принимали по 2-3 ребёнка в неделю. Совместно с родителями старались соблюдать «алгоритм постепенного вхождения в детский сад»:

    1. приход ребёнка с родителями только на прогулку;
    2. приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
    3. ребёнок завтракает один или в присутствии родителей и остаётся один на 2-3 часа(до обеда);
    4. ребёнок остаётся на сон, но сразу после сна его забирают родители;
    5. ребёнок остаётся один на целый день.

    К концу ноября группа была укомплектована полностью. Эмоциональное состояние ребёнка и его привыкание контролировала с помощью «Листа адаптации», где отмечались контрольные дни – 1-й, 2-й,…21-й и так далее, эмоциональное состояние, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребёнок предпочитает.

    Основные формы взаимодействия с родителями, используемые в работе в период адаптации детей к ДОУ:

    - родительские собрания

    - беседы, консультации

    - информационные стенды и папки-передвижки

    - доска объявлений

    - визиты родителей в группу

    - телефонные звонки.

    Обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание. В нашей ясельной группе в течение года было проведено 3 собрания как в традиционной, так и в нетрадиционной форме. По теме, над которой я работала, в ноябре состоялось собрание -   «Адаптация ребёнка к условиям ДОУ», на котором выступила психолог по данной теме, ответила на вопросы родителей, я поделилась впечатлениями о работе с уже принятыми в детский сад детьми, обозначила имеющиеся проблемы, ответила на индивидуальные вопросы родителей.

    В течение всего учебного года с родителями проводились беседы и консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации детей: «Режим дня – дома и в ДОУ», «Одежда ребёнка», «Прогулка необходима», давались индивидуальные рекомендации родителям и проводились ежедневные беседы о том, как ребёнок провёл день.

    Наглядная информация в виде стендов и папок-передвижек обновлялась ежемесячно:

    - «Роль родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ»

    - «Советы родителям»

    - «Как ребёнку помочь привыкнуть к детскому саду»

    - «Укладываем малыша спать»

    - «В детский сад с радостью»

    - «Я сам»

    - «Я гуляю с мамой»

    - «Смотрим телевизор»

    - «Как занять ребёнка 2-3 лет» и другие.

    Оформила стенды:

     - «Давайте поиграем»

     - « Красивая осанка с детства»

     - «Все в сад»

     - «Давайте почитаем»

    Работа, проводимая с родителями, помогла установить доверительные отношения между педагогами детского сада и родителями воспитанников, что в свою очередь облегчило привыкание детей к новым условиям, то есть – адаптация детей прошла успешно-

     - 13 человек – лёгкая степень адаптации (5дней – 2 недели),

     - 3 человека – средняя степень (2 -3 недели),

     - 1 человек – усложнённая и 1 человек – дезадаптация.

    Два ребёнка – с усложнённой степенью адаптации и дезадаптацией – часто болеющие дети. Их период привыкания длился более 5 недель.

    В конце учебного года оформила фотовыставку « Вот и стали мы на год старше», где вниманию родителей представила фото каждого из воспитанников – в группе, на прогулке, во время режимных моментов.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

    Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период,руководители ДОУ могут воспользоваться всеми пред...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

    Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого перио...

    Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ.

    Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

    Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление фу...

    Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ.

    Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс с...

    Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ.

    Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций ...

    Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

    Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...