Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа) на тему

Людмила Владимировна Шаповалова

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в обучении и воспитании детей. В отчете рассматриваются способы практического применения теоретического материала, а также пособия используемые в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

воспитателя Шаповаловой Людмилы Владимировны

за 2014-2015 учебный год.

1.  Обоснование выбора темы.

В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию  «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». С рождения ребёнок является первооткрывателем и  исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Использование проектной деятельности  будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей,  формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера, развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь».  Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

2. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования. Подобрав и проанализировав методическую литературу по проектной деятельности, я пришла к выводу, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен только для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Для детей же младшего дошкольного возраста почти отсутствуют  на практике методики и методические рекомендации включения метода проектов. Мною были разработаны два проекта для детей младшего дошкольного возраста: «Загадки неживой природы», «Мы в ответе за тех, кого приручили».  Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, а также план взаимодействия с родителями воспитанников, разработаны конспекты НОД, картотеки игр, опытов, проведены беседы и наблюдения.

3. Изучение методической литературы:

  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
  • Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2013.
  • Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  • Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: «Школьная пресса», 2010 .
  • Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. - М.: «АРКТИ», 2003.
  • Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
  • Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: «Линка-Пресс», 1997 .
  • Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград: «Учитель», 2011.

Поиск материалов в Интернете:

4. Способы практического применения теоретического материала.

Для реализации проекта «Загадки неживой природы» во II младшей группе мной были использованы следующие формы работы: эксперименты и опыты: «Пирамида из песка», «Домики для мышат», «Песочные струйки», «Узнаем, какая глина», «Глиняные шарики», «Цветы на воде», «Загадки растворимости», «Цветные льдинки»,  «Что в пакете?», «Игры с воздушными шариками», «Ветер по морю гуляет», «Игра с соломинкой», «Что в коробке?»; наблюдения: «Свойства песка», «Свойства глины», «Кругом вода (в кране, в природе)», «Свойства воды», «Ветер», «Многообразие ветра», «Световой день»; беседы: «Что построить из песка», «Безопасные игры с песком», «Откуда берётся глина», «Глиняные игрушки», «Вода-источник жизни», «Берегите воду», «Как увидеть воздух», «Воздух нужен всем», «Нам без солнышка нельзя»; игры: «Чудесный пирог», «Рука друга», «Обыкновенное чудо», «Пуговичный массаж», «Лепим игрушки», «Капелька», «Твёрдое -жидкое», «Кому нужна вода?», «Мы капельки», «Мыльные пузыри», «Воздух, вода, ветер», «Солнышко и дождик». За время проекта в группе проведена НОД на тему: «Песок-художник», «Песок и глина», «Узнаем, какая вода», «Ветер-ветерок».

Для реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» во II младшей группе мной были использованы следующие формы работы: игра - драматизация "Кошкин дом", инсценировка сказки «Лиса и заяц», игровые упражнения: "Составь животное", "Дорисуй животное", "Выбери животное", дидактические игры: «Назови животное», "Кто, где живет?", "Где, чей домик?", "Животное домашнее или дикое?",  "Угадай, кто спрятался?",  "Угадай, что изменилось?", «Назови детёныша», «Кто как кричит?», «Кто лишний?», «Кто чем питается?», «Чей малыш?», «Собери семейку», словесные игры: «Чей хвост? Чья голова?», «Назови ласково», «Кто, где находится?», «Освободите птичку из клетки», сюжетно-ролевые игры: «Семья. Сюжет: у нас появился котёнок», «Семья. Сюжет: на прогулке с собачкой», «На ферме. Сюжет: кто живёт на ферме?»; беседы:                                    «Почему люди разводят домашних животных», «Как животные разговаривают», «Как животные купаются», «Как животные радуются», «Такие разные собаки», «Как содержать зверьков в клетке», «Многообразие кошек», «Животные приносят пользу», «Не трогай незнакомых животных!», «Не обижай животных!», «Интересные факты о животных», «Что мы знаем о домашних животных»; рассматривание альбомов  «Домашние животные», «На ферме», «Домашние птицы», фотографий «Мои питомцы», просмотр презентации «Домашние животные», видеопросмотр «Как ухаживать за животными», слушание голосов домашних животных, голосов птиц; проведены наблюдения за кошкой, собакой, лошадью. В течении трёх месяцев мной проведена в группе НОД по темам: «Рассматривание картины «Кошка с котятами», аппликация «Поросенок и котенок», рисование «Овечка».

5. Пособия, используемые при работе по данной методической теме.

Для реализации проекта «Загадки неживой природы» в группе были использованы материалы мини-лаборатории: песок, глина, стаканчики, трубочки, воронка, тарелки, камешки, семена, пёрышки, лупа, песочные часы, водные часы и другое; дидактический материал.                                        Для реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» были использованы сюжетные картинки на тему: «Домашние животные»;

книжки-раскраски: «Мамы и малыши», «Домашние животные»; настольно-печатные игры: лото «Домашние животные», «Где чей детёныш?»; чтение рассказов: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке»,  К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…»; прослушивание  аудиозаписи «Голоса домашних животных», «Голоса птиц». 

6. Способы отслеживания результатов работы по теме.                                       В результате деятельности над проектом «Загадки неживой природы» дети владеют знаниями о неживой природе; у них развит познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Работа над проектом помогла расширить перспективы развития поисково-познавательной и опытно-экспериментальной деятельности детей, положила начало формирования ответственного и бережного отношения детей к окружающей среде.     Работая над проектом «Мы в ответе за тех, кого приручили», у детей систематизировались знания о домашних животных, они поняли, как нужно ухаживать за ними; у детей развился познавательный интерес к животным, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, а также ответственное и бережное отношение к животным.

На родительском собрании рассказала родителям о проектном методе, довела до сведения родителей о предстоящих проектах на тему: «Загадки неживой природы» и «Мы в ответе за тех, кого приручили». Родители с удовольствием приняли участие в осуществлении данных проектов: заполнили анкету «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности ребёнка», ответили на вопросы опроса «Есть ли у Вас домашние питомцы?», приняли участие в создании фотовыставки «Наши питомцы» и выставки рисунков «Мое любимое домашнее животное». Для родителей мной были разработаны и проведены консультации: «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребёнка», «Домашние животные – наши друзья», «Влияние животных на полноценное развитие личности ребёнка»; рекомендации: «Организация экспериментирования дома», «Заводить или нет домашних животных?». В рамках проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» было проведено развлечение «Наши друзья». 

Работая над темой по самообразованию, я повысила свой теоретический уровень и профессионализм, освоила внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по ознакомлению детей с неживой природой через поисково-познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.

Проектная деятельность помогла мне  поддерживать  детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень  и степень вовлеченности в деятельность. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

7.  Выводы по теме.

Динамика уровня представлений детей об объектах неживой природы

      Октябрь 2014г.                                    Январь 2015г.

         

     

                 

       36%             64%                                       60%                40%                    

Низкий уровень

Средний уровень  

Высокий уровень  

Вывод: в результате реализации проекта «Загадки неживой природы» у детей наблюдается положительная динамика представлений об объектах неживой природы и их свойствах.

Динамика уровня представлений детей о домашних животных

               Январь 2015г.                                                         Май 2015г.

   30%              50%            20%                                    30%                  70%

Низкий уровень

Средний уровень  

Высокий уровень  

Вывод: в результате реализации проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили» у детей наблюдается положительная динамика представлений о домашних животных и о необходимости ухода за ними.

8. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ?                Одной из задач ДОУ является использование в педагогической деятельности инновационных технологий. Проектный метод как раз является таковым. Следовательно, выбранная мной тема по самообразованию «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста», вполне соответствует задачам ДОУ.

9. Проекция на будущее.

Моя педагогическая практика показала, что  использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей,  а так же степени участия воспитателя и родителей. Поэтому в дальнейшей своей работе я обязательно буду использовать проектный метод, разрабатывая новые увлекательные проекты для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметам обучением, как компонент системы продуктив...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста...