Дошкольная дидактика Я.А.Коменского
презентация на тему

Черникова Татьяна Анатольевна

1.      Биография и философские воззрения Я.А. Коменского

2.      Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» - первое научное обоснование педагогической теории

2.1    Структура и содержание «Великой дидактики»

2.2    Дидактика как теория обучения

2.3    Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества

2.4    Основные категории педагогики Коменского

2.5    Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому

Заключение

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система обучения в детском саду Ф. Фребеля

Слайд 2

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Фребель занимался теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд “К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу “Воспитание человека — главный труд", в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах .

Слайд 3

Детский сад Ф. Фребеля «ВОЗВРАЩЕННЫЙ РАЙ» ДЕТИ ВОСПИТАТЕЛЬ братья и сестры ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать

Слайд 4

Детский сад по Фребелю — «возвращенный рай». Фребель видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя. Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному развитию». Фребель всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы.

Слайд 5

Теория развития ребенка Фребель , воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к решению о необходимости преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему на прочном философском фундаменте. Впоследствии Фребель писал: “Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система падает. Она стоит, пока цементируется моей “философией”. Мир, по его мнению, состоит из двух единых и вместе с тем противоположных начал — материи и духа, имеющих, однако, общее божественное начало. Основу философии Фребеля составляло идеалистически трактуемое понятие о единстве вселенной и ее многообразии, о существовании всеобщего, единого для всего мироздания, но в каждом отдельном случае специфически проявляющегося закона, который он назвал “законом единства в многообразии”. На основе этого закона он построил свою систему воспитания в детском саду. На ребенка, как и вообще на человека, Фребель смотрел как на носителя божественной сущности, как на существо, развивающее в себе божественное начало. Идеализм Фребеля проявлялся и в его утверждении, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врожденными инстинктами.

Слайд 6

3 закона воспитания Ф. Фребеля 1. Самораскрытие божественного начала в душе человека. 2. Поступательное развитие человека. 3. Закон природосообразности . Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений.

Слайд 7

Главные принципы его системы 1. Для маленького ребенка жизнь заключается в игре 2. Детям врожденно чувство общественности 3. Пристрастие маленьких детей к рассказам, а также их любовь к животным 4. Любовь детей к пению и цветам. Он дал им песни и сад с грядками цветов, за которыми они сами ухаживают 5.Фребель горячо любил детей, верил в их непорочность и наказание не вводил в детский сад

Слайд 8

Педагогика и методика воспитания в детском саду Фребель считал, что ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. И главная задача воспитания— не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. «Дитя— существо деятельное, творящее,— писал он. Дело воспитателя— охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их». Один из важнейших принципов педагогической системы Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель , разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Слайд 9

Игра и шесть «даров» Фребеля Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Материалом для детских игр (или игрушек) стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.

Слайд 10

Шесть «даров» Фребеля мяч кубик, разделенный на восемь плиток небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков куб, разделенный на восемь кубиков кубик, разделенный на двадцать семь кубиков, разделеные еще на части: на плитки, по диагонали

Слайд 11

Фридрих Фребель создал первый проект детского сада как формы общественного воспитания, разработав обширную, детальную, почти законченную систему дошкольного воспитания. Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки – мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.

Слайд 12

Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля , строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения. К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова , П.Ф. Каптерев , П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий , Л.К. Шлегер , подвергая критике философские основы педагогической системы Фребеля - авторитарность, догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее не отрицали и положительных сторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие дошкольной педагогики. В наше время, время переоценки ценностей, следует вновь вернуться к изучению и освещению педагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого.