Главные вкладки

    Подвижные игры для детей с нарушениями речи
    материал по логопедии по теме

    Митенкова Татьяна Владимировна

    Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерны скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podvizhnye_igry_dlya_detey_s_narusheniyami_rechi.docx18.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра.

    Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке.

    Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером - одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

               Подвижные игры помогают успешному формированию речи. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

    1. «Не теряй равновесия»

    Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно отклониться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой, проигрывает.

    1. «Кому достанется кегля»

    На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

    1. «Тик – так – тук»

    Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик – так - тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: «Тик». На два свистка вторая команда скажет: «Так». «Тук» - скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.

    1. «Не перепутай» («Нос – ухо – нос»)

    Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ  - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут правильно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

    Ведущий пытается запутать детей: «Нос – нос – нос – ухо». Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

    Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

    5) «Узнай по голосу»

    Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

    Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

    Мы немножко поиграли,

    А теперь в кружок мы встанем.

    Ты загадку отгадай:

    Кто тебя позвал, узнай?

    Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

    6) «Нас не слышно и не видно»

    Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

    7)  «Найди флажок»

    На  небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких места, где их не сразу можно найти, но ветками и травой не прикрывает. На поиски флажков отводится 15 мин, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.

    Вариант: принеся флажки, играющие говорят, где и как они их нашли. Точно так же можно прятать любую игрушку в помещении, на прогулке. В данной игре можно усложнить и речевую задачу. Если ребенок найдет сразу два предмета, он может составить простое предложение с однородными членами: «Вот утка и петух», «Катя, неси утку и петуха», «Вот кубик и домик», «У меня кубики и домик» и т. д.

    8) «Передай — садись»

    Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек, выбирают капитанов  и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.

    9) «Передача мяча по кругу»

    Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.

    Усложненный вариант игры.

    После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижные игры для детей с нарушениями зрения

    Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огром­ное значение  в развитии  сохранных функ­ций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать...

    Консультация "Подвижные игры для детей с нарушением речи"

    Развивать речь ребёнка в движении в игровой форме...

    Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"

    В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....

    Подвижные игры для детей с нарушением зрения

    "Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."...

    Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи

    Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные во...

    Подвижные игры для детей с нарушениями речи

    Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями р...