Телевизор и компьютер в жизни дошкольника
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Родительское собрание в подготоительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Буратино» общеразвивающего вида

Телевизор и компьютер в жизни дошкольника

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе

Воспитатель: Л.А. Андреева

20.05.2016  


Телевидение - пена цивилизации,

сверкающая ядовитыми красителями.

В.Г. Кротов

Задачи собрания:

•        Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором и компьютером.

•        Показать влияние телевизионных просмотров и чрезмерное увлечение компьютером на физическое и психическое состояние ребенка.

•        Расширить информационное поле родителей о пользе и вреде телевизора и компьютера.

- Познакомить с комплексом упражнений для рук и плечевого пояса, глаз, туловища и ног, правилами работы за компьютером.

Форма: Информационная с элементами-дискуссии, практикум.

Подготовительный этап:

Готовясь к собранию, воспитатель проводит опрос детей, записывая их ответы.

1.        Что ты любишь смотреть по ТВ?

2.        Твой любимый мультфильм.

3.        Что родители запрещают тебе смотреть?

4.        Для чего нужен компьютер?

Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Ход собрания

У частники собрания рассаживаются таким образом, чтобы легко было выделить 2 команды и участникам одной команды общаться между собой. .

Вступительное слово воспитателя.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить тему « Телевидение и компьютер в жизни ребенка». Телевидение и компьютер стали частью жизни детей.

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему, какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но, главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга» и от телевизора, а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Сегодня мы постараемся вместе разобраться, чем же является компьютер и телевизор в жизни наших детей.

Чем же является компьютер для ребенка? Несомненно, игрушкой, необычной и привлекательной. А телевизор? Ну конечно друг, который утешит и отвлечет от неприятных мыслей, ни о чем не просит и не обижается. Вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. Многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. В этом возрасте длительный просмотр телепередач приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, сопровождаемых громкой музыкой, особенно клипах, нередко провоцирует нарушение нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми сегодня изобилует наше телевидение, наносят серьезный вред детской психике. По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором - одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как, ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении кню. Но что, же смотрит наше чадо по ТВ? Да то же, что и мы.

Родителям предлагается на листе бумаги закончить насколько фраз:

1.        Телевидение и компьютеры - это ...

2.        Мой ребенок играет в компьютерные игры (название).

3.        Мой ребенок больше всего любит смотреть ...

4.        Любимый мультфильм моего ребенка                 .

5.        Я запрещаю смотреть моему ребенку         .

Вопросы зачитывает ведущий, а родители записывают только ответы.

Вы ответили на вопросы мини анкеты, а теперь мы предлагаем сравнить Ваши ответы с ответами ваших детей. Ведущий зачитывает наиболее интересные ответы детей, предлагает высказать мнение о совпадении или противоречии взглядов родителей и детей.

Давайте сегодня, по дискуссируем на тему способствует ли телевизор и компьютер развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его.

Команда справа будет защищать положительный аспект влияния ТВ и компьютеров, а команда слева негативное. Командам дается 10 минут для обсуждения и выдвижения ряда тезисов в защиту или в обвинение СМИ.

Правила ведения дискуссии:

Внимательно слушайте оппонента, поймите его логику. Имейте свою точку зрения, но не вступайте в конфликт. Не перебивайте.

После команда зачитывает свои доводы и происходит обсуждение. Вначале обсуждается отрицательное влияние, а затем положительное. Параллельно на доске составляется таблица + И-.

Вызывает положительный интерес к             полностью захватывает сознание ребенка новой технике

Положительное влияние                                                  Негативное влияние

Формирует психологическую готовность к         повышает    состояние     нервозности          

овладению компьютерной грамотностью          и страха при стремлении во что бы то      

Вызывает положительный интерес к                  ни стало добиться  победы;                                                                                                                                                                                                                        

новой технике                                                 полностью захватывает сознание ребенка

Расширение кругозора, словарного запаса    Вред здоровью при организации рабочего  

Развитие познавательных процессов                     места (зрение, неправильная осанка )                

(памяти, мышления, воображения и т.д.) Влияние на психику криминальные  новости,

Обучение в интересной форме                                    ужастики,    стрелялки)                                                                                                                                            

Экономия времени на поиск информации    Отучает быть спортивным, подвижным.                                                                

Стимуляция познавательной активности;               Предмет ссор в семье                                                                                                                                                                          

Помогает овладеть чтением и письмом;      Уменьшение роли родителей в воспитании Воспитывает  внимательность                                                                                  детей

сосредоточенность.                                                   Снижение двигательной активности.

                                                           Развитие гиподинамии.

                                                                         

Как видите, есть и положительные и отрицательные стороны. Несомненно, и

телевизор и компьютер способны стать эффективным средством развития ребенка. Но, при этом очень важно, что смотрят наши дети и в какие компьютерные игры играют.

А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:  

Адвентурные (приключенческие)

Визуально подобные игры оформлены как МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ фильм, но с интерактивными свойствами - возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Главным подспорьем в этих играх служат находки - различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней. При выборе таких игр для своего ребёнка, необходимо знать, что немаловажное значение для занимательности адвентурных игр имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок. Если задачи окажутся слишком сложны для малыша, то он быстро потеряет интерес к игре; если слишком легки - быстро пройдёт всю игру и не испытает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.

        

       

Просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди игр, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке. Самое главное - отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы нам с вами не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь т. н. информационную культуру и прививать её нашим детям.

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. В какие компьютерные игры играют ваши дети дома? Что им нравится в этих играх? Считаете ли вы эти игры полезными и доступными для детей?

А сейчас мы предлагаем вам сделать несколько упражнений из комплекса гимнастики за компьютером.

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.

  • в игре не должно быть текстовой информации
  • шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный
  • изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей
  • темп движений на экране не быстрый
  • нежелательно применение системы оценок в баллах
  • программа должна иметь логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности.

* Ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день

* лучше играть в первой половине дня

* в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз

* комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена

* мебель соответствовать росту ребенка

*расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

* после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

* игровую деятельность сменить физическими упражнениями

Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

Положительные стороны так же есть и у телевидения, поэтому, несмотря на все, не стоит бросаться в крайности и устраивать "борьбу" с телеэкраном. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Ребенок может многому научиться. Сегодня для детей работают сразу несколько телеканалов. Поэтому если ребенка оградить от демонстрации крови и насилия, то телевизор вредным назвать никак нельзя. Просто надо подбирать ему "теле репертуар", будьте в

курсе того, что он смотрит, как это отражается на его психике. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпрепровождения вам и вашему ребенку будет польза и радость!

Вот некоторые правила теле смотрения:

1. Телевизор в доме не должен работать постоянно, как фон. Даже если вы не слушаете его, а заняты своим делом, информация уходит в подсознание.

2. Не кормите младенца глядя телевизор. Не кормите перед телевизором подросшее чадо. Выключайте телевизор во время семейных обедов-ужинов. Тем самым убережете семью от многих бед.

3. Расписание телепрограмм просмотрите заранее, можно вместе с ребенком. Отметьте, что и когда смотреть. Посмотрев программу, тут же выключайте телевизор. 4. Не оставляйте ребенка один на один с телевизором. Используйте совместный просмотр как повод поговорить и о содержании передачи, и на другие темы. Это станет стимулом для его личностного роста, послужит вашему в:;шимопониманию.

5. Если ребенок случайно увидел на экране что-либо страшное, спокойно объясните, что это всего, лишь картинка, придуманная режиссером. Объясните ему, как и зачем делается кино. Формируйте у ребенка критическое отношение к кино, чтобы он не принимал на веру все, что видит на экране.

6. Не стоит ограничивать репертуар только «добрыми старыми мультфильмами». В дозированных количествах позволяйте смотреть и монстриков. Д~тям все-таки жить в этом мире.

7. Если вы сами жить не можете без «ящика», нечего ждать, что ребенок сможет легко обходиться без него. Попробуйте разобраться, зачем вам ТВ, что из того, что смотрите, вам действительно нужно. Может, стоит найти достойную замену? Музыкальный центр, книги. Совместный вечерний моцион был бы и вам на пользу, а уж ребенку - точно праздник.

Вывод: Телевидение и компьютер способны стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. В какие компьютерные игры играют. Главное, чтобы мы - родители и наши дети - не попали в зависимость от телевизора и компьютера, не заболели телеманией и компьютерной зависимостью, а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. К сожалению, мало кто из нас, особенно в молодом возрасте, об этом задумывается. "Береги одежку с нову, а честь смолоду" - говорит народная пословица. То же самое, мы считаем, можно сказать и о здоровье человека: свое здоровье нужно беречь смолоду.

Рекомендации:

• Вырабатывать у детей теле иммунитет, чтобы он сам мог отличать нужные ему программы от вредных и опасных. Для этого смотреть вместе с ребенком различные

телепередачи невзирая на свои вкусы); комментировать, что в них хорошо, а что плохо, но не забывать и о мнении ребенка.

•         Помогать в выборе фильмов, телепередач, компьютерных игр, формируя

негативное отношение к жестокости, пошлости.

•         Учите детей чередовать развлечения: электронику должны сменять кино,

спортивные и интеллектуальные игры.

• Хотя бы раз в месяц отправляйтесь на природу или в пешую прогулку.

По окончании собрания родителям раздаются памятки и комплексы гимнастики за компьютером.

Рефлексия:

• Что нового вы узнали на собрании?

·Какие вопросы в рамках этой темы вы хотели бы обсудить дополнительно?

 Спасибо за работу.

Использованные источники:

Родительские собрания в ДОУ-О.Л. Зверева, Т.В. Короткова М. АЙРИС-

ПРЕСС, 2011 г

Родительские собрания в детском саду- С.В. Чиркова М.ВАКО,2010Г.

Работа с родителями - Е.В. Шитова, Волгоград: Учитель 2011г.

www.PSIRomashka.ru 

http://www.linzshop.ru/articles/rebj onok -и- televizora - 5 -pravil.html

                                                                                                                         

 Гимнастика за компьютером.

Комплекс упражнении для рук и плечевого пояса 

1Лоднять плечи. Опустить плечи. Повторить 6-8 раз. Расслабить плечи.

2.Руки согнуты перед грудью.

На счет 1-2 - пружинящие рывки назад согнутыми руками, на счет 3-4 - то же, но прямыми. Повторить 4-6 раз. Расслабить плечи.

3.Ноги врозь. На счет 1-4 - последовательные круговые движения

руками назад; 5-8 - вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать.

Повторить 4-6 раз. Расслабиться.

4.Руки вперед. На счет 1-2 - ладони вниз, 3-4 - ладони вверх.

Повторить 4-6 раз. Расслабиться.

5.На счет 1 махом развести руки в стороны, слегка прогнуться.

На счет 2, расслабляя мышцы плеч, уронить руки и поднять их скрестно перед грудью.

Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений для туловища и ног

1.На счет 1-2 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться.

На счет 3-4 - то же, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз. 2.Ноги врозь, руки за голову.

На счет 1 - резкий поворот налево, на счет 2 - направо. Повторить 6-8 раз.

3. Ноги врозь, руки на поясе.

На счет 1-2 - наклон туловища налево, 3-4 - направо. Повторить 6-8 раз.

4.Ноги врозь, руки на поясе.

На счет 1-2 - прогнуться назад, 3-4 наклониться вперед. Повторить 4-6 раз.

5.Ноги врозь, руки в стороны.

На счет 1-2 - резкий поворот направо, 3-4 налево. Повторить 4-6 раз.


Стратегии Основная цель стратегических игр - управление' войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными pecypcам. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков. Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.

        Аркадные.          Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши

персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (Дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.

Ролевые.  В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев - совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры использование нужного персонажа в нужное время и Е нужном 1'!рсте.

Action.  Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и почти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо соблюдать чувство меры, причём не только детям, но и взрослым.

Логические.  Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.

Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. ЗА И ПРОТИВ".

Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить тему «Ребенок и компьютер». Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремитель­ное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. ...

Консультация для педагогов и родителей "Компьютер в жизни дошкольника."

Как часто дошкольники на вопрос «Какая твоя любимая игра?» отвечают: «Компьютерная». А дальше выясняется, что ребенок практически каждый день длительное время играет в любимые «гонки», «стрелялки», «б...

Компьютер в жизни дошкольника

Компьютер друг или враг ? У каждого родителя свой ответ и свое мнение. Вот несколько советов чтобы компьютер стал другом и верным помощником вашему ребенку....

Статья: «Плюсы и минусы влияния телевизора и компьютера на ребенка дошкольника»

Плюсы и минусы влияния телевизора и компьютера на ребенка дошкольника....

Роль телевизора и компьютера в жизни ребенка

Презентация по указанной теме....

Телевизор и компьютер в жизни ребенка

Ограничивайте просмотр телевизора, поиграйте с ребенком, уделите ему время....

Телевизор и компьютер в жизни ребёнка.

Консультация для родителей....