«Театральный проект « СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ»
проект на тему

Дорошенко Любовь Николаевна

Проект направлен на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Здесь в нерасторжимом единстве существуют слово, музыка, драматическое действие, пение, танец и живописное оформление. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения занятий, спектаклей, мероприятий, встреч в образовательном учреждении. Представленный опыт педагогической работы содержит теоретический и практический материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление к презентации

 «Театральный проект
« СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ»

                                                 Авторы- составители педагоги                        

                                                              МБДОУ «ДС№8 «Улыбка» г. Щучье

                                                Дорошенко Л.Н., Малик Ю.В.

                           Перескокова Н.В.

     

Слайд1 слайд2 слайд3

Тип проекта : творческий
Вид проекта : долгосрочный
Срок реализации : постоянно
Участники проекта : педагоги -  дети – родители (законные представители)-                        ГБУ «КЦСОН по Щучанскому району» (социальные партнеры)

Краткая аннотация проекта

     Проект направлен на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на приобщение детей к музыкально – театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и огранки различных человеческих способностей. Здесь в нерасторжимом единстве существуют слово, музыка, драматическое действие, пение, танец и живописное оформление. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения занятий, спектаклей, мероприятий, встреч в образовательном учреждении. Представленный опыт педагогической работы содержит теоретический и практический материал.

Слайд4

  Проблема

В связи с недостаточным развитием, а в некоторых случаях и отсутствием у детей творческой активности, эмоционального выражения чувств, художественного воображения, мы выбираем работу по театрализованной деятельности, как один из наиболее доступных и увлекательных видов деятельности, способствующей всестороннему развитию личности.

Слайд5

Актуальность

 Актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.

Для детей театр – это игра, для родителей – праздник,
для педагогов – работа.


Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. В течении последних 3 лет театр «живет» в нашем детском саду, им «заражены» и взрослые и дети.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
 Именно музыкально-театральная деятельность помогает нам в формировании творческой личности, учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчество, творческие способности.

         В настоящее время театр, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратил своё предназначение. А ведь именно театр играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время театр – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Театр – это сказка, а сказка всегда  входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трёх уровней: психофизического, социального и эстетического.

Психофизический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребёнка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребёнок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сюжета, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень – главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень – уровень художественного образа – характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Разнообразные сюжеты литературных произведений не только расширяют представления ребёнка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества. Только креативность (творчество) может обеспечить возможность появления нового знания. Поэтому одним из эффективных методов эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «театра и музыки» и «творчества», другими словами, это метод «театрального творчества».

Слайд 6

     Цель проекта:
 развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Слайд 7

    Задачи:

  1. сформировать правильную модель поведения детей в современном мире
  2. повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям
  3. познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес
  4. совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению
  5. развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
  6. способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья- социум»

Слайд 8

  Предполагаемые результаты:

 Активное вовлечение детей и взрослых в театрализованную деятельность  позволит ДЕТЯМ  приобретать  и  демонстрировать  начала  ключевых  компетентностей:

  • Коммуникативной  –  возможность  понимать  речь  других,  грамматически

правильно строить свою речь;

  • Социальной  –  в  выборе  места  партнера  для  совместной  деятельности,  умение устанавливать  и  поддерживать  отношения  с  разными  людьми,  анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
  • Информационной–  в  обращении  к  различным  источникам  информации  при

     обсуждении темы, способов  действия;

  • Деятельностной  –  это  способность  осуществлять  результативные  действия

индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;

  • Здоровьесберегающей  –  в самостоятельном регулировании активности,  свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.

Слайд 9

ПЕДАГОГАМ:

  • повысить качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку;
  • наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения дошкольниками (картотеки театрализованных игр, сценарии спектаклей, праздников и развлечений);
  • пополнить предметно-пространственную развивающею среду детского сада .

РОДИТЕЛЯМ( ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ):

  • стать активными участниками  единого образовательного пространства «Детский сад - семья- социум»;
  • проявить собственный талант в изготовлении атрибутов , костюмов ;
  • увидеть и развивать зарождающийся талант ребенка .

СОЦИАЛЬНЫМ ПАРТНЁРАМ:

  • стать активными участниками единого образовательного пространства

        «Детский сад - семья - социум»;

Слайд 10

Этапы проекта:

1 этап

        Организационно-подготовительный – подбор и изучение программно-методического обеспечения для реализации проекта

2 этап

        Практический – определение содержания работы и направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

3 этап

        Заключительный -  анализ  полученных результатов; подведение итогов, награждение победителей конкурсов.

Слайд 11

Принципы организации проекта:

  •  принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка  индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии; 
  •  принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с    другими разделами основной образовательной программы;
  •  принцип координации деятельности педагогов;
  •  принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;
  •  принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Слайд12

Формы организации детей:

  • Индивидуальные: индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.
  • Подгрупповые: репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
  • Групповые: мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства, показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление

Слайд13

Формы работы с детьми:

  1. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Слайд14

  1. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:  ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивает зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Слайд15

  1. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

  1. Основы театральной культуры знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Слайд16

Модель развития творческой активности детей

Слайд 17

Результаты проекта :

  • картотеки
  • упражнений по ритмопластике
  • этюдов,игр ,напрвленных на развитие сценических способностей детей
  • упражнений ,направленных на развитие культуры речи.
  • планирование
  • мероприятий с детьми
  • консультаций с родителями
  • сценарии
  • праздников , развлечений
  • инсценировки сказок
  • ППРС
  • изготовление атрибутов, декораций, костюмов
  • фотовыставки, фотоальбом
  • трансляция    
  • спектакль для родителей
  • участие в районном конкурсе  (видеофильм)

Слайд 18 слайд19

  Перспективы дальнейшего развития проекта

ДЕТИ
продолжать развивать творческий потенциал

развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению).

ПЕДАГОГИ

продолжать создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса

РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ)

заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, продолжать вовлекать их в жизнь детского сада, сделать  союзниками в своей работе.

СОЦИУМ

координация работы с другими учреждениями и организациями

Литература:

  1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». Приложение  к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
  2. В.А. Жилин «Речевые упражнения». – Челябинск, 1996.
  3. А.И. Буренина Музыкальная палитра №11, №12, 2012 – Санкт-Петербург, 2012.
  4. Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом: «Воспитание дошкольника», Москва, 2007, № 6,7.
  5. О.И. Крупенчук  Пальчиковые игры для малышей, Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2006.
  6. С.В. Канкевич «Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе», Издательский дом «Литера», 2005.
  7. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
  8. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2000г
  9. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
  10. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. — М., 2001
  1. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  1. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  1. Фесюкова Л.Б     . Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
  1.  Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
  1.  Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.


Электронные ресурсы:

  1. http://www.moi-detsad.ru/metod46-7.html
  2. http://www.insai.ru/slovar/1881
  3. http://www.ladushki-book.ru/

«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя а, играя, познает окружающее»