Мастер - класс " Сказки в нашей жизни"
методическая разработка на тему
Цель:
Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития дошкольников.
Задачи:
· Расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития дошкольников;
· обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми;
· познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_v_nashey_zhizni.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»
Подготовила:
педагог-психолог
Усова Ирина Викторовна
г.о. Новокуйбышевск, 2016
Цель:
Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития дошкольников.
Задачи:
- Расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития дошкольников;
- обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми;
- познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.
Продолжительность занятия: 1 час.
Материал: песок с миниатюрными фигурками, запись спокойной музыки для релаксации.
Слушатели: молодые педагоги
Ход встречи:
Добрый день, уважаемые педагоги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с маленького четверостишия: «И нельзя без сказки нам прожить друзья! Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Исследования ученных показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению. Работу с младшими дошкольниками по сказкам следует начинать с использования сюжетов народных сказок, знакомых детям из программного материала. Для обучения детей с четырех-пяти лет рекомендуется использовать сказки с познавательным содержанием. Выделяют принципы составления познавательной сказки: во-первых, содержательной основой сказок является познавательная, а не развлекательная информация; во-вторых, в сказках действуют вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им либо человеческими способностями (цветы разговаривают, цифры спорят); в-третьих, главное для воспитателя — вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки. Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира.
В работе со сказкой можно использовать следующие приемы и методы :
-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).
-Элементы театрализации. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. В младшем возрасте кукол озвучивает воспитатель, в старшем к этому привлекаются дети. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей. Можно использовать все виды театра.
-Творческие задания. Рисование, лепка сказочных персонажей из доступных материалов.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Опыт моей работы показывает, что использование познавательных сказок способствует более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений, экологических знаний, экономических представлений. Ребенок в результате таких занятий получает ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира. рекомендации по использованию сказок для познавательного развития.
1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст: проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения; подготовить наглядный материал.
2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно использовать сюрпризный момент (появление персонажа из сказки, волшебного сундучка и пр.), волшебные слова, книжку-самоделку и т.д.
3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.
4. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
5.Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала.
6. В процессе организации образовательной деятельности по сказке с целью активизации мыслительной деятельности дошкольников нужно применять наглядность (разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр.), а также проблемные ситуации.
7. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала для самостоятельных упражнений.
При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными. Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии. Вся работа проходит в форме сказочной игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу «от простого - к сложному».
Практическая часть «Приемы работы со сказкой».
1. Викторина «Знаете ли вы сказки»
«Узнай сказку по её отрывку»:
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка.
2. «Дополни имя»
У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь. Кощей- …., Мальчик - … ., Елена -… ., Василиса-…. , Братец - …. , Иван-… ., Сестрица - … ., Крошечка - … .
В работе с детьми дошкольного возраста я применяю песочную терапию в контексте сказкотерапии. В рамках данного подхода и с использованием специального оборудования дети создают сказки на песке: творят, оживляют, сочиняют и просто взаимодействуют с природными материалами – песком и водой, «заземляя» тем самым негативную энергию, которая может накапливаться в каждом из нас. Песочница - эта та среда, в которой оживают сказки, оживает любая информация необходимая для ребенка.
3. Задание «Сочините сказку».
Уважаемые педагоги! Предлагаю вам творческое задание, развивающее мышление и воображение. На песке сочинить свой сказочный мир. Для этого возьмите миниатюрные фигурки и расставьте, как пожелаете. Придумать сказку. Педагоги работают. Затем делятся впечатлениями. Педагог-психолог благодарит педагогов за активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.
Литература:
- Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-priemy-raboty-so-skazkoi.html
- Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-skazkoterapi-dlja-pedagogov-psihologov-puteshestvie-v-skazku-1-ja-chast.html
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с.
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии / – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Речь, 2013. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность"Сказка в нашей жизни"
Презентация проектной деятельности по теме: "Сказка в нашей жизни"....
Мастер-класс "Книжка малышка: наше путешествие"
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/knizhka-malyshka-svoimi-rukami.html...
мастер класс для родителей "Наши помощники- здоровьесберегающие технологии"
Цели и задачи: формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения. Познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают пол...
Мастер - класс от родителей "Сладкая жизнь"
В воскресенье, 15 ноября, в детском саду прошла "Встреча выходного дня". Родители вместе со своими детьми групп «Слонёнок» и «Чебурашка» приняли активное участие в мастер - классе «Сладкая жизнь», кот...
Мастер-класс для родителей "Наши пальчики играют"
Работа с родителями...
Мастер-класс для родителей «Наши помощники - пальчиковым играм».
Мастер-класс для родителей «Наши помощники - пальчиковым играм».Тема: Пальчиковые игры способствуют формированию речевых навыков. Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, спос...
Педагоги «Ивушки» провели мастер -классы на фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты»
Педагоги ДОП «Ивушка» представили свои увлекательные мастер –классы на Фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты» , который проходи...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Гаптуллина Лилия Аухатовна
Спасибо за статью.Разработка сценариев развлечений тесно связана сказками.Ваша статья помогает, подталкивает к новым размышлениям.