Мастер - класс " Сказки в нашей жизни"
методическая разработка на тему

Усова Ирина Викторовна

Цель:

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития дошкольников.

Задачи:

·         Расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития дошкольников;

·         обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми;

·         познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_v_nashey_zhizni.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная  школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Подготовила:

педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2016

Цель: 

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития дошкольников.

Задачи:  

  • Расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития дошкольников;
  • обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми;
  • познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.

Продолжительность занятия: 1 час.

Материал:  песок с миниатюрными фигурками, запись спокойной музыки для релаксации.

Слушатели: молодые педагоги

Ход встречи:        

Добрый день, уважаемые педагоги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с маленького четверостишия: «И нельзя без сказки нам прожить друзья! Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Исследования ученных показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению. Работу с младшими дошкольниками по сказкам следует начинать с использования сюжетов народных сказок, знакомых детям из программного материала. Для обучения детей с четырех-пяти лет рекомендуется использовать сказки с познавательным содержанием. Выделяют принципы составления познавательной сказки: во-первых, содержательной основой сказок является познавательная, а не развлекательная информация; во-вторых, в сказках действуют вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им либо человеческими способностями (цветы разговаривают, цифры спорят); в-третьих, главное для воспитателя — вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки. Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира.

В работе со сказкой можно использовать следующие приемы и методы :

-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).

-Элементы театрализации. Наиболее эмоционально дети откликаются на представление кукольного театра. В младшем возрасте кукол озвучивает воспитатель, в старшем  к этому привлекаются дети. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей. Можно использовать все виды театра.

-Творческие задания. Рисование, лепка сказочных персонажей из доступных материалов.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Опыт моей работы показывает, что использование познавательных сказок способствует более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений, экологических знаний, экономических представлений. Ребенок в результате таких занятий получает ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира. рекомендации по использованию сказок для познавательного развития.

1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст: проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения; подготовить наглядный материал.

2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно использовать сюрпризный момент (появление персонажа из сказки, волшебного сундучка и пр.), волшебные слова, книжку-самоделку и т.д.

3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.

4. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

5.Познавательные сказки следует преподносить детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала.

6. В процессе организации образовательной деятельности по сказке с целью активизации мыслительной деятельности дошкольников нужно применять наглядность (разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр.), а также проблемные ситуации.

7. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять свободу выбора материала для самостоятельных упражнений.

При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными. Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии. Вся работа проходит в форме сказочной игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. По принципу «от простого - к сложному».

Практическая часть «Приемы работы со сказкой».

1. Викторина «Знаете ли вы сказки»

«Узнай сказку по её отрывку»:

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёной кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

2. Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка.

2. «Дополни имя» 

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь. Кощей- …., Мальчик - … ., Елена -… ., Василиса-…. , Братец - …. , Иван-… ., Сестрица - … ., Крошечка - … .

В работе с детьми дошкольного возраста я применяю песочную терапию в контексте сказкотерапии. В рамках данного подхода и с использованием специального оборудования дети создают сказки на песке: творят, оживляют, сочиняют и просто взаимодействуют с природными материалами – песком и водой, «заземляя» тем самым негативную энергию, которая может накапливаться в каждом из нас. Песочница - эта та среда, в которой оживают сказки, оживает любая информация необходимая для ребенка.

3. Задание «Сочините сказку».

Уважаемые педагоги! Предлагаю  вам творческое задание, развивающее мышление и воображение. На песке  сочинить свой сказочный мир. Для этого возьмите миниатюрные фигурки и расставьте,  как пожелаете. Придумать сказку. Педагоги работают. Затем делятся впечатлениями. Педагог-психолог благодарит педагогов за активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.

Литература:

  1. Интернет ресурсы:  http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-priemy-raboty-so-skazkoi.html
  2. Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-skazkoterapi-dlja-pedagogov-psihologov-puteshestvie-v-skazku-1-ja-chast.html
  3. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с.
  4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии / – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Речь, 2013. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность"Сказка в нашей жизни"

Презентация проектной деятельности по теме: "Сказка в нашей жизни"....

Мастер-класс "Книжка малышка: наше путешествие"

http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/knizhka-malyshka-svoimi-rukami.html...

мастер класс для родителей "Наши помощники- здоровьесберегающие технологии"

Цели и задачи: формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения. Познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают пол...

Мастер - класс от родителей "Сладкая жизнь"

В воскресенье, 15 ноября, в детском саду прошла "Встреча выходного дня". Родители вместе со своими детьми групп «Слонёнок» и «Чебурашка» приняли активное участие в мастер - классе «Сладкая жизнь», кот...

Мастер-класс для родителей «Наши помощники - пальчиковым играм».

Мастер-класс для родителей «Наши помощники - пальчиковым играм».Тема: Пальчиковые игры способствуют формированию речевых навыков. Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, спос...

Педагоги «Ивушки» провели мастер -классы на фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты»

Педагоги ДОП «Ивушка»   представили свои увлекательные мастер –классы  на Фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты» , который проходи...


 

Комментарии

Гаптуллина Лилия Аухатовна

Спасибо за статью.Разработка сценариев развлечений тесно связана сказками.Ваша статья помогает, подталкивает к новым размышлениям.