выступление на научно-практической конференции "Взрослый в социальном развитии дошкольника" 22 марта 2016г.
статья на тему
тема выступления: "Центр игровой поддержки как форма организации сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в социальном развитии дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mini-sayta_pedagog_v_sotsialnom_razvitii_rebenka.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог в социальном развитии ребенка: технологии, опыт, проблемы.
Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Ранний и дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, что же такое социальное развитие? Каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения и педагогов?
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.
Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями. ФГОС ставит перед педагогами следующие задачи:
— приобщение родителей к участию в жизни ОУ;
— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;
— оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Таким образом, социальное развитие ребенка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между дошкольным учреждением и семьей
Я работаю педагогом ЦИПРа, центра игровой поддержки родителей и ребенка с 2007 года. Среди целей деятельности нашего Центра выделяются:
- развитие гармоничных эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста;
- оказание родителям квалифицированной педагогической помощи в развитии ребенка.
В своей работе я не просто взаимодействую с детьми раннего возраста, а с семьей - родитель + ребенок. Одной из главных задач работы ЦИПРа является повышение родительской педагогической компетенции, в том числе и в вопросе социализации ребенка. Но, решая эту задачу, я работаю с родителями для того, чтобы они стали воспитателями своего ребенка, так как именно они являются главными педагогами. Оказывая практическую помощь родителям, я помогаю им увидеть потенциальные возможности своего ребенка, организовать занятия с детьми в кругу семьи, а также помогаю увидеть родителям мир с позиции ребенка.
Однако в последнее время передо мной встала проблема. Я заметила, что не все родители понимают, как играть, и не умеют играть с детьми. Не все действия родителей имеют развивающее значение для детей. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения. А этого не происходит. Родители таких детей просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться. Все проблемы в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. В связи с этим мне и моим коллегам необходимо было так выстроить работу с родителями воспитанников, чтобы повышать педагогическую компетентность семей, уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднение в воспитании детей, стремиться охватить всех отцов и матерей (а по возможности и других взрослых членов семьи) педагогическим «всеобучем». С этой целью я применяю различные технологии.
Одной из эффективных технологий я считаю изготовление игровых пособий своими руками.
В основном это - игровые пособия (далее – игры), которые можно разделить на 2 основные группы (направления). Каждая группа ориентирована на решение следующих задач:
- развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильного восприятия
- развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Процесс совместного изготовления игр оказывается очень важным, в нем ребенок является не просто сторонним наблюдателем, а активным творцом. Процесс совместного творчества дарит огромное количество возможностей развития и совершенствования знаний и навыков у ребенка. Необходимо только терпеливо и бережно относиться к процессу совместного творчества.
Игрушка и игра, сделанная руками заботливых родителей, и минуты, проведенные вместе - залог психологического благополучия ребенка и мощный источник его развития.
В процессе изготовления игр я стараюсь ответить родителям на вопросы, связанные с особенностями развития предметной и игровой деятельности детей раннего возраста, информирую о том, для чего необходима изготавливаемая игра, какой развивающий эффект она дает. Рассказываю родителям о способах включения ребенка в процесс изготовления игр в домашних условиях, ориентирую родителей на совместное с ребенком их изготовление, акцентируя внимание на значимость реализуемой совместной деятельности в развитии детей. Создавая игры и игрушки своими руками, родители не только развивают своих малышей интеллектуально, но и социализируют их. Отношения мать-дитя становятся более гармоничными.
Опыт работы с детьми 2-3 лет показал, что не все промышленные игры и игрушки могут заменить игры, изготовленные вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому наши малыши очень полюбили заниматься с такими игрушками и процесс усвоения материала шел значительно быстрее, дети радовались своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития! Для малышей и взрослых игрушка, изготовленная совместно, является предметом особой гордости, именно поэтому игры ребенка с ней захватывают достаточно долгое время.
Такой прием активизации родителей не прошел бесследно. У большинства родителей было сформировано представление о роли совместной игры ребенка со взрослым в развитии ребенка. Родители научились изготавливать игрушки. Большинство родителей овладели приемами игрового взаимодействия с ребенком с использованием изготовленных игр и игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на научно-практической конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХСПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»
ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений
ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений
муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений
ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...