выступление на научно-практической конференции "Взрослый в социальном развитии дошкольника" 22 марта 2016г.
статья на тему

Пятова  Марина  Николаевна

тема  выступления: "Центр игровой поддержки  как форма организации  сотрудничества дошкольной образовательной организации  и семьи в социальном развитии дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mini-sayta_pedagog_v_sotsialnom_razvitii_rebenka.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог  в социальном  развитии  ребенка: технологии, опыт, проблемы.

    Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Ранний и дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, что же такое социальное  развитие?  Каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения   и  педагогов?

   Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.

   Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.

    В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями. ФГОС  ставит перед педагогами  следующие задачи:
— приобщение родителей к участию в жизни ОУ;
— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;
— оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
.

     Таким образом, социальное развитие ребенка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между дошкольным  учреждением  и семьей

    Я  работаю   педагогом  ЦИПРа,  центра игровой поддержки родителей и ребенка с 2007 года. Среди  целей  деятельности  нашего  Центра выделяются:

  • развитие гармоничных эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста;
  • оказание родителям квалифицированной педагогической помощи в развитии ребенка.

   В своей работе я не просто    взаимодействую с  детьми раннего возраста, а    с  семьей  -  родитель  + ребенок.  Одной   из   главных задач  работы ЦИПРа  является  повышение родительской педагогической компетенции, в том числе и в вопросе социализации ребенка. Но, решая эту задачу,   я работаю  с родителями  для того, чтобы они стали  воспитателями своего ребенка, так как именно  они являются  главными педагогами. Оказывая практическую помощь родителям, я помогаю им  увидеть потенциальные возможности своего ребенка, организовать занятия с детьми в кругу семьи, а также помогаю  увидеть родителям  мир с позиции ребенка.

   Однако  в  последнее время  передо мной  встала проблема.  Я заметила, что не все родители   понимают,  как играть,   и не умеют   играть с детьми.  Не все действия родителей  имеют  развивающее значение для детей.  Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения. А этого не происходит.  Родители таких детей   просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться. Все проблемы в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. В связи с этим  мне и моим коллегам  необходимо было так выстроить работу  с родителями  воспитанников, чтобы повышать педагогическую компетентность семей, уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднение в воспитании детей, стремиться охватить всех отцов и матерей  (а по возможности и других взрослых членов семьи) педагогическим «всеобучем». С этой целью я применяю  различные технологии.

 Одной из эффективных технологий я считаю изготовление игровых пособий   своими руками.

 В основном это - игровые пособия (далее – игры), которые  можно разделить на 2 основные группы (направления). Каждая группа ориентирована на решение следующих задач:

  1. развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильного восприятия
  2. развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

    Процесс совместного изготовления игр оказывается очень важным, в нем ребенок является не просто сторонним наблюдателем, а активным творцом. Процесс совместного творчества дарит огромное количество возможностей развития и совершенствования знаний и навыков у ребенка. Необходимо только терпеливо и бережно относиться к процессу совместного творчества.  

    Игрушка и игра, сделанная руками заботливых родителей, и минуты, проведенные вместе - залог психологического благополучия ребенка и мощный источник его развития.

    В процессе изготовления игр я стараюсь  ответить   родителям на вопросы, связанные с  особенностями  развития предметной и игровой деятельности детей раннего возраста, информирую о том, для чего необходима изготавливаемая игра, какой развивающий эффект она дает. Рассказываю  родителям о способах включения ребенка в процесс изготовления игр в домашних условиях, ориентирую родителей на совместное с ребенком их изготовление, акцентируя внимание на значимость реализуемой совместной деятельности в развитии детей. Создавая игры и игрушки своими  руками,  родители не  только  развивают своих малышей  интеллектуально, но и социализируют их.  Отношения  мать-дитя становятся  более гармоничными.

     Опыт работы с детьми 2-3 лет показал, что не все  промышленные игры и игрушки  могут заменить игры, изготовленные вручную.  Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому наши малыши  очень полюбили заниматься с такими игрушками и процесс усвоения материала шел значительно быстрее, дети радовались своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития! Для малышей и взрослых игрушка, изготовленная совместно, является предметом особой гордости, именно поэтому игры ребенка с ней захватывают достаточно долгое время. 

     Такой  прием  активизации родителей  не прошел бесследно. У большинства родителей было сформировано представление о роли совместной игры ребенка со взрослым в развитии ребенка. Родители научились изготавливать игрушки. Большинство родителей овладели приемами игрового взаимодействия с ребенком с использованием изготовленных игр и игрушек.

             

                 

               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»

ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ  «Всероссийской  научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений

муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...