Техника речи
материал на тему

Сапаева Вероника Викторовна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Техника речи179.17 КБ

Предварительный просмотр:

1.Нормализация физиологического и фонационного дыхания ( Упражнения для формирования косто-абдоминального дыхания, работа над вдохом и выдохом, диафрагмальным дыханием).

Для того чтобы стало возможным произнесение звуков, требуется направленная воздушня струя. Четкая разборчивая речь обеспечивается правильной работой дыхательного аппарата. Так как у ребенка с ринолалией дыхательная функция грубо нарушена, требует коррекции и физиологическое (в покое) и фонационное (в процесе речи) дыхание.

Коррекция физиологического дыхания заключается в устранении ключичного типа дыхания. Наиболее предпочтительным для формирования правильной речи является нижне-реберное (косто-абдоминальное) дыхание. Этот тип дыхания позволяет создать дыхательную опору, являющуюся необходимым условием для появления длительного и плавного ротового выдоха.

С помощью специальных упражнений детей необходимо научить управлять диафрагмальными мышцами и регулировать объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Это способствует появлению более полного, глубокого, спокойного вдоха и исчезновению судорожного напряжения ключиц и грудной клетки.

При выполнении дыхательных упражнений следует соблюдать ряд определенных условий. Добиваясь легкого дутья без напряжения и из-лишних усилий, не рекомендуется употреблять фразу: “вдохни сильнее”. Услышав такое предложение, ребенок обычно пытается набрать как можно больше воздуха, что приводит к еще более сильному напряжению ключично-грудного отдела во время вдоха и способствует закреплению патологических дыхательных навыков. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею и в тоже время ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота. Количество и темп упражнений должно быть строго дозировано с учетом возраста и физического развития ребенка.

Работа логопеда по нормализации дыхательной функции ведется параллельно с работой врачей ЛФК по укреплению мышц брюшного пресса и формированию правильной осанки с помощью общих дыха-тельных упражнений, что предупреждает перегрузку дыхания, вредную для ребенка.

Упражнения, направленные на развитие косто-абдоминального дыхания, предпочтительно проводить в игровой форме. Все задания предлагают начинать выполнять в положении лежа. Дети пробуют поиграть в воздушный шарик. Ребенок ложится на кровать, мышцы максимально расслаблены, и под чтение стихотворения логопед показывает движения, которые затем ребенок должен выполнить сопряженно.

Вот мы шарик надуваем,

Воздух носом набираем (живот надувается),

Шарик сдулся – вот беда,

Воздух вышел изо рта.

Когда ребенок начинает выполнять упражнение, надувать шарик-животик, необходимо следить за тем, чтобы во время вдоха поднималась передняя стенка живота, а грудная клетка оставалась максимально неподвижной. Сдувают шарик (производят выдох) плавно, по возможности длительно, передняя стенка живота медленно втягивается и принимает обычное положение. После того как дети усваивают данные движения в положении лежа, можно переходить к выполнению аналогичных упражнений сидя и стоя.

Как вариант игры мможно использовать упражнения со зрительным контролем. В игру вовлекается волшебная книжка, которая оживает и может двигаться, если ребенок правильно выполняет требуемые движения. Упражнение также осуществляется в положении лежа, книга находится на животе ребенка. Если ребенок демонстрирует правильный вдох, то он может сам увидеть, как надувается живот и книга поднимается. При выдохе книга медленно опускается.

Эти игры включаются в занятия с детьми ежедневно. Родители получают подробные инструкции по закреплению сформированных навыков в домашних условиях.

Следует помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, и во время занятия их необходимо чередовать с другими упражнениями. Дыхательные упражнения повторяются не более пяти раз подряд.

Коррекция фонационного дыхания подразумеваетвыработку целенаправленной воздушной струи при фонациипосле того как у ребенка появилось правильное физиологическое дыхание.

Для детей с ринолалией характерным является смешанное фонационное дыхание, при котором основная часть выдыхаемого воздуха направляется в носовые ходы, а ротовой выдох является черезвычайно слабым и коротким. В некоторых случаях ротовой выдох совсем отсутствует и на просьбу подуть ребенок осуществляет исключительно носовой выдох.

Основной задачей на этапе коррекции фонационного дыхания является формирование продолжительного, устойчивого, плавного ротового выдоха, достаточного для произнесения слогов, слов, фраз. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика, способствующая развитию носового вдоха, увеличению объема ротового выдоха и воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого неба.

Виды упражнений для развития направленного ротового выдоха и умения дифференцировать ротовой и носовой выдох.

· вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на нижнюю губу (как дышит собачка);

· вдох широко открытым ртом, выдох носом;

· вдох и выдох носом;

· вдох носом, выдох ртом; возможны различные варианты выполнения данного упражнения: можно предложить ребенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуты и вытянуты вперед трубочкой;

· вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем, выдох через эту же ноздрю;

Загрузка...

· вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю; затем поменять;

· вдох носом, выдох поочередно через правую или левую ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем;

· вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю;

· вдох поочередно через правую или левую ноздрю, выдох широко открытым ртом;

· вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.

Можно проводить упражнения в игровой форме с использованием наглядного материала.

Детям предлагают подуть на яркие бумажные игрушки в форме различных предметов, животных, сказочных существ, прикрепленные к ниткам длиной до 20-и сантиметров, на ватные шарики – “загони мяч в ворота”(ворота – кубики). Дети учатся надувать мыльные пузыри, задувать свечи, студить горячую пищу, согревать замерзшие руки во время прогулки, дуть в трубочку, опущенную в стакан, наполненный какой-либо жидкостью, например, соком.

Чтобы отработать у ребенка правильный носовой вдох, можно показать ребенку, как нюхают цветы.

При выполнении упражнений следует контролировать ребенка, т. к. в первое время ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Для контроля используется небольшой пузырек с узким горлышком, который попеременно подносится к губам и носовым ходам ребенка. При этом необходимо объяснить, что характерный шум, который появляется во время выдоха, должен быть слышен, лишь когда пузырек поднесен ко рту. В качестве образца, логопед может предварительно показать, как правильно выполняется данное упражнение.

Как уже было сказано, вся коррекционная работа должна осуществлятся с учетом ведущей деятельности возраста. Детям дошкольного возраста рекомендуется предлагать как можно больше игровых ситуаций.

В качестве одной из составных частей логопедического занятия можно предложить детям игру “Прогулка с куклой”.

Любимая кукла Маша собирается идти гулять. На улице очень холодно, морозно, кругом лежит снег. Логопед спрашивает, какое это может быть время года. Если ребенок затрудняется с ответом, следует помочь ему при помощи наводящих вопросов и наглядного материала.

Л.: А во что мы должны одеть куклу для зимней прогулки?

Перечисляются предметы зимней одежды. Здесь следует отметить, что даже если дети, не имеют грубых лексико-грамматических нарушений, тем не менее целесообразно включать в игру элементы заданий по развитию представлений об окружающем мире, по развитию словаря и грамматического строя.

Затем логопед вместе с ребенком берет куклу за руки и они все вместе идут гулять.

Л.: Как холодно на улице! Маша не привыкла к таким морозам. У нее замерзли ручки, давай мы ей их погреем.

Логопед показывает ребенку, как можно погреть руки, подышав на них.

Л.: А твои ручки, наверное, тоже замерзли? Давай и тебе погреем.

Подышав на руки ребенку, логопед таким образом дает ребенку возможность ощутить целенаправленную воздушную струю и при этом увидеть, что рука подносится ко рту. Таким образом обучение осущест-вляется с подключением тактильного и зрительного контроля.

Затем логопед предлагает ребенку погреть ручки вместе. Также совместно согреваются руки у Маши. При выполнении данных действий обращают внимание ребенка на то, что вдыхать надо носом, а выдыхать ртом. В большинстве случаев приходится многократно повторять это дыхательное упражнение, т. к. дифференциация ротового и носового выдоха у детей очень часто отсутствует. Лишь ежедневные тренировки в течение нескольких недель позволяют уменьшить утечку воздуха через нос и выработать направленную воздушную струю.

Если ребенок находится на логопедическом обучении в стационаре или детском дошкольном учреждении, в коррекционной работе можно использовать режимные моменты. Во время завтрака или обеда ребенку предлагают остудить горячую пищу.

Например, логопед может спросить ребенка, почему он еще не кушает? Если ребенок отвечает, что суп слишком горячий, можно предложить остудить суп. Ребенку объясняют, что для этого необходимо подуть холодным ветерком, вытянув при этом губы вперед. Чтобы воздуха уместилось как можно больше, набрать его нужно носом. Потом показывают, как это делается и просят ребенка сделать тоже самое.

Не рекомендуется предлагать детям такие упражнения как надувание шаров, дутье в губную гармошку, дудочку. Такое дутье требует слишком сильного, направленного, длительного ротового выдоха, к которому дети еще не готовы. Стремясь сократить утечку воздуха в нос, дети напрягают мышцы артикуляционного аппарата и мышцы лица. В работу включаются крылья носа, ребенок хмурит брови, морщит лоб. Таким образом появляются компенсаторные гримасы при фонации, которые впоследствии с большим трудом поддаются коррекции.

У детей с небно-глоточной недостаточностью полноценное фонационное дыхание не может быть окончательно сформировано. Даже после проведения коррекционных мероприятий ротовой выдох у таких детей отличается слабостью и не дифференцируется с носовым. Работа по формированию направленного ротового выдоха в таких случаях должна быть продолжена после оперативного вмешательства с целью устранения небно-глоточной недостаточности.

У детей, не имеющих дефектов в переднем отделе твердого неба, сквозных расщелин альвеолярного отростка и небно-глоточной недостаточности постановка направленного ротового выдоха и его дифференциация с носовым выдохом должна быть полностью завершена.

2.Функциональные тренировки голосового аппарата с использованием специальных упражнений (работа над силой, высотой и длительности голоса).

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи.  Это конкретная физическая величина, измеряемая  децибелах.

Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства слушателей.

Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Шёпот — тихая безголосная речь, при которой слова произносятся без использования голосовых связок.

Игровое упражнение:

Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко.

Пример 1  Ауканье

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Пример 2: «Эхо»

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а".

Пример 3: «Эхо»

В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Пример 4

Проговаривание диалогов громким и тихим голосом. Можно хором. Дети делятся на 2 группы и проговаривают диалог по ролям. Потом группы меняются.

                - ТАНЮШЕНЬКА!

                - ау!

                - ПОДРУЖЕНЬКА!

                - ау!

                - ИДИ ГУЛЯТЬ!

                - иду!

                - ИДИ БЫСТРЕЙ!

                - бегу!

Пример 5

В лесу кричу: АУ! АУ!

И мне в ответ: АУ! АУ!

Горе кричу: АУ! АУ!

Гора в ответ: АУ! АУ!

Пример 6

Педагог  предлагает произнести мяуканье котёнка (другие звукоподражания) , который

  • сидит рядом и просит есть (во весь голос),
  •  находится в комнате (громко),
  • находится за дверью (тихо).

Можно использовать сигнальные карточки.

Игровое упражнение: «Вьюга»

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает.  По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

Игровое упражнение: «Гудок паровоза»

Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

Игровое упражнение: «Пожарная машина»

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".

Игровое упражнение: «Пионерский горн»

Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: "Ту-ту-ту-ту".

Игровое упражнение: «Жук»

Разводим руки в стороны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук : «ЖЖЖЖЖ» -  собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать силу голоса.

Можно предложить детям изобразить:

  • вой волка,
  • шипение гуся,
  • жужжание комара, мухи, пчелы,
  • свист чайника,
  • плачь ребенка,
  • крик вороны, кукушки и т. д.)

Игровые упражнения с использованием фонетической ритмики:

Лёгкий удар кулаками на уровне талии, сказать тихо: ПА, сильно встряхнуть кулаками рук вперёд, сказать громко: ПА. Добавляем силу голоса: ПА – встряхнуть руки вверх. Добавляем шёпотное произношение: ПА – палец у рта.

                                 ПАПА                 

                                 ПАПАПА                 

                                 ПА – ПАПАПА                 

Игровое упражнение

 

ПА_________________ ПА- ПА-

ПА- ПА-ПА__________________

Игровое упражнение

Развести руки в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог ПА, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение соответствует самому громкому звучанию.

ПА________А_____________А___________А

Игровое упражнение

Будем говорить громко и тихо. Движения напоминают взмахи крыльев: поднять руки вверхПА___ , опустить вниз Па.

Игровое упражнение

Волнообразные движения руками перед собой. Верхнее положение рук соответствует громкому произнесению ПА, нижнее – тихому ПА.

ПА_____А______А______А______А______А_____А_______А

                                                                                                                     Движения руками

Игровое упражнение

Встать в круг. Громко топая, говорить синхронно громко: ТОП-ТОП-… (шаг – слово). Идти из круга, ступая тихо и прижав палец к губам: топ-топ-топ….

Вариант игры: тоже самое, но хлопаем в ладоши и приговариваем: хлоп – хлоп….

Игровое упражнение

Стоя по кругу громко хлопать и говорить: ГРОМКО- ГРОМКО…

Стоя по кругу тихо хлопать и говорить: ТИХО – ТИХО…

Игровое упражнение

Руки на талии. Сильно топнуть ногой, одновременно сказать: ГРОМКО. Слабый удар другой ногой, сказать: тихо. И так попеременно.

Игровое упражнение

Дети стоят по кругу друг за другом. У педагога барабан.

Педагог размеренно и тихо стучит в барабан, дети на цыпочках идут по кругу:

ПА - ПА - ПА – ПА….

Педагог размеренно, но громко стучит в барабан, дети  идут по кругу:      

ПА - ПА - ПА – ПА….(в такт ударам)

Педагог быстро и  тихо стучит в барабан, дети также тихо и быстро идут по кругу: ПА - ПА - ПА – ПА….

Педагог  громко и быстро стучит в барабан, дети, топая, быстро идут по кругу:       ПА - ПА - ПА – ПА….

Педагог громко и резко ударяет в барабан, дети останавливаются: стоп!

Игровое упражнение

Изменение силы голоса в тексте.

Пример 1

        Пальчик о пальчик тихо бьём

        Пальчик о пальчик тихо бьём

        А потом в ладоши громко бьём

        Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом!

Пример 2

Дети стоят по кругу. Руки на поясе.

Говорить громко:

        Ногами топ, ногами топ!

        Громко топнем: топ - топ – топ!

Говорить тихо:

        Ногами топ, ногами топ!

        Тихо топнем: топ - топ – топ!

Говорить громко:

        Руками хлоп, руками хлоп!

        Громко хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!

Говорить тихо:

        Руками хлоп, руками хлоп!

        Тихо хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!

Пример 3

Мы идём. Мы идём

Громко песенку поём.

Прыгнем раз, прыгнем два

Прыгать рады мы всегда

        Мы идём. Мы идём

        Тихо песенку поём.

        Прыгнем раз, прыгнем два

        Прыгать рады мы всегда

Игровое упражнение

Руки приготовлены на уровне талии, пальцы сжаты в щепотку. Постепенно поднимать руки вверх: на разных уровнях высоты раскрывать щепотку в три приёма с одновременным проговариванием: ПА-ПО-ПУ. Слоги произносить с разной интенсивностью от тихого до нормальной громкости и до громкого.

        Затем при опускании рук понижать голос от громкого к тихому.

 Игровое упражнение

Изменение силы голоса:

        ПА ПО ПУ ПИ ПЭ

        ПА ПО ПУ ПИ ПЭ

        ПА ПО ПУ ПИ ПЭ

        ПА ПО ПУ ПИ ПЭ

        ПА ПО ПУ ПИ ПЭ

Дети стоят в кругу. Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Дети имитируют игру на пианино. Каждый ряд слогов проговаривается на одном выдохе. Ударный слог выделяется громким голосом и большей амплитудой взмаха руки.

Игровое упражнение

Дети сидят, имитируют игру на пианино:

        Ударяй тихонечко: стук – стук – стук                                                                  

        И тогда услышишь нежный звук.

        Ударяй сильнее: стук – стук – стук

        И тогда услышишь громкий звук.

Игровое упражнение

Проговаривание стихов с разной силой голоса.

Пример 1

Мышонку шепчет мышь:                             N голос 

- Ты что шуршишь, не спишь?                     тихо        

Мышонок шепчет мыши:                              N голос

- Шуршать я буду тише.                                тихо

Пример 2

Шу да шу                                    N голос                                                                                          

Не маши                                     тихо                                                                    

Шу а шу                                      N голос                                                      

Не нурши                                    тихо                                                                  

Шу да шу                                     N голос

Скоро ночь                                  усиливать голос                                                        

Улетай-ка прочь!                        до громкого!                                                                      

Игровое упражнение

1    2    3    4    5    6    7       9    10

1     3   4   5    7   8   9  10   9  8  7 6  5    3     1

Игровое упражнение

Постепенно изменять силу голоса и поднимать руку, называя

  • месяцы года
  • дни недели  
  • этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, усиливая громкость голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнения на выбор адекватной громкости

Произносим стихотворения, в изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания. Слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?

***

Ночь. Уснули улицы.

Тише, туча, тише,

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям.

Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер,

В окна не стучись.

Л.Яхнин

***

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

С.Маршак

*** 

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.

Как педагог сам может пользоваться на занятиях изменением силы голоса, кроме усиления громкости своей речи на занятиях?

Если вы хотите добиться того, чтобы ребенок вас слушал, то для этого не стоит повышать голос. Попробуйте  начать говорить очень тихо или даже шепотом. Обычно дети автоматически тоже  начнут говорить намного тише обычного. Общение едва слышным голосом требует значительной концентрации внимания.

Работа над высотой голоса.

Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, требуют пристального внимания со стороны педагога, так как неправильное их проведение будет способствовать закреплению дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса выше, у- других - ниже. Ребенка учат изменять высоту голоса относительно основного тона его голоса, Т.е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить затем, чтобы высокий голос не был фальцетным. При произнесении высоким голосом педагог может ощущать слабую вибрацию груди ребенка (так как включается грудной резонатор), а при фальцете она отсутствует (так как в голосообразовании принимает участие головной, а не грудной резонатор). Точно так же педагог должен проверить и высоту своего голоса при произнесении с его повышением гласных, слогов, слов и фраз. Образец для детей - высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научится хотя бы немного изменять высоту своего голоса. Но это требует времени и целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются с первого года обучения, первые результаты могут появиться значительно позже.

Начиная с ясельной группы, когда уже вызван голос нормальной высоты, детей учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с обыгрыванием различных игрушек. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Можно рекомендовать следующие упражнения:

• изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой

медведь идет медленно - А-А-А (низкий голос), маленький бежит - а-

а-а (высокий голос);

При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т п.

По мере того как дети овладевают этим умением, упражнения усложняются: им предлагается- сочетать произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения например:

  • отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: медленно, в нормальном темпе и быстро;
  • шагать на месте, произнося ритм ТАтатаТАтата тихим голосом и слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости и средним подниманием ног, громким с высоким поднятием колен.

Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, простых стихов, например, татаТОтатаТО - молоко, молоко, тататаТЕТтататаТЕТ - велосипед, велосипед, таТУтататаТО - на улице тепло.

Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием; в них, как правило, сохраняется ударный гласный.

Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например, узнавать, ритм какого из трех -пяти слов отхлопал взрослый: каша, весна, тапочки, собака, виноград.

3. Тренировки координации фонации и дыхании ( включаем дыхание, голос и движения туловищем, руками, ногами, головой и т.д.)

Оптимальные условия для постановки дыхания создаются на занятиях в кабинете лечебной физкультуры. Врачом Э. Я. Золотаревой (1984) был составлен комплекс специальной дыхательной гимнастики для людей, имеющих нарушения голоса (см. Приложение, с. 137, 138). Но не всегда условия позволяют пользоваться специализированной помощью. Часто логопеды сами проводят дыхательную гимнастику для постановки продуктивного косто-абдоминального (реберно-брюшного) типа дыхания.

Простейшее упражнение для формирования косто-абдоминального дыхания выполняется следующим образом. Нужно лечь на спину так, чтобы голова располагалась невысоко, расслабиться и одну руку положить на область грудной клетки, другую — на живот. Руки должны контролировать неподвижность грудной клетки и экскурсию стенки живота. Производится быстрый короткий, неглубокий вдох через нос и плавный, продолжительный выдох через рот, как сквозь узкую трубочку. При вдохе стенка живота поднимается, при выдохе — втягивается. Грудная клетка должна оставаться неподвижной. Таким способом необходимо дышать по 2—3 мин два раза в день, утром и вечером.

Через неделю тренировок добавляется комплекс дыхательных упражнений «А».

Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос;

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением давления воздуха в конце;

7) вдох через нос, выдох через сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками, т.е. кратковременно задерживая дыхание.

Через 7—10 дней после начала дыхательной тренировки добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани — комплекс «Б» (выполняются сидя):

1) исходное положение — пальцы рук, сложенные в замок, на затылке. Отклонение головы назад, преодолевая сопротивление рук;

2) исходное положение — сжатые в кулак кисти рук подпирают подбородок. Наклоны головы вперед через сопротивление рук;

3) исходное положение — ладони прижаты к ушам. Наклоны головы в стороны, преодолевая сопротивление рук;

4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед; сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) прикасание кончиком языка к мягкому нёбу;

7) поднимание мягкого нёба как при зевке.

Как правило, оба эти комплекса упражнений не представляют для пациентов трудностей. Их сразу же можно рекомендовать для самостоятельных тренировок дома 6 раз в день по 4—5 раз на каждое упражнение.

В единичных случаях для людей, имеющих сопутствующие соматические заболевания (гипертоническую болезнь, стенокардию), эти упражнения могут оказаться трудными. Тогда предусматривается меньшая нагрузка: первый дыхательный комплекс «А» рекомендуется проводить дважды в день по 2—3 раза каждое упражнение за сеанс, комплекс «Б», активизирующий мышцы гортани, присоединяется только через 18—20 дней и назначается с такими же ограничениями по количеству и продолжительности тренировок. Через неделю после начала выполнения каждого комплекса нагрузку можно увеличить до обычной.

Все упражнения этого этапа восстановительных занятий — и дутье в губную гармошку, и дыхательно-гимнастические упражнения — подготавливают голосовой аппарата к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, пропадает ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох.

Для стимуляции двигательной функции гортани используется произнесение слогов с вибрантом в различных сочетаниях:

кра, кро, кру, крэ, кры;

тра, тро, тру, трэ, тры;

гра, гро, гру, грэ, гры;  

дра, дро, дру, дрэ, дры;

зра, зро, зру, зрэ, зры;

papa, papo, рару, рарэ, рары;

ра, ро, ру, рэ, ры;

ара, аро, ару, арэ, ары.

Вибрант произносится длительно, с утрированным раскатом, а гласные очень коротко, как бы обрывая звучание, и в начале слогов на твердой голосовой атаке. Это вызывает большую подвижность черпаловидных хрящей, что создает некоторую тенденцию к сближению голосовых складок.

При исследовании голосового аппарата на данном этапе занятий уже отмечается появление слабых колебательных движений края парализованной голосовой складки. Таким образом достигается определенная подготовка к фонации и можно приступать к голосовым тренировкам. Для голосовых упражнений используются звонкие согласные звуки и их сочетания с гласными.

Известно, что различие в звучании звонких и глухих фонем создается работой голосовой щели. При произнесении глухих согласных она раскрыта, а весь артикуляционный аппарат, особенно язык, напряжен. Источником звука является только шум. Гласные и звонкие согласные порождаются колеблющимися голосовыми складками и формируют импеданс — противодавление в надставной трубке, возникающее за счет разных объемов полостей и сужений в ротоглоточном канале. Устанавливается взаимосвязанная система колебаний резонаторов и голосовых складок. Величина импеданса зависит от индивидуального анатомического строения голосового и речевого аппаратов. Однако отдельные звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. При правильном нахождении (или, как принято говорить, «подгонке») этого важнейшего защитного акустического механизма в работе голосового аппарата появляется возможность при минимальном напряжении голосовых складок достигать хорошего акустического эффекта.

При первых попытках получения звучного голоса для тренировок рекомендуется кратко, на твердой атаке произносить фонему [м]. Выбор этой фонемы определяется ее наилучшей физиологической основой — незначительной напряженностью и довольно большим импедансом. Если при ее произнесении корень языка опускается и подача звука подбирается так, чтобы он «ударился» в какую-либо точку по средней линии твердого нёба, легко достигается звучание, именуемое в фониатрической практике «в маске». В описанной позиции увеличивается объем ротовой полости, а звук, ударяясь в твердое нёбо, вызывает резонацию вышележащих полостей. Резонаторные явления возбуждают лицевой и тройничные нервы, которые рефлекторно связаны с голосовыми складками. Импеданс и резонанс, возникающие в придаточных пазухах, активизируют работу голосового аппарата.

Произносить [м] предлагается следующим образом: губы спокойны сомкнуты, между резцами расстояние приблизительно 1 мм, мягкое нёбо слегка напряжено. Звук произносится кратко, при этом должна возникнуть легкая вибрация костей черепа. Когда постепенно, методом проб и ошибок, достигается оптимально возможное звучание голоса, продолжительность фонации увеличивается.

Далее следует переходить к тренировкам в произнесении слогов — [м] сочетается с гласными, которые добавляются в определенной последовательности [а, о, у, э, и], т.е. по мере увеличения импеданса — ма, мо, му, мэ, ми. Звук [а] считается наиболее простым, при его образовании расширяется объем ротовой полости. Он самый громкий и при фонации не требует очень плотного смыкания голосовых складок, поэтому для людей с патологией голосового аппарата более доступен. Фонация [и] должна вызывать плотное замыкание голосовой щели. В процессе тренировок достигается полноценная фонация всех слогов, однако предпочтение в длительности звучания отдается фонеме [м].

Закрепление голосовых кинестезии достигается упражнениями с использованием всех звонких согласных — сонорных и щелевых:

ма, мо, му, мэ, мы;

ва, во, ву, вэ, вы;

на, но, ну, нэ, ны;

за, зо, зу, зэ, зы;

ла, ло, лу, лэ, лы;

жа, жо, жу, жэ, жи.

Следующим этапом в фонопедических занятиях является произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге. Согласный звук произносится длительно:

мама, мамо, маму, мамэ,

вава, ваво, ваву, вавэ,

мамы;

вавы;

нана, нано, нану, нанэ, наны;

заза, зазо, зазу, зазэ, зазы;

лала, лало, лалу, лалэ, лалы;

жажа, жажо, жажу, жажэ,

 

жажи.

Постепенно голос становится достаточно звучным, увеличивается фонационный выдох. Для координации фонации и дыхания цепочки слогов удлиняются.

Рекомендуется произнесение семи слогов с перемещающимися ударениями:

мама — мама — мамама, момо — момо — момомо, муму — муму — мумуму, мэмэ — мэмэ — мэмэмэ, мымы — мымы — мымымы;

нана — нана — нанана, ноно — ноно — нононо, нуну — нуну — нунуну, нэнэ — нэнэ — нэнэнэ, ныны — ныны — ныныны;

лала — лала — лалала, лоло — лоло — лололо, лулу — лулу — лулулу, лэлэ — лэлэ — лэлэлэ, лылы — лылы — лылылы;

вава — вава — вавава, вово — вово — вовово, вуву — вуву — вувуву, вэвэ — вэвэ — вэвэвэ, вывы — вывы — вывывы;

заза — заза — зазаза, зозо — зозо — зозозо, зузу — зузу — зузузу, зэзэ — зэзэ — зэзэзэ, зызы — зызы — зызызы;

жажа — жажа — жажажа, жожо — жожо — жожожо, жужу — жужу — жужужу, жеже — жеже — жежеже, жижи — жижи — жижижи.

Далее можно начинать тренировку сочетаний гласных звуков с сонантом [j], который образуется с незначительным шумом и колебанием голосовых складок: ай—яй, ой—ей, уй—юй, эй—ей — гласный звучит кратко, а [j] — продленно. Большой импеданс этой фонемы оказывает активизирующее влияние на функцию голосовой щели. Ее сочетание с гласными, произносимыми на твердой атаке, служат действенной тренировкой звучной фонации.

Хорошей тренировкой по координации дыхания и голосообразования является длительное произнесение гласных фонем [а, о, у, э, и] и их сочетаний:

а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэ, аоуи, аоуэи;

о, оа, оу, оэ, ои, оау, оаэ, оаи, оауэ, оауи, оауэи;

у, уа, уо, уэ, уи, уао, уаэ, уаи, уаоэ, уаои, уаоэи;

э, эа, эо, эу, эи, эао, эау, эаи, эаоу, эаои, эаоуи;

и, иа, ио, иу, иэ, иао, иау, иаэ, иаоу, иаоэ, иаоуэ.

Все голосовые упражнения сначала произносятся отраженно вслед за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий может быть завершен, если голос на всех тренировках звучит легко, без напряжения, обладает достаточной силой и звучностью, жалобы на утомление отсутствуют.

Для закрепления навыков полноценного звучания приступают к произнесению слов, сначала таких, которые начинаются с прямых ударных слогов типа ма, мо, му, мэ, мы, на, но, ну, нэ, ны и т. п.:

мама, манка, маг, магма, мазь, мак, маковый, май, майский, магия, магний, майка, маклер, манго, мания;

моль, море, мост, моют, молча, мопс, мокнуть, можно, мода, модно, мойщик, модуль, молвить, море, морфий;

мука, муха, мудро, мудрый, муж, музыка, мужество, мумия, мусор, муфта, мутный, мучить, мускул, муза, мул;

мел, мель, мельница, мелко, мебель, мебельщик, медик, медь, мера, мелочь, месяц, место, метод, метр, метко;

мыло, мылить, мыть, мыс, мыши, мыза, мысль, мыслить, мыкать, мыть, мытарь, мызгать, мышца, мыльница, мылкий;

набело, набережная, навзничь, наволочка, навык, наглость, наглухо, наглый, наголо, надвое, наземь, наискось, накипь, накрепко, наледь;

новость, ноготь, нож, норма, норов, нос, нота, ночка, ноша, норд, ножницы, новшество, ноздри, ноги;

нудный, нужно, нутрия, нуль, нукать, нужный, нюхать, нюнить; нюня;

небо, невидаль, невод, нега, негде, недоросль, недра, неженка, нельма, немец, немощь, ненависть, нерв, нерпа, неслух;

нива, ниже, низ, ниппель, нитка, нищий, нимфа, нимб, низко, нижний, ниша;

ныть, нытик, ныне;

лава, лавка, лавр, лаг, лагерь, лад, ладно, лаз, лай, лак, лакомый, лал, лама, лампа, лапа;

лоб, лобзик, лов, лог, лодка, логика, логово, лодырь, ложа, лозунг, локон, локоть, лом, лоно;

луб, луч, лужа, луза, лук, лунка, лунь, лупа, луч, луковица, лунный, лупленный, лучник, лузгать, луковка;

лебедь, лев, левый, легче, леди, ледник, леечка, лежбище, лезвие, лезть, лейка, лекарь, лексика, лемех, лента;

ливень, ливер, ливневый, лига, лидер, лик, лилия, лимфа, линза, линия, линь, липа, лира, лист, личность.

4. Работа над артикуляцией ( артикуляционная гимнастика, самомассаж, чтение слогов, слов и предложений в разном темпе, скороговорки и т.д.)

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

  1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  3. Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

  1. Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  2. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  4. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  5. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутка).

Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,

Чтобы щёчки не дремали ,

Мы пощиплем их немножко.

Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….

2. Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

  • Схема руки.самомассаж пальцев схема руки
  • Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата –  это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
  •  Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
  •  Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
  • Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.

3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта.  При повышенном тонусе мышц  – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены,  то при массировании  мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.

  • Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

  • Самомассаж с помощью мячиков, бигудей (сопровождать стихотворным текстом).
  • Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:

Толстячок – худышка,

Шарики – гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

 Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

4. Губы:

Упражнения для укрепления губ:

Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при        этом звук, похожий на «Б-Б-Б…

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

 Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

 Прятки  – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Проговаривание слогов  – амма, абба,  аппа…

 Скороговорка  – От топота копыт пыль по полю летит …

Упражнение с присоской  – при слабых губах.

Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.  Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.  Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.

Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить  шнуром и расположить на расстоянии  15-18 см. Одну пуговицу ребёнок  захватывает  губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

5. Самомассаж мышц языка.

При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

  • Схема языка.массаж схема языка
  • Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
  • Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
  • Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
  • Массаж горошинами –  переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.
  • Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
  • Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
  • Массаж через салфетку
  • Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта).  Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде.  Усложнение  – спринцовку сложить в четыре раза.

6. Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Самомассаж  может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Приёмы развития полноценного навыка чтения

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата

1. Дыхательные упражнения

* Вдох через нос, выдох через рот.

* Вдох – задержка дыхания – выдох.

* Вдох  - выдох порциями.

* Вдох – задуваем свечку.

* Вдох – задуваем 1000 свечей.

* Вдох – считаем: у ежа ежата  1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….

* Вдох – чтение гласных как одно слово на одном дыхании

АОУЭЫЯЕЕЮИ

- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);

- с любым согласным звуком;

* Вдох – чтение согласных как одно слово на одном дыхании

ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР

- с любой буквой гласных;

- с ударением на заданный слог.

* Самолеты взлетают: у-у-у-у.

Машины едут ж-ж-ж.

Лошадки поскакали цок-цок-цок.

Рядом ползет змея ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло з-з-з.

* Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп

И поймали (кулачок)

З-з-з пусть летит.

2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.

а) подряд и выборочно

И Э О А У Ы

Б) в различных сочетаниях

И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы

Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.

3. Упражнения в чтении букв парами:

Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И

Чтение слов с ними:

Э-Е  эхо, поэт, орехи, ветер

А-Я аист, армия, яма

О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз

4. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:

     мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.

-          Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.

5. Упражнения в чтении согласных парами.

Ошибки в произношении солгасных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.

6. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных. Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чётко:

РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ

7. Произношение чистоговорок

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

5.  Закрепление коммуникативных навыков голосоведения с интонационной окраской (чтение стихотворений, небольших произведений, скороговорки и т.д.)

Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так:          . 

Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак ?. Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это – кривоносый Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Внимание детей привлекается к существованию двух видов вопросительных предложений – с вопросительным словом и без вопросительного слова.

Знакомство с мелодикой вопросительного предложения, заключающего в себе вопросительное слово, проводится в игровой форме. Детям предлагается отправиться в сказочное путешествие в необычную страну, где живут необычные маленькие человечки – почемучки. «Внешне они напоминают гномиков, – сообщает логопед, – а свое прозвище, почемучки, эти человечки получили за то, что очень они любят задавать всевозможные вопросы. Как и у людей, у каждого жителя этой страны есть свое имя. Но только имена эти также не совсем обычные». Детям предлагается поближе познакомиться с некоторыми из них, называя человечков по именам: Что? Где? Когда? Почему? Откуда? Как? (выставить на фланелеграфе фигурки гномиков в разноцветных колпачках и рубашечках). Затем с детьми разучивается «Гимн почемучек»:

        Разные вопросы задаю я всем:

        Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем?  

Далее детям предлагается совершить путешествие в волшебную страну и подружиться с почемучками, для чего необходимо освоить их язык. А это значит – научиться задавать всевозможные вопросы, но для начала – научиться слышать, когда их задают другие.

Примеры упражнений на выделение предложений с вопросительным словом:

1. Игра «Слушай – не зевай!»

Дети становятся в ряд. Логопед: «Я буду сейчас называть предложения, а вы слушайте внимательно. Если услышите, что я задаю вопрос, – приседайте, если нет – стойте на месте».

Затем условия игры усложняются. Предложения стоятся таким образом, чтобы место вопросительного слова в них было произвольным: в начале, середине, конце фразы. Задание остается прежним: определить предложение с вопросительной интонацией.

2. Детям предлагается выделить вопросительные предложения из стихотворений и рассказов, поднимая карточки с вопросительным знаком или выкладывая фишки.

Воспитание умения отличать вопросительное предложение без вопросительного слова от предложений  других интонационных типов осуществляется следующим образом. Внимание детей еще раз акцентируется на обязательном повышении голоса на слове, несущем фразовое или логическое ударение при вопросительной интонации. Объясняется, что в каждом предложении, как и в каждом слове, живет ударение. И если в слове ударение, перескочив на другой слог, может изменить его значение, то в предложении ударение, передвинувшись с одного слова на другое, может изменить основную мысль высказывания. Главное слово в предложении можно узнать по тому, как повышается голос в момент его произнесения. Изменение звучания голоса отслеживается на материале простого предложения, произносимого с перемещением логического центра с одного слова на другое.

Затем дети упражняются в выделении вопросительных предложений без вопросительного слова в ряду предложенных для сравнения повествовательных и вопросительных предложений.

Примеры упражнений:

1. Дидактическая игра «Лесенка»

Детям предлагается выложить на столах перед собой лесенку из палочек по количеству вопросительных предложений.

2. Игровое упражнение «Поймай вопрос»

Детям предлагается различить повествовательную и вопросительную интонации на материале чистоговорок и скороговорок: От топота комыт пыль по полю летит. Около кола колокола? У ежа и елки иголки колки. Вова и Валя стоят на вокзале?

3. Детям предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

4. Детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Особенность логопедической работы над мелодикой восклицательного предложения заключается в направленности ее на выработку умения правильно воспринимать и оценивать эмоционально-экспрессивные и допольнительные смысловые оттенки, котоыре проявляются при поизнесении восклицательных предложений и отражают различные эмоциональные состояния человека, из вызвавшие. Поэтому, прежде чем приступить к работе над интонацией восклицательного предложения, с детьми проводится предварительная беседа, предметом которой является разговор о чувствах и настроении.

Эта работа подготавливает дошкольников к усвоению восклицательной интонации на материале междометий. Дети получают представление о том, что человеческая речь очень богата и есть в ней специальные слова, которые выражают различные состояния, чувства, настроения. Слов этих немного, и запомнить их легко, потому что они, как лилипутики, очень маленькие:

- Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»

- Кто встречается с бедой – произносит слово «Ой!»

- Кто отстанет от друзей – произносит слово «Эй!»

- У кого захватит дух – произносит слово «Ух!»

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Эй!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

– Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

–Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она
воскликнула? (Ах!)

– Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее Данной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?»

Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:                    .

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак !. Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Примеры упражнений:

1. Детям предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

2. Детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

 Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

1. Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматичесними знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.

2. Проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

На данном этапе проводится формирование различных интонационных структур, а также их дифференциация в экспрессивной речи.

 Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения в экспрессивной речи.

Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова.

Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можно выделить предударную – ударную или предударную – ударную – заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков).

В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

Примеры упражнений для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении:

1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно):

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно):

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

Поскольку между интонацией и другими компонентами речи (языковой семантикой , лексикой, морфологией) существует тесная взаимосвязь, упражнения, которые используются в процессе логопедической работы, при необходимости, могут быть направлены и на развитие активного словаря. Одновременно отрабатывается умение конструировать сначала простые, затем более сложные синтаксические структуры, строить интонационно оформленные связные выстказывания.

3. Детям предлагается закончить высказывание начатое логопедом, подобрать подходящее слово по смыслу, согласовывая его с другими словами в предложении. Составить полное предложение, назвать его, передавая интонацию повествовательного предложения.

 4. Детям предлагается закончить предложение, подбирая слова, противоположные по смыслу, согласовывая их с другими словами в предложении. Повторить полное предложение, передавая интонацию повествовательного предложения.

5. Ответы на вопросы по тексту.

6. Составление коллективного повествования (логопед начинает рассказ, дети по очереди придумывают ему продолжение, называя по одному предложению. Понижение голоса в конце предложения свидетельствует о его законченности).

7. Закрепление повествовательного предложения в стихотворениях и при пересказе небольших прозаических текстов, в связных высказываниях.

Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

Примеры упражнений для отработки интонационной выразительности вопросительного предложения:

1. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно).

а)        Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

б)        Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

2. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова (проговаривание фраз сопряженно с логопедом, отраженно и самостоятельно).

а) Резкое повышение тона в односложном слове:  

твой? – твой сок?

б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты? – там солдаты?

в) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? – этот сад?

очень? – очень вкусно?  

весело? – вам весело?

ласковый? – ласковый кот?

г)        Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

письмо? – вам письмо?

д) Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?

Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

5. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

                                                (К. Чуковский)

        Работа над интонацией восклицательного предложения

        В процессе работы детяи показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Примеры упражнений для отработки интонации восклицательного предложения:

1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания:

        Но увидевь усача. Ай! Ай! Ай!

        Звери дали стрекоча. Ай! Ай! Ай!

        По лесам, по полям разбежалися,

        Тараканьих усов испугалися.  

                                                

                    (К. Чуковский)                        

2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

3. Выполнить следующие задания:

а) обратиться к кому-нибудь из товарищей в группе (Миша! Света!);

б) позвать товарища, обращаясь к нему (Миша, иди сюда! Наташа, беги к нам!);

в) предать интонацию просьбы (Таня, дай, пожалуйста, игрушку!);

г) произнести восклицание с интонацией радости (Мама! Самолет летит! Земляника созрела!);

д) сказать слова и фразы с чувством одобрения (Молодец! Какой ты молодец! Замечательно!);

е) произнести слова и фразы с повелительной интонацией (Стоп! Стой! Встань! Сядь! Отойди! Уйди! Не мешай! Перестань плакать!);

ж) воспроизвести фразу, передавая восхищение (Какая красота! Какой замечательный день! До чего же хорошо кругом! Как чудесно ты поешь!);

з) передать голосом предупреждение об опасности (Злая собака! Осторожно, вода горячая!) и т.д.

3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.         

        5) Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.

Хотите проверить, насколько вы выразительны?   Попробуйте изменить смысл фразы несколько раз "Дай мне мяч", "Вот моя кукла".

 C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте", "возьмите", "послушайте".

 Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка.

 Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит".

 Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.

 Не забудьте, что интонации вашего голоса – образцы для них.

 Спасибо за внимание!

 Теперь, пожалуйста, ваши вопросы….