Проект обустройства группы детского сада "По морям, по волнам…"
проект (старшая группа) по теме

Кокурина Елена Анатольевна

Интерьер детской комнаты играет очень большую роль в развитии личности ребенка.  От того, насколько  комфортно и приятно находиться  детям в группе   зависит их  развитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект обустройства группы детского сада

"По морям, по волнам…"

Автор: Кокурина Елена Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Нолинска Кировской области

победитель районного конкурса «Учитель года- 2008» в номинации «Педагог дошкольного образовательного учреждения»

руководитель РМО «Познавательное развитие детей»

Актуальность

Детский сад - это первое место в жизни, где наши детки остаются без мамы, папы, это новые яркие впечатления, это новые радости и новые огорчения, первая дружба, первая ссора. Что говорить,  детский сад - это очень важная часть жизни каждого маленького человечка. Так хочется сделать  эту часть краше и более запоминающейся. А еще очень хочется, чтобы мои воспитанники выросли активными и наблюдательными, умеющими  экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Интерьер детской комнаты играет очень большую роль в развитии личности ребенка.  От того, насколько  комфортно и приятно находиться  детям в группе  зачастую зависит их  желание учиться, интерес к жизни, развитие различных навыков и даже талантов. Ряд учёных, утверждают, что если для ребенка не созданы соответствующие условия для проявления  познавательных качеств, то его природные возможности  нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.  

Понимая важность данной проблемы,  я  начала поиск методов и приемов, которые бы способствовали развитию  активности, интереса, увлеченности и  самостоятельности  у моих воспитанников.  Я пришла к выводу, что именно правильно организованная  предметно-развивающая среда  позволяет ребенку  проявлять данные качества. С этой целью я разработала проект

"По морям, по волнам…"

Участники проекта:

педагоги, родители, воспитанники

Проект краткосрочный:

май, июнь, июль 2013

Территория охвата:

групповое помещение, спальня, раздевалка, прогулочный участок.

Цель проекта:  создание эстетически оформленной, содержательной, информативной, разнообразной, динамичной среды детской жизни в подготовительной группе детского сада для полноценного развития детей

Задачи:

  • создание  в группе условий для развития активности, любознательности, стремления творческого отображения  познанного детьми;
  • приобщение  дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере, оформление пространства детского сада продуктами детской деятельности.
  •  создание условий на участке для активного участия детей в коллективном труде

Ожидаемый результат:

Создание в группе безопасных, психологически комфортных, эстетически воспитывающих условий

Этапы реализации проекта

I - Подготовительный этап

(май)

Цель: Углублённое изучение проблемы.

Формы работы:

1.Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок в области

 развивающей среды для детей дошкольного возраста.

2.Анализ условий, которые существуют и которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями

3.Создание творческой группы в составе: Кокурина Е.А. – воспитателя, Якуниной Т.А. – старшего воспитателя,  Решетниковой С.Н. - председателя родительского комитета.

|| – Основной  этап. Практический.

(июнь-июль)

Цель: Распределение видов деятельности между участниками

проекта и работа по созданию оригинальной , современной

предметно – развивающей  среды в подготовительной группе

Формы работы:

1.Проведение заседание творческой группы. Выбор проекта оформления помещений

2.Ремонт группы

3. Изготовление, обновление, приобретение пособий, игр, речевого материала, игрушек, инструментов, книг, альбомов, серий сюжетных и предметных картинок и их систематизация в коррекционном центре.

 (воспитатели)

3.Привлечение родителей в процесс проектной деятельности

 (оказание добровольной практической и финансовой помощи) в реализации задач.

||| - Заключительный.

(июль)

Цель: Дать качественную оценку проведённой работы.

Формы работы:

1.Презентация проекта «По морям, по волнам…»

на педагогическом совете ДОУ

2. Праздник группы   «Морское путешествие»

(спортивное развлечение с родителями)

Рабочий план реализации проекта "По морям, по волнам…"

Все помещения, где проходит жизнедеятельность детей – группу, спальную комнату, раздевалку, участок, в нашем детском саду мы стараемся оформить в одном стиле, тем самым создается единое пространство, что  способствует гармонизации  среды разных помещений и более целостному  восприятию  ребенком окружающего мира. Когда мы с детьми перешли в подготовительную группу, то  рассматривали множество вариантов оформления   спальни, раздевалки, группы. Один из вариантов, причем полностью одобренный психологами – использование морской тематики в интерьере. На нем мы и остановились.

Море непостижимо, как жизнь, изменчиво, как судьба, и вечно, как надежда. За это, наверное, мы его и любим. Художники переносят его на полотно, поэты воспевают в стихах, а мы решили  перенести немного моря в нашу группу.

Для создания соответствующей атмосферы мы использовали  «морские цвета» – синий, голубой, бирюзовый, белый. Если следовать цветологии, то синий цвет в интерьере поможет сконцентрироваться, внесет четкость мыслям, голубой – помогает повысить свою самооценку (то, чего не хватает детям), белый цвет умиротворяет, настраивает на готовность к новым ощущениям, бирюзовый – собрат  голубого и синего, успокаивает и расслабляет, помогает восстановиться в короткое время.Чтобы группа не выглядела монотонно,  на стенах появилась художественная роспись:  белые паруса,  желтый песок  и забавные полоски светлых тонов -  один из символов морского стиля.

Для оформления морского стиляи  активизации эстетических впечатленийдобавили такие элементы декора, как:

ночник в форме ракушки,

драпировки из ткани - имитирующие паруса, морские сети - на шторах и потолке,

декоративные подушки

аквариум и  Карта Мира, штурвал,

ракушки, морские звезды, кораллы, раковины привезенные детьми из путешествий.

Все это создает настроение, и наполняет  пространство приятными воспоминаниями.И вот море уже совсем рядом: шумит прибой, на ногах теплая морская пена, тело обдувает ветерок…

Таким образом в группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению.

Для того чтобы группа  обладала всеми  качествами, способствующими полноценному развитию детей,  необходимо  было грамотно зонировать помещение и определить  расположения центров в группе. И здесь многоликий морской дизайн предлагает  массу вариантов для воплощения  идей.

Что такое море?

 Море – это путешествие!

Наш девиз:

Не унывать!

Все пройти

и все узнать!

Поэтому я организовала центр  «Центры познавательного развития».  Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями и т. д.

Море – это  мир, полный боевого духа: с яхтами, палубами, пиратами и т.п.

  Лодок много? –

   лодки есть!

   Вёсла взяли? –

   вёсла здесь!

   Как команда? - молодцы!

   Значит в путь.

   Отдать концы!

 «Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций игровую и, в какой-то степени, театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Здесь так пригодятся морские трофеи: пиратский сундук с большим количеством  различного материала для обогащения содержания  ролевых, режиссерских и театрализованных игр

 

  Тот, кто с нами хочет плыть,
           Ловким, смелым должен быть!

Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно-оздоровительный центр "Мы – спортсмены" расположен вдали от играющих воспитанников. Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта используются имеющиеся подручные материалы, смекалка, изобретательность, фантазия и "золотые" руки педагогов. Силами воспитателей совместно с родителями и детьми может быть изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов. Все материалы  соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.

          После вахты морской
         отдыхаем мы с тобой!

Ну а в путешествие можно отправиться  на песчаный остров.

Белый песок, мягкое южное солнце, морской бриз и ласковые волны. Об этом так приятно помечтать в духоте большого города. Уютный центр  отдыха: бунгало с плетеной мебелью. Здесь хочется поговорить с друзьями.

Море – это красота подводного мира, зеленый остров,  одинокий  парусник …

Выделен и «Центр  детского творчества».  Детские работы присутствуют в оформлении, как групповых комнат, так и на выставочных стендах. В группе  имеется  широкий спектр изобразительных материалов для свободного пользования детьми.

Я считаю, что очень важно  позволить детям принять непосредственное  участие в дизайне помещений. Такие работы радуют детей и взрослых своей непосредственностью и искренностью. Поэтому мы вместе с детьми обсуждали дизайн группы, искали способы его реализации. В процессе поиска мы вместе с ними овладевали новыми техниками, использовали различные материалы, пробовали использовать знакомые предметы не по их прямому назначению (кувшин, весло…). Так дети стали маленькими дизайнерами большого сада.

Результат

 Мы стремились к созданию эстетически оформленной, содержательной, информативной, разнообразной, динамичной среды детской жизни. Мы считаем, что окружающая среда ребенка должна вызывать чувство радости, создавать эмоциональное положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.

Ресурсы проекта

Оформление группы:

Краска водоэмульсионная 1000 руб.

Колер «Морская волна» 33 руб.

Колер «Изумрудный» 33 руб.

Колер «Желтый» 33 руб.

Стенд –

100 – ДВП

200- пленка

200- пластик

Участок

Доски для каскадного огорода

Фанера для оформления веранды



Предварительный просмотр:

Возможности социализации детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды.

Разработка и принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает  признание значимости и весомости дошкольного детства, но одновременно  влечёт за собой и повышение требований к качеству дошкольного образования. Одной из важных задач становится развитие личности дошкольников. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Это заставляет по-новому посмотреть на проблему организации предметно-пространственной среды и  создать такие условия для воспитанников, которые способствовали бы их  успешной социализации, формированию основ базовой культуры личности ребенка. 

Проведя  анализ развивающей среды в группе,  наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности,  мы пришли к выводу, что созданное образовательное пространство отвечает многим современным требованиям, но необходима  доработка  и пополнение развивающей среды, поэтому  поставили перед собой следующие задачи:

  • обогащение предметно-пространственной среды атрибутами, играми и игрушками в соответствии с требованиями ФГОС
  • обустройство пространства в группе, предоставив  возможность ребёнку для саморазвития, разнообразной самостоятельной деятельности.

Осуществляется социализация, главным образом, через общение. Ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума.  Для того,  чтобы предметно-пространственная среда в группе  обладала всеми  качествами, способствующими полноценному развитию ребенка,  важно учитывая особенности детей, их возраст,  грамотно зонировать помещение.  С этой целью в подготовительной группе нами были созданы различные центры:  игры, отдыха, подвижных игр, обучения. Мебель и игровое оборудование мы устанавливали  так, чтобы каждый  ребенок мог найти удобное и комфортное место для совместной как со взрослым, так и со сверстником деятельности,  самостоятельных занятий.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Все дети разные и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, организовали  «Центр сюжетно-ролевых игр». Расположенные здесь игры и атрибуты  помогают формировать у детей основы культуры общения.  Играя, дети закрепляют знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Повысить интерес к разнообразным сюжетно - ролевым играм помогает  коробочка "Деловые хлопоты". Она заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража", «журналист» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Развивать активность, самостоятельно организовывать игру,  позволяют универсальные  модули, маркеры игрового пространства - это игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (игрушечный  дом, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса, ткань разных расцветок, позволяющая определить игровое пространство и т.п.). Они мобильны, трансформируемы, многофункциональны, поэтому позволяют каждому ребенку построить игру, исходя из личных приоритетов. 

Позволяют проявить инициативность, выбрать занятие по душе и различные  игровые поля: «остров», «дорога», «река», «порт».  Ребенок может взять любое поле, расположившись в удобном  для него месте, может, объединить игровые поля со сверстниками в единое пространство.  Игровые поля оснащены  набором мелких игрушек (животные, машинки, растения,  дома и т.д.), которые можно использовать в разных вариантах, в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки. Данное оборудование позволяет создать возможности для реализации  права  ребенка на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В группе размещаем материалы,  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре так и в труде. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Одним из видов познавательной деятельности детей, с помощью которой они познают окружающий мир, является экспериментальная деятельность. Ребенок – прирожденный исследователь, поэтому важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов.  Потребность в поисковой и экспериментальной   деятельности реализовываем  в «Центре экспериментально-поисковой деятельности». В выборе   оборудования  «минилаборатории»,  опиралась на методические  рекомендации  Л.Н.Прохоровой.  

Центр  творчества  пополнили  широким спектром  изобразительных материалов для свободного пользования детьми. Важно, чтобы  дети становились не только исполнителями, но и творцами, поэтому детские работы присутствуют в оформлении, как групповых комнат, так и на выставочных стендах. Так  дошкольники становятся дизайнерами своего группового пространства.

Центр физической культуры   дополнили спортивным инвентарем, нестандартным игровым  оборудованием ,  здесь дети могут здесь реализовать свою потребность в движении, спортивных и подвижных играх.

Созданные  зоны  отдыха позволяют детям уединиться, отдохнуть, посидеть либо одному, либо с друзьями.

Зону конструирования наполняют  различные  строители и конструкторы из разных материалов, разных размеров. Также был приобретен и очень понравился детям конструктор «Организмы и жизненный цикл», который развивает воображение,  формирует первичные представления об окружающем мире.

 

Центр  обучения  необходимо заполнить  так же различными материалами, способствующими овладению детьми чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, атрибуты для игр в школу, дидактические игры.

Наличие в детском саду мини-музея и «русской избы»,  где в сборе подлинные старинные вещи, позволяет прививать детям любовь к Родине. Очень часто мы используем эти помещения для проведения фольклорных досугов и праздников,  занятий-экскурсий, занятий посиделок,  совместной деятельности, тематических выставок. 

Считаем, что нам удалось разбить групповое пространство на  центры, предоставив воспитанникам возможность  развивать свои физические функции, формировать сенсорные навыки, накапливать  жизненный опыт.

В ФГОС к ДО определены требования к развивающей предметно-пространственной среде.  Это и содержательная  насыщенность, трансформируемость,  полифункциональность,  вариативность,  доступность и безопасность. Все эти принципы обеспечивают  максимальную  реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ. Как же они решаются нами.

Насыщенность мы реализовывали через пополнение оборудованием ,    различными видами конструкторов, игрушек, оборудованием. Насыщенная развивающая  предметно-пространственная  среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка,  является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

   С этой целью реализации принципа  трансформируемости, использовали различную мебель, в том  числе разно-уровневую: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

Полифункциональность  предполагает  сочетание различных функций в одном, это  гибкость игрового пространства, наличие предметов-заместителей. Позволяет разнообразно использовать детьми  различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Вариативность - наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала, возможность использовать все элементы среды. Например, мы использовали   ширмы, различные маркеры игрового пространства: кукольный домик, корабль, игровые поля, чтобы дать детям возможность для разнообразных самостоятельных занятий.

Доступность  обеспечивается тем, что все игры и пособия располагаются на уровне глаз ребенка, он может взять из без помощи взрослого.

Таким образом, считаем, что создание обновленной  предметно- пространственной среды в подготовительной группе  способствует качественным положительным изменениям в развитии детей: стимулирует  коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, а значит и  успешной социализации моих воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Уважаемый руководитель!        

        

Сегодня главным критерием оценки качества дошкольного образования являются не учебные достижения ребёнка, а условия, в которых он развивается. ФГОС ДО также делает акцент на создании образовательной среды, способствующей развитию дошкольника. Однако каждый руководитель дошкольного учреждения знает, что создать такие условия достаточно сложно.

Поэтому мы приглашаем Вас обсудить вопросы, связанные с организацией развивающей среды в детском саду, на вебинаре, который проведёт 24 февраля 2015 года Ольга Александровна Шиян.

>>Зарегистрироваться на вебинар!>>

При создании образовательной среды в дошкольном учреждении необходимо руководствоваться следующими принципами:

  информативность, подразумевающая широкую тематику материалов и оборудования, а также активность дошкольников при взаимодействии с имеющимся предметным окружением;

  вариативность, которая позволит раскрыть содержание воспитания, культурные и художественные традиции и так далее;

  полифункциональность, обеспечивающая все составляющие воспитательного и образовательного процессов и дающая возможность использовать элементы предметно-развивающей среды в различных комбинациях;

  интегративность образовательных областей, позволяющая использовать материалы и оборудование одной образовательной области при освоении других предметных областей;

  педагогическая целесообразность, обеспечивающая необходимое и достаточное наполнение образовательной среды;

  трансформируемость, благодаря которой появляется возможность изменить образовательную среду таким образом, чтобы в полной мере использовать ту или иную функцию образовательного пространства;

  динамичность и стабильность образовательной среды, в которой сочетаются привычные и неординарные элементы;

  разделение образовательной среды на зоны, облегчающее трансформацию оборудования и обеспечивающее полифункциональность его использования.

Образовательная среда, построенная с учётом этих принципов, не только помогает формировать личность и развивать способности дошкольников, но и обеспечивает психологическую защищённость ребёнка.

Важность создания условий для развития детей в детском саду трудно переоценить. В этом деле нужно обратить внимание на каждую деталь. О том, как не допустить ошибок при создании оптимальной образовательной среды, речь пойдёт на вебинаре "Организация образовательной среды в соответствии с ФГОС", в ходе которого Вы получите ответы на следующие вопросы:

Как должно быть организовано пространство группы и всего детского сада?

Какой должна быть мебель для регулярного ухода за детьми, игры и обучения, мебель для отдыха и комфорта?

Какой должна быть обстановка для игр в комнате?

Как должны быть устроены выставки детских работ?

Нужны ли в детском саду места для уединения?

Как должны быть обустроены места для подвижных игр?

>>Зарегистрироваться на вебинар!>>


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация развивающей предметно пространственной среды с помощью маркеров игрового пространства Е.А. Кокурина Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад №4 «Радуга» г.Нолинска Кировской области

Слайд 2

Организация предметно-игрового пространства – это необходимое условие для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка.

Слайд 3

Среда должна создаваться не ЗА детей, а ДЛЯ детей и ВМЕСТЕ с детьми.

Слайд 4

Требования к созданию предметно-развивающей среды:

Слайд 5

Маркеры – это игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых развивается сюжет (игра).

Слайд 6

Задачи: Разработать новые разнообразные модели маркеров для различных видов деятельности. Подобрать материал, отвечающий гигиеническим, эстетическим требованиям. Изготовить маркер. Опробовать маркеры на практике. Выявить недоработки, устранить их, по возможности усовершенствовать модели.

Слайд 7

Материалы: Линолеум Полипропиленовые листы Картон Самоклеющаяся бумага Скотч Фанера Ткань

Слайд 8

Корабли

Слайд 9

Машины

Слайд 10

Самолет

Слайд 11

Остров

Слайд 12

Горы и река

Слайд 13

Дома

Слайд 14

Ширмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская презентация "По морям, по волнам..." в рамках проекта "Детский сад - наукоград"

Презентация отражает поэтапное осществление проектапо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водными видами транспорта....

Обустройство участка детского сада.

Поделки своими руками....

Проект обустройства группы детского сада

Создание в группе условий для развития активности, любознательности, стремления творческого отображения познанного детьми....

проект средней группы детского сада "Подарок Деду Морозу"

Актуальность: Создание праздничного настроения в преддверии Нового года.Цель: Активизировать родительско – детское взаимодействие при изготовлении подарка Деду Морозу. Вызывать радость не только...

Воспитатель: Заикина Е.Л Развивающее занятие во второй младшей группе детского сада Тема: «Море и его обитатели»

Воспитатель: Заикина Е.Л                Развивающее занятие во второй  младшей группе детского сада Тема: «Мо...

Сценарий музыкально-спортивного развлечения к 23 февраля для подготовительной группы детского сада "Мы плывем по волнам- нынче здесь, завтра- там".

Сценарий музыкально-спортивного развлечения к 23 февраля для подготовительной группы детского сада "Мы плывем по волнам- нынче здесь, завтра- там"....