Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения
статья (средняя группа) на тему

Топольскова Фатима Владимировна

Создание  современной  системы  дошкольного  образования,  ориентированного  на  полноценное  развитие  личности  каждого  ребенка, выдвигает  постоянно  повышающиеся  требования  к  воспитательно -образовательному  процессу. Задачами  педагогической  деятельности  становятся  воспитание  личности,  способной  встраиваться  в  социум, позитивно  вести  себя  в  нем,  самостоятельно  мыслить,  добывать  и  применять  знания,  тщательно  обдумывать  принимаемые  решения,  четко  планировать  свои  действия.                                                                                                                           Одним  из  эффективных  средств  решения  данных  задач  считается  метод  педагогического  проектирования,  как  одна  из  форм  планирования  и  организации  воспитательно-образовательной  работы.                                                      Проектная  деятельность – это  дидактическое  средство  активизации  познавательного  и  творческого  развития  ребенка  и  одновременно  формирование  личностных  качеств  ребенка.                                                                                   Проект  в  ДОУ – метод  педагогически  организованного  освоения  ребенком  окружающей  среды  в  процессе  поэтапной  и  заранее  спланированной  деятельности  по  достижению  намеченных  целей.                                                                          Знания,  приобретенные  детьми  в  ходе  реализации  проекта,  становятся  достоянием  из  личного  опыта. Экспериментируя,  ребенок  ищет  ответ  на  вопрос  и  тем  самым,  развивает  творческие  способности,  коммуникативные  навыки.  Используя  проект,  как  форму  совместной  развивающей  деятельности  детей  и  взрослых,  педагоги  организуют  воспитательно - образовательную  деятельность  интересно,  творчески,  продуктивно.                                                                                                                                                                      Особенностью  проектной  деятельности  в  дошкольном   образовании  является  то,  что  ребенок  еще  не  может  самостоятельно  найти  противоречия  в  окружающем,  сформировать  проблему,  определить  цель.  Поэтому, воспитательно-образовательный  процесс в проектной деятельности  носит  характер  сотрудничества,  в  котором  принимают  участие  дети  и  педагоги  ДОУ, а  также  вовлекаются  родители  и  социум.  Проектная  деятельность  развивает  наблюдательность,  творческое  и  критическое  мышление,  самодисциплину,  культуру  речи,  позволяет  участникам  быть  более  активными  в  дошкольной  жизни,  способствует  развитию  у  детей  и  педагогов  навыков  общения,  умение  отстаивать  и  доказывать  свою  точку  зрения,  умения  публичного  выступления.   [1]                                         

          В  основу  метода  проектов  заложена  идея  о  направленности  познавательной  деятельности  дошкольников  на  результат,  который  достигается  в  процессе  совместной  работы  педагога,  детей  над  определенной  практической  проблемой.  Решить  проблему  или  работать  над  проектом  значит – применить  необходимые  знания  и  умения  из  различных  разделов  образовательной  программы  дошкольников  и  получить  ощутимый  результат.                                                                                                            Технология  проектирования  делает  детей,  активными  участниками  образовательного  и  воспитательного  процессов,  что  дает  им  толчок  к  саморазвитию.  Ведь  опыт  самостоятельной  деятельности,  полученный  ребенком  в  дошкольном  возрасте,  развивает  в  нем  уверенность  в  своих  силах  и  мы  педагоги  должны  мотивировать  детей  на  проявление  самостоятельности.                                                                                                     

Внедрение  метода  проектирования   наше  дошкольное  учреждение  МБДОУ  Детский  сад  №33 "Солнышко"  г. Гуково  позволило:                                                                                                     1. Успешно  реализовывать  дополнительные  программы  в  сочетании  с основной  программой  обучения  и  воспитания  детей  в  детском  саду.                                                               2. Строить  воспитательно-образовательный  процесс  на  интересах  детей,  самостоятельной активности  воспитанников.                                                                                                         3.  Активно  повышать  самооценку  ребенка.  Участвуя  в  проекте,  ребенок  ощущает  себя  значимым  в  группе  сверстников,  видит  свой  вклад  в  общее  дело,  радуется  своим  успехам.                                                                4.  Родителям стать  активными  участниками  образовательного  процесса.                              Сблизить  позиции  ДОУ  и  семьи  к совместной  творческой  деятельности.       Так технология проектирования  в нашей дошкольной  образовательной  организации  позволила  реализовать  долгосрочный  проект  социальной  направленности.

         В  рамках  проведения месячника  героико-патриотического  воспитания  посвященного  70-летию  Великой  Отечественной  Войне, через  проектную  деятельность  нам  представилось  возможность  создать  вместе  с  ребятами, их  родителями,  социокультурными  объектами  нашего  города,   в  детском  саду   музейную  экспозицию "Будем  помнить  всегда"!                                                                                     Все  участники  проекта  внесли  свой  неоценимый  вклад  в виде  поделок,  макетов  военной  техники,  патриотических  панно,  рисунков  на  тему  Победы.                                                                                                                     В  нашей  музейной  экспозиции  содержатся  экспонаты,  которые  можно  трогать,  рассматривать,  играть.  И  эта  особенность,  безусловно, привлекает  детей.  А  раз  у  них  появляется  интерес,  обучение  становится  более  эффективным.  К  тому  же  музейная  экспозиция  для  ребенка  -  это  что-то  свое,  родное,  так  как  дети  принимали   непосредственное  участие  в его  создании.                                                                                                         Основу  действующей  музейной  экспозиции  составляют  оригинальные  фотоматериалы  военного  времени,  фотокопии  в  черно-белой  печати,  личные  вещи  бойцов,  оружие,  фронтовые  письма,  награды.                                 Фотоматериалы  каждого  тематического  стенда,  объединены  по  принципу  общей  смысловой  хронологической  идентичности.                                        Музейная  экспозиция  постоянно  пополняется  новыми  экспонатами,  а  также  книжный  фонд  по  истории  Великой  Отечественной  Войны.                        Создавая  музейную  экспозицию,  нам  представилось  важным  использование  современных  мультимедийных  технологий.  Так  у  нас  появился  инновационный  музейный  видео-зал,  в  котором  появились  видео  фильмы  о  ВОВ,  презентации  на  героико-патриотическую  тему,  видео-викторина "Живой  вопрос – живой  ответ ", а  также  видеотека "Живые  лица  на  экране ".                                                                                                                На  открытие  нашей  музейной  экспозиции "Будем  помнить  всегда! " пригласили  всех,  кто  помогал  нам  ее  создавать:  коллег,  родителей,  юных  экскурсоводов,  ветеранов  и  других  почетных  гостей.                                      " Помнить  можно  только  то,  о  чем  знаешь!  Если  рассказать  детям  о  войне,  им  будет,  что  помнить!"                                                                                          Данные  результаты  совместной  проектной  деятельности,  не  только  способствовали  созданию  продукта  практической  направленности,  а  во  многом  сформировали  такие  личностные  качества  у  дошкольников,  как:  чувства  сопричастности  к  истории  своего  края;  любви  и  уважения  к  прошлому;  к  страницам  прошлого,  своих  предков.   

         Перспективами  дальнейшей  работы  считаю  продолжение  использования  наработанного  материала,  его  расширение  в  разных  видах  и  формах  взаимодействия  со  всеми  участниками  образовательного  процесса,  которые  будут  способствовать  всестороннему  развитию  детей  дошкольного  возраста.

 

                                            Литература

1.  Белая К.Ю.  Инновационная  деятельность  в  ДОУ: - М.: ТЦ Сфера,2005.

2.  Киселев Л.С. Данилина Т.А. "Проектный  метод  в  деятельности  дошкольного  учреждения": - М.:Аркти,2003

3.  Морозова Л. Д. "Метод  проектной  деятельности  в  ДОУ " – 2004.

4.  Микляева Н. В. " Инновации  в  детском  саду " – Айрик-пресс,2008.

5.  Тимофеева Л.Л. " Проектный  метод в  детском  саду ", С-П Детство-Пресс,2011

6.  Штанько И.В. " Проектная  деятельность  с  детьми  старшего дошкольного  возраста" - /Управление  дошкольным  образовательным  учреждением,2004