«Дело было на Руси»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Иваровская Светлана Михайловна

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и ИКТ.

Цель:

·   Приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

1.Образовательные:

·         Формировать устойчивый интерес к народной культуре

·         Закреплять знания о предметах русского народного быта

·         Пополнять словарный запас детей

·         Активизировать ассоциативное мышление

2.Развивающие:

  •  Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, способность представлять себя другим существом или предметом

·         Развивать способность работать с воображаемыми предметами

·         Развивать интерес к театрализованным представлениям

3.Воспитательные:

·         Воспитывать партнёрские отношения между детьми

·         Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Материалы и оборудование: проектор, экран, музыкальный центр,USB флеш- накопитель с аудиозаписями, театральная игрушка Петрушка, корзинка, игрушки, декорации и атрибуты  к спектаклю.

Интегрируемые образовательные области

·         Речевое развитие

·         Художественно-эстетическое развитие

·         Познавательное развитие

·         Художественно-эстетическое развитие

·         Физическое развитие

Предварительная работа: знакомство детей с бытом русского народа, беседы о русском народном костюме, о народных промыслах на Руси; театрализованные игры: «Превращение детей», «Превращение предмета», «Угадай, что я делаю».

Методы и приемы: художественное слово, наглядный, словесный, игра, сюрпризный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delo_bylo_na_rusi_na_pechat_29052016.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ход совместной деятельности:

1.Оргмомент.

Под русскую народную мелодию «Коробейники» дети заходят в зал и встают полукругом.

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и друг друга.

«Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнётся.

Утро доброе начнётся!»

2. Основная часть.

-А утро действительно доброе, ведь к нам, ребята, пришел Петрушка. (Воспитатель вносит театральную игрушку «Петрушка» и читает стихотворение Э. Мошковской, обращаясь к Петрушке.)

                    - Эй, Петрушка, наш Петрушка!

                     Развесёлая  игрушка!

                     Где Петрушка, там и смех,

                     Ты, Петрушка, лучше всех!

Петрушка: Здравствуйте, детишки!

            Девчонки и мальчишки!

            Будем шутки шутить, да гостей веселить,

            Эй, честной народ, отдохни немножко,

            Петрушка к вам пришёл поразвлечь немножко!

- Посмотрите, дети, какую интересную корзинку я вам принёс. Это корзинка не простая – волшебная, и игрушки в ней – необычные.

- Эй, давай торопись, отгадывай - не ленись!

Творческая игра со словом «Фантазии о…»

Петрушка каждому из детей предлагает взять игрушку и, превратившись в неё самому, рассказать, что игрушка чувствует, что её окружает, что волнует и как она живёт. Варианты: «Я – утюг», «Я – чашка», «Я – кукла, кошка, мячик» - и т.п.

Петрушка хвалит детей за старание.

Петрушка: «Был на ярмарке, друзья,

            Чудес много видел я»

- Да, Петрушка, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия товары мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в  мастерстве.

- Давайте представим, что мы все оказались на ярмарке (слайды №№1-4)

Много народу, гомон, шутки, смех. Крутятся карусели, в зверинце приплясывает под цыганский бубен мишка. Кругом торговые ряды. Яблоку негде упасть: одни торгуют, другие покупают. Торговцы наперебой расхваливают свой товар. Чего здесь только нет - кружева плетёные, берестяные украшения на голову, посуда глиняная: квасники, кружки, тарелки, кувшины, расписанные диковинным образом,  деревянная посуда, раскрашенная мастерами так, что глаз не отвести, всевозможные расписные игрушки. Торговые ряды со снедью тоже радуют своим разнообразием! Здесь и пряники медовые, и пироги печёные, и калачи кручёные.

- Мы с вами только что побывали на ярмарке, и я думаю, что каждый из вас что - то приобрёл для себя. Я предлагаю сложить в волшебную корзинку Петрушки все покупки, сделанные вами на ярмарке. (Я кладу в корзину кружева, Дымковскую барышню, Хохломской бочонок, туесок и т.д.).

Сколько красивых вещей в волшебной корзинке! Пусть она радует нас своим изобилием.

-Ярмарки на Руси проходили шумно, весело, с играми и забавами.

Петрушка:  « А теперь не ленись, в круг скорей становись». ( Петрушка приглашает всех в круг и предлагает поиграть в русскую народную игру «Горшки»)

Русская народная игра «Горшки».

Дети, изображающие горшки, садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - «хозяин» («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочерёдно подходит к каждому «торговцу», кладёт руки на голову «горшка»).

Водящий. Нет ли горшков на продажу?

Хозяин. Нет.

(Водящий идёт к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.)

Хозяин. Купи. Что дашь?

Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце.

Хозяин. Ладно, по рукам.

(Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему («горшку»), тот и становится «хозяином», а  опоздавший - водящим.)

Петрушка: « Поиграли - отдохнём.

Сядем мы теперь рядком и поговорим ладком». (Петрушка предлагает детям занять свои места)

- Что вы знаете, ребятки, про мои стихи -  загадки? Где отгадка - там конец.

Кто подскажет - молодец!

В избе - изба,

На избе - труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

                             (Печь)

Стоит бычок,

Подбоченивши  бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

                                  (Самовар)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдаёт,

Сам в угол идёт.

                            (Ухват)

Стоит кошка

О четыре ножки.

                           (Скамейка)

Ножек четыре,

Шляпок - одна.

Нужен, коль сядет семья.

                                          (Стол)

Петрушка хвалит детей за сообразительность и смекалку и занимает место рядом с детьми.

 - А знаете ли вы, ребята, где все эти предметы можно было встретить?

 (В избе). (Слайды №№5-6)

-Главный предмет в избе была печка. А какие вкусные супы – похлёбки готовили в ней и в праздники, и в будни! Давайте и мы с вами приготовим вкусный суп.

Игра на имитацию движений (дети выполняют движения вместе с воспитателем)

«Как варили суп»

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с неё понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по её серединке, разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, ссыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Тёплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварёшку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

- Ну вот, супчик готов. Давайте «угощаться». (Дети разливают суп воображаемыми половниками в воображаемые тарелки и «едят»).

- Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку. (Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.)

- А сейчас устроимся поудобнее у тёплой печки и посмотрим сказку.

Выносятся декорации и атрибуты к спектаклю и дети-артисты  показывают сказку.

Сценическая постановка пьесы в одном действии, двух картинах «Курочка Ряба»

(по сценарию Лоры Поляк).

3.Рефлексия.

-Ребята, мы с вами сегодня прикоснулись к миру народных традиций, побывали на ярмарке, узнали, как жили наши  предки. А Петрушка нам помог в этом.

Петрушка хвалит детей за старание и артистизм и напоминает детям о волшебной корзинке. Все вместе заглядывают в корзинку и обнаруживают там награду - конфеты.

Под музыку русской народной мелодии «Коробейники» дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дело было в январе. Юрий Энтин.

Презентация к песне Юрия Энтина "Дело было в январе" для малышей....

План досуга /средний дошкольный возраст/ «ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ» /по произведениям С.В. Михалкова/

Цель:  Закреплять  знания  детей  о  поэте  С.  Михалкове  и  его  произведениях.  Развивать  патриотические  чувства  при...

«ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ, ДЕЛАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО»

«ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ, ДЕЛАТЬ БЫЛО НЕЧЕГО»...

Отчет о Всероссийской викторине С.Михалкова " Дело было вечером, делать было нечего..."

Отчет о викторине С. Михалкова " Дело было вечером ,делать было нечего..."...

стихотворение посвященное выпускникам от воспитателя, подслушанный разговор детей "Дело было вечером, делать было нечего...."

Из послушанного разговора детей:кто кем хочет быть,когда вырастет, мне пришла идея сочинить стихотворение на память для их родителей....

Конспект Литературный вечер для учащихся образовательного объединения «Развивай-ка» «Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и юношеской книги ( 135 лет со дня рождения С.Я.Маршака, 110 лет со дня рождения С.Мих

КонспектЛитературный вечер для учащихся образовательного объединения«Развивай-ка»«Дело было вечером, делать было нечего» посвящённый Всероссийской неделе детской и ю...

Конспект. «Дело было вечером, делать было нечего…»

Патриотическое воспитание дошкольников через русские народные подвижные игры...