Консультация для воспитателей
методическая разработка на тему

Серегина Юлия Ивановна

Классическая музыка в жизни детей дошкольного возраста

 

            Музыка является самым чудодейственным,

самым  тонким  средством  привлечения  к  добру,

красоте, человечности… Жизнь  детей  без музыки

невозможна, как невозможна без игры и без сказки…

 В.А. Сухомлинский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классическая музыка в жизни детей дошкольного возраста

            Музыка является самым чудодейственным,

самым  тонким  средством  привлечения  к  добру,

красоте, человечности… Жизнь  детей  без музыки

невозможна, как невозможна без игры и без сказки…

 В.А. Сухомлинский.

Музыка – это такой вид искусства, который даёт неограниченный простор для фантазии ребёнка, превращая его из пассивного слушателя в равноправного соучастника, со творца и сочинителя. И понятно, что чем раньше ребёнок приобщится к классической музыке, тем больше у него шансов понять, принять и полюбить её по-настоящему.

Нужна ли детям классическая музыка?

На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка. Ещё в дошкольном возрасте можно использовать музыкальные игры для детей, которые не только прививают любовь к музыке, но и учат отличать истинное искусство от подделки. Для этого следует использовать специальные методики и способы. Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна. Ребенку будет полезно послушать как весёлые и лёгкие композиции, так и серьёзные, глубокие. А посещение концерта классической музыки для детей не пройдёт бесследно, впечатление от услышанного останется надолго.

Преимущества знакомства ребенка с классической музыкой

Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки:

  • позволит расширить познания в музыке,
  • будет способствовать поддержанию интереса к музыке,
  • побудит детей проявлять свои эмоции в творческой деятельности.

Без сомнения, для детей здорово слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления от услышанного в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему.

И, конечно, для детей полезна классика потому, что она расширяет их знания в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Ребенок, который с детства познакомился с классическими музыкальными произведениями, будет обладать утончённым вкусом, что поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни.

 Дошкольное детство – период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности.

 Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они не только успокаивают, но и приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон. Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей.

Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для самой матери. Так, у кормящих матерей, которые регулярно напевают колыбельные, заметно увеличивается лактация.

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Они подойдут как для будущих мам с ожидаемым ребенком, так и для уже родившихся малышей.

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения:

–  Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано.

–  Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы (ритм три четверти).

–  Классические произведения Вивальди, Л. В. Бетховен «СИМФОНИЯ 6», И. Брамс «КОЛЫБЕЛЬНАЯ», Ф. Шуберта «АВЕ МАРИЯ» и другие.

Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей.

Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Произведения про животных «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.

Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано – классической музыке.

В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.

Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери.

Как правильно и полезно слушать музыку?

Если музыку слушает будущая мама, то можно прикладывать наушники к животу, но при этом громкость должна быть небольшая, басы отключены, также можно прослушивать ее и на расстоянии. Если мелодии включают для малыша, то магнитофон или проигрыватель нужно располагать на расстоянии не менее одного метра от кроватки ребенка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи.

На музыкальных занятиях в детском саду дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры, т. е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль).

Для детей младшего дошкольного возраста полезно включать и слушать музыку Моцарта, Чайковского, Вивальди, Мусорского прослушивать с детьми музыкальные сказки: «Репка», «Теремок», «Кошкин дом» и другие, петь с детьми коротенькие потешки, прибаутки, перед сном нужно включать ребенку спокойную музыку (колыбельные различных авторов со словами и без слов).

Для детей старшего дошкольного возраста прослушивать классическую музыку можно во время занятий по рисованию, конструированию, лепки, в свободное время предназначенное для игры, для релаксации (расслабления) детей. Посещать с детьми как в детском саду, так и с родителями концерты, филармонии, музыкальные театры и конечно прослушивать классическую музыку дома. Очень полезно использовать музыкальную классику в сказкотерапии.

Современные психолого-педагогические  исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребёнка любовь к музыке, умение воспринимать её, развивать способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи открывает большие возможности, как для педагогов, так и для родителей.

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы  № 4

городского округа Отрадный  Самарской области

детский сад № 9

_____________________________________________________________________

446303, Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара, 32

т/факс 8(84661) 2-44-96, 2-14-24

е-mail: newdou9.minobr63.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

«КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                               

Автор-составитель:

музыкальный руководитель

Серегина Юлия Ивановна

Дата проведения:

17 февраля 2016 г.

 

Отрадный

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...