Консультация для воспитателей
методическая разработка на тему
Классическая музыка в жизни детей дошкольного возраста
Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности… Жизнь детей без музыки
невозможна, как невозможна без игры и без сказки…
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классическая музыка в жизни детей дошкольного возраста
Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности… Жизнь детей без музыки
невозможна, как невозможна без игры и без сказки…
В.А. Сухомлинский.
Музыка – это такой вид искусства, который даёт неограниченный простор для фантазии ребёнка, превращая его из пассивного слушателя в равноправного соучастника, со творца и сочинителя. И понятно, что чем раньше ребёнок приобщится к классической музыке, тем больше у него шансов понять, принять и полюбить её по-настоящему.
Нужна ли детям классическая музыка?
На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка. Ещё в дошкольном возрасте можно использовать музыкальные игры для детей, которые не только прививают любовь к музыке, но и учат отличать истинное искусство от подделки. Для этого следует использовать специальные методики и способы. Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна. Ребенку будет полезно послушать как весёлые и лёгкие композиции, так и серьёзные, глубокие. А посещение концерта классической музыки для детей не пройдёт бесследно, впечатление от услышанного останется надолго.
Преимущества знакомства ребенка с классической музыкой
Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки:
- позволит расширить познания в музыке,
- будет способствовать поддержанию интереса к музыке,
- побудит детей проявлять свои эмоции в творческой деятельности.
Без сомнения, для детей здорово слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления от услышанного в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему.
И, конечно, для детей полезна классика потому, что она расширяет их знания в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Ребенок, который с детства познакомился с классическими музыкальными произведениями, будет обладать утончённым вкусом, что поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни.
Дошкольное детство – период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности.
Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они не только успокаивают, но и приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон. Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей.
Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для самой матери. Так, у кормящих матерей, которые регулярно напевают колыбельные, заметно увеличивается лактация.
Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.
Они подойдут как для будущих мам с ожидаемым ребенком, так и для уже родившихся малышей.
Для успокоения, снятия эмоционального напряжения:
– Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано.
– Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы (ритм три четверти).
– Классические произведения Вивальди, Л. В. Бетховен «СИМФОНИЯ 6», И. Брамс «КОЛЫБЕЛЬНАЯ», Ф. Шуберта «АВЕ МАРИЯ» и другие.
Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей.
Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Произведения про животных «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам.
Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано – классической музыке.
В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери.
Как правильно и полезно слушать музыку?
Если музыку слушает будущая мама, то можно прикладывать наушники к животу, но при этом громкость должна быть небольшая, басы отключены, также можно прослушивать ее и на расстоянии. Если мелодии включают для малыша, то магнитофон или проигрыватель нужно располагать на расстоянии не менее одного метра от кроватки ребенка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи.
На музыкальных занятиях в детском саду дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры, т. е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль).
Для детей младшего дошкольного возраста полезно включать и слушать музыку Моцарта, Чайковского, Вивальди, Мусорского прослушивать с детьми музыкальные сказки: «Репка», «Теремок», «Кошкин дом» и другие, петь с детьми коротенькие потешки, прибаутки, перед сном нужно включать ребенку спокойную музыку (колыбельные различных авторов со словами и без слов).
Для детей старшего дошкольного возраста прослушивать классическую музыку можно во время занятий по рисованию, конструированию, лепки, в свободное время предназначенное для игры, для релаксации (расслабления) детей. Посещать с детьми как в детском саду, так и с родителями концерты, филармонии, музыкальные театры и конечно прослушивать классическую музыку дома. Очень полезно использовать музыкальную классику в сказкотерапии.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребёнка любовь к музыке, умение воспринимать её, развивать способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи открывает большие возможности, как для педагогов, так и для родителей.
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 4
городского округа Отрадный Самарской области
детский сад № 9
_____________________________________________________________________
446303, Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара, 32
т/факс 8(84661) 2-44-96, 2-14-24
е-mail: newdou9.minobr63.ru
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор-составитель:
музыкальный руководитель
Серегина Юлия Ивановна
Дата проведения:
17 февраля 2016 г.
Отрадный
2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...