Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кантеева Лариса Александровна

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ

                                             «Для детей игры — важное занятие.

                                                                                                                   Играют только взрослые. »

                                                   Анри Барбюс.

 

   Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.

   В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:

ü  — пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;

ü  — разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;

ü  — консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

   Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.

   По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.

   Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.

   Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

ü  — полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

ü  — возможностью применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия — коллективные постройки, совместные игры.

ü  — дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки).

ü  — принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

   Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек: дидактические, сюжетно – образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично – карнавальные и игрушки-забавы, предметы – заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.

   Важнейшим педагогическим требованием является идейная направленность содержания игрушек, которая определяется задачами воспитания подрастающего поколения. Игрушки должны способствовать формированию идеалов общества, отображать прогрессивные явления современной действительности, способствовать формированию у детей качеств коллективизма, дружбы, доброжелательного отношения к людям, патриотизма; утверждать гуманное, оптимистическое, жизнеутверждающее отношение к миру. Игрушки во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка.

   Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч), эстетического (музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Для всестороннего воспитания детей важны все виды игрушек.

   Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка, в доступных местах. Поэтому в дошкольных учреждениях созданы игровые зоны, которые разделены по видам игр, которые могут легко трансформироваться. С каждой возрастной группой игрушки должны пополнятся по возрасту детей. Также существуют интегрированные игровые зоны.

Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей. Учитывая современную периодизацию развития детей и этапы формирования игровой деятельности, предлагается следующее возрастное назначение игрушек: для младенцев, для детей раннего возраста, для детей дошкольного возраста.

Игрушки должны быть:

ü  Безопасными.

ü  Эстетичными на вид.

ü  Соответствующие возрасту.

ü  Многофункциональными.

Классификация детских игрушек

Игрушки оказывают на ребенка разностороннее воспитательное воздействие.

В физическом развитии:

ü  -удовлетворяют потребность ребенка в движениях

ü  -способствуют развитию координации движений, ловкости, точности движений

Например:

ü  ·для грудных детей – погремушки, шарики, кольца – для хватания, удерживания в руке

ü  ·в 1 г – шары, мячи, каталки – для побуждения к движениям, для передвижения по комнате

ü  ·в 2-3 г- автомобили, разборные игрушки – для развития координации движений

ü  ·в 4-5 лет – кольцебросы, кегли, мишени – для развития ловкости, меткости, разборные игрушки для развития мелкой моторики

ü  ·в 6-7 лет – городки, серсо, бадминтон, теннис – для совершенствования общей моторики

В умственном развитии:

ü  -уточняют представления о предметах окружающего мира, их назначении

ü  -развивают мышление и речь (форма, цвет, величина; сравнение, группировка, классификация; словарь)

ü  -развивают познавательные процессы и любознательность (технические игрушки)

ü  -развивают пространственные представления (конструкторы, мозаики)

В нравственном воспитании:

ü  -воспитывают общественное поведение (правила в игре)

ü  -воспитывают коммуникабельность и общение (сюжетно-ролевые игры)

ü  -обеспечивают раннюю профориентацию

ü  -пробуждают интерес к общественной жизни

В эстетическом воспитании:

ü  -воздействуют на эмоции (красивые, яркие игрушки улучшают настроение)

ü  -развивают воображение

ü  -развивают творческую активность (различные виды театров)

Педагогические требования к игрушкам:

ü  -должны способствовать решению воспитательных задач

ü  -должны соответствовать интересам ребенка

ü  -должны удовлетворять стремление к двигательной активности

ü  -должны обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность собрать-разобрать, возможность комбинирования деталей)

Эстетические требования к игрушкам:

ü  -должны на конкретных образах реально отражать действительность

ü  -должны быть яркими, красивыми, вызывать чувство радости

Гигиенические требования к игрушкам:

ü  -должны содействовать развитию ребенка (движения, сенсорика)

ü  -должны быть сделаны из экологически чистых материалов

ü  -должны обладать противопожарностью

ü  -должны быть безопасны (отсутствие острых граней, углов)

ü  -должны легко дезинфицироваться

ü  -должны по весу соответствовать физическим силам ребенка

ü  -должны быть прочными и надежными в использовании

Не все игрушки можно использовать в учебно-воспитательном процессе (игрушки для взрослых)

Классификация игрушек:

1. сюжетные или образные игрушки

-куклы

-предметы для игр с куклами

-изображения животных и птиц

-игрушки для игр с песком и водой

2. технические игрушки

-машины и механизмы

-транспорт

-оптические игрушки

3. игровые строительные материалы (напольные, настольные, для улицы)

4. конструктивные игрушки

5. дидактические игрушки

-народные игрушки

-мозаики

-паззлы

-настольно-печатные игры

6. игрушки для спортивных и подвижных игр

-мячи

-серсо

-городки

-бадминтон

7. игрушки-забавы

-игрушки с механизмами

-сюрпризы

-игрушки со световым и звуковым оформлением

-музыкальные, шумовые и звуковые игрушки

8. театральные и декоративные игрушки

-настольные театры

-теневые театры

-костюмы для драматизаций

-елочные игрушки

9.игрушки-самоделки

 

1. Сюжетные или образные игрушки

Самая многочисленная группа игрушек. В основе их содержания лежит сюжет или образ. Они необходимы ребенку уже к концу первого года жизни.

а) Кукла - как образ человека, персонаж широко используется на логопедических занятиях. В равном возрасте – различные виды кукол.

В грудном – пластмассовые и полиэтиленовые куклы – для показа частей тела, их называния, рассматривания, манипуляций (бросание и поднимание)

На втором году жизни – для использования в несложных игровых действиях – кормление, умывание, укладывание спать, укачивания, вождения за руку и т.д.

В 3-4 года – для сюжетных игр с куклой – катание на машине и в коляске, лечение куклы, прогулка, гости.

После 5 лет – для сюжетно-ролевых игр со сложными сюжетами – дети устраивают комнату для куклы, кормят, купают, стирают куклино белье, одевают-раздевают, причесывают, шьют одежду.

В строительных играх используют мелких кукол и фигурки людей

Типы кукол:

-кукла-младенец (согнутые ноги, соответствующие пропорции тела)

-кукла, изображающая ребенка-дошкольника

-кукла «Барби» (изображает девушку с соответствующей фигурой)

-кукла определенного национального облика

-кукла характерная (персонажи сказок, мультфильмов, произведений)

Оформление куклы включает белье, одежду, обувь, прическу.

Белье и одежда:

-должны легко сниматься, застегиваться на мелкие пуговицы, кнопки, крючки, завязываться на сутаж или ленточки – для развития мелкой моторики

-ткань должна соответствовать одежде и подобрана в соответствующей гамме

Прическа:

-для малышей выполняется лепкой и окраской, для старших детей - прическа из волокон

Иногда куклы озвучиваются: от «УА» до записанной на носителе речи

б) Игрушки для игр с куклами:

-кукольная мебель

-посуда

-санки, тележки автомобили

-бытовая техника (холодильник, телефон, утюг, миксер, часы и т.д.)

-предметы для стирки и глажения кукольного белья

Эти игрушки подбираются по размеру кукол

Куклы не должны быть украшением группы и сидеть в игровом уголке.

в) Игрушки, изображающие животный мир

-изготавливаются из различных материалов (искусственный мех, ткани, пластмасса, латекс, дерево, керамика и др.)

-используются для обыгрывания на логопедических занятиях («Зоопарк», «В лесу», «Цирк», «Ферма»)

-наиболее популярны мягкие набивные игрушки

-надувные игрушки – используются для выработки направленной воздушной строи и развития дыхания

-звучащие игрушки-животные из латекса – для развития слухового внимания, фонематического слуха, манипулирования

-животные-игрушки из дерева – для создания обобщенного образа, для настольного театра

г) Игрушки для игр с песком и водой

-формочки (наборы из металла и пластмассы)

-сита

-совочки

-лопатки

-пластмассовые утки, рыбки, лодочки

-ведра, лейки

используют для песко- и акватерапии, для иллюстрирования сюжетов, как игровые атрибуты для драматизаций.

2. Технические игрушки

К техническим игрушкам относятся:

-игрушки, изображающие виды транспорта (автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда, корабли, самолеты, вертолеты, лодки и др.)

-машины и механизмы (экскаваторы, подъемные краны, сельскохозяйственные машины)

-средства связи (телефон, игровые приставки) и оптические игрушки (калейдоскоп)

Изготавливаются из дерева, металла, пластмасс

Используются для обыгрывания и иллюстрации содержания художественных текстов, для составления описательных рассказов

Автомобили

-используются для игр детей всех возрастов

-в младшем возрасте – деревянные, пластмассовые, окрашенные в яркие тона, имеющие характерные детали (кабина, кузов, колеса)

-в старшем возрасте – автомобилис действующими деталями (открывающиеся двери, поворачивающийся руль), заводные автомобили, электрические

Требования к техническим игрушкам:

-должны правильно и технически грамотно отображать современные машины и механизмы

-должны быть выделены главные части, хотя без излишней детализации

-размеры должны соответствовать видам игр (для игр на столе – очень маленькие автомобили)

-должны быть прочными и надежными

3. Игровые строительные материалы

Включают:

-мелкий строительный материал для игр на столе

-крупный строительный материал для игр на полу

-крупный строительный материал для игр на участке

Возможности комбинирования разнообразных форм – кубов, кирпичиков, призм, дощечек – позволяет

-сооружать различные постройки, используемые на занятиях

-проводить занятия с использованием построек «Плывем на корабле», «Едем на автобусе»

-обыгрывать сооружения – «Комната куклы Кати», «Гараж для автомобиля»

-для детей младшего возраста используют ящички и тележки с разноцветными пластмассовыми кубиками и кирпичиками (их рассматривают, складывают, перевозят, строят дорожки, соотносят по цвету)

По содержанию игровые строительные материалы бывают:

-схематические (геометрические) – кубы, кирпичи, цилиндры, конусы и т.д.

-архитектурные (тематические) – детали-блоки для сооружения зданий

4. Конструктивные игрушки и конструкторы

-собираются детьми из деталей припомощи различных способов крепления

-их можно разбирать и вновь собирать

-из деталей можно собрать только одну или несколько игрушек

-на занятии используются ранее собранные игрушки

Конструктивные игрушки различаются:

-по содержанию

-по количеству деталей

-по способу соединения

Башенки (пирамидки) можно предлагать ребенку с 10-11 мес

Сборные деревянные или пластмассовые игрушки (вставление отдельных деталей) – с 2-3 лет

Разборные домики, кукольная мебель – с 3-4 лет

Игрушки-макеты, собираемые из отдельных деталей – по схеме, образцу, рисунку, чертежу – для детей старшего возраста.

Конструкторы – наборы деталей, из которых,комбинируя, можно собирать различные игрушки.

Конструкторы бывают:

-тематические (ограничены определенной темой, формой частей «Автомобили», «Звери»)

-схематические (детали отвлеченного характера) – возможности для творчества

Требования кподбору конструктивных игрушек:

-должны быть ориентированы на возраст детей по теме, содержанию, количеству деталей и сложности крепления

-детали для крепления должны хорошо входить в отверстия, инструменты – совпадать по размерам с деталями

-упаковки конструкторов должны быть прочными и иметь отделения для различного вида деталей

-к набору должен прилагаться альбом или вкладной лист с инструкциями

5. Дидактические игры и игрушки

К этой группе относятся:

-народные игрушки

-мозаики

-настольно-печатные игры

Значение дидактических игрушек:

-сенсорное развитие ребенка

-расширение знаний об окружающем и кругозора

-развитие внимания, памяти, сообразительности, находчивости

-развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, группировка, сравнение)

-нравственное воспитание (игра «Оцени поступок»)

-развитие эмоционально-волевой сферы (выполнение правил игры требует коммуникативных навыков)

-воспитание личностных качеств – настойчивости, терпения, выдержки, самоконтроля

-эстетическое воспитание – при составлении узоров из мозаики, игре с народной игрушкой

-развитие музыкального слуха (музыкальные игрушки)

Народные игрушки:

-точеные из дерева шары, яйца

-наборы мисочек-вкладышей

-матрешки

-грибки

-башенки из колец

С этими игрушками производят следующие действия:

-катают

-собирают

-подбирают по величине, по форме, цвету

-вкладывают

-нанизывают

-разбирают

Так, ребенку 2 лет дают башенку из 3-4 колец с целью научить действиям с предметами; ребенку 3 лет – собрать и разобрать башенку с разноцветными кольцами; ребенку 4 лет – собрать башенку с учетом чередования2-4 цветов

Игрушки, созданные с определенной дидактической целью

-мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?»

-геометрические фигурки и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений)

Мозаики – наборы мелких деталей длявыкладывания узоров, орнаментов или сюжетных рисунков на плоскости

Типы мозаики:

-плоскостная геометрическая – круги, прямоугольники, треугольники из дерева, пластмассы, клеенки

-круглая – из разноцветных шариков, выкладываются на плоскости в углублении

-«грибковая» - элементы на ножках вставляются в игровое поле

-объемная – из 30-40 трехгранных призм

-магнитная – плоские детали с металлической пластинкой внизу,выкладываются на металлическую основу

Мозаика подбирается по возрасту: детям младшего возраста – деревянные крупные формы; детям старшего дошкольного возраста – мелкие пластмассовые сложные формы.

Настольные ипечатные игры

Используются:

-для расширения знаний и представлений о природе «Времена года», «Зоологическое лото»

-для расширения знаний и представлений об общественной жизни («Кому что нужно», «Транспорт»)

-для обучения счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»)

-для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»)

Настольно-печатные игры представлены следующими разновидностями:

-парные картинки – подобрать картинки по тождеству, по смыслу, по группам

-лото – большая карта, разделенная на 4-9 частей и маленькие карточки (для малышей – игрушки, посуда, животные; для старших дошкольников – сюжет на большой карте и предметы к этому сюжету – на маленьких)

-домино – картинки на косточках, подбор по тождеству

-разрезные (составные) картинки – предметные, сюжетные, разрезанные на 2-16 частей простой и сложной конфигурации

-кубики с картинками – аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на 6 гранях. Для младших детей – подсказка в виде цветного фона

-гусек – игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю

-настольно-двигательные игры – волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд

-шахматно-шашечные игры («Уголки»)

6. Игрушки для спортивных и подвижных игр

Мяч и шар

-используется для всех возрастов дошкольников для развития движений, для физкультминуток (катают, ловят, бросают)

-со 2 года бросают в корзину с близкого расстояния

-в 3-4 года бросают друг другу, прокатывают через ворота, бросают об землю, вверх, вперед

-с 5 лет – бросают в вертикальную и движущуюся цель, перебрасывают через сетку, используют в играх

Скакалка – для развития моторики

Игрушки для метания – кольцебросы, городки, мишени – для развития ловкости и глазомера

Обручи – различного диаметра

Городки, бадминтон, теннис, кегли, серсо

7. Игрушки-забавы

Игрушки-сюрпризы- имеют звуковые, световые, моторные эффекты.

Их конструкция основана на различных механических принципах:

-движение при помощи пружинных механизмов –заводные игрушки (цыпленок, поезд)

-центробежная сила – волчки

-баланс – клюющие куры

-рычаги – медведи, кузнецы

-центр тяжести и равновесие – неваляшки

-звуковые приборы – озвученные игрушки

-электрофицированные игрушки – пистолет с лампочкой

Музыкальные и звуковые игрушки

Разновидности:

-музыкальные инструменты (для музыкальных занятий) – баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники – используют для создания мелодии при пропевании материала

-детские музыкальные инструменты – для детских оркестров

-музыкальные игрушки – музыкальная лесенка, музыкальные книжки, звуковые картинки – используются для работы над просодикой

-озвученные музыкальные игрушки – волчки, молоточки (для развития слухового восприятия)

8. Театральные и декоративные игрушки

Предназначены:

-для организации развлечений

-для игр-драматизаций

-для инсценировок, спектаклей и утренников

К театральным и декоративным игрушкам относятся:

-куклы-персонажи

-настольные театры из объемных и плоских фигур

-куклы бибабо

-панорамы на определенную тему

-теневые театры

-детские «кинотеатры» (фильмоскопы, диаскопы, видео)

-костюмы для игр-драматизаций

-елочные украшения

Настольные театры используют как иллюстративный материал при рассказывании

Виды театров:

-бибабо

-пальчиковый

-настольный плоскостной

-«Живые картинки»

-теневой

-на фланелеграфе и др

Начинают знакомство с театром с объемных кукол, постепенно переходят к плоскостным, затем к показу на ширме, панорамам и теневому театру.

Требования к театральным куклам:

-особая выразительность

-яркая окраска лиц (т.к. показываются на расстоянии)

-возможность показа в различных ракурсах (анфас, профиль)

-универсальность (использование с добавлением атрибутов в разных спектаклях)

9. Игрушки-самоделки

Изготавливаются детьми при помощи педагогов и являются атрибутами для занятий

Материал для самоделок:

-картон

-бумага

-целлофан

-куски дерева

-коробки

-катушки

-шнур

-провод

-проволока

-гвозди

-ленты

-лоскуты

-нитки

-пуговицы

-природный материал (глина, ветки, каштаны, желуди, шишки)

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

1.      Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

2.      Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

3.      Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

4.      Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

5.      Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».

6.      Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

7.      Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

8.      Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).

9.      Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

10.  Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

11.  Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

12.  Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.

1.      Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

2.      Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

3.      Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

4.      Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

5.      Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

6.      Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

7.      Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

8.      В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

9.      Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

10.  Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

11.  Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

12.  Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

13.  Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

 

 

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

(старшие, подготовительные группы).

1.      Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

2.      Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

3.      Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

4.      Воспитатель поощряет детскую инициативу.

5.      Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

6.      Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

7.      Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

8.      Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

9.      Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

10.  Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

11.  Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

12.  Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

13.  Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

14.  Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

15.  Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

16.  Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации по планированию игровой деятельности.

Перспективное планирование

Календарное планирование

I. Самостоятельные игры

 

1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

 

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

 

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

 

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

1.      Дидактические

 

2. Подвижные игры с правилами

 

В средних, старших, подготовительных группах

В средних, старших, подготовительных группах

 

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

·         воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;

·         трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;

·         использование художественного слова и художественной деятельности;

·         развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

4. Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

·         изучение методической литературы;

·         составление плана игры, конспекта;

·         приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

1.      Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

2.      Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

3.      Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4.      Проведение экскурсии по теме игры.

5.      Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).

6.      Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.

7.      Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.

8.      Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

9.      Совместная с детьми игра.

10.  Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

11.  Постановка проблемных игровых задач.

12.  Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

13.  Рассказ воспитателя об играх другой группы.

14.  Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

15.  Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.

16.  Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

17.  Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

18.  Составление с детьми альбома по тематике игры.

19.  Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

20.  Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

21.  Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

22.  Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ

 «Для детей игры — важное занятие.

 Играют только взрослые. »

 Анри Барбюс.

   Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.

   В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:

  • — пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
  • — разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
  • — консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

   Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.

   По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.

   Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.

   Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

  • — полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
  • — возможностью применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия — коллективные постройки, совместные игры.
  • — дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки).
  • — принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

   Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек: дидактические, сюжетно – образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично – карнавальные и игрушки-забавы, предметы – заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.

   Важнейшим педагогическим требованием является идейная направленность содержания игрушек, которая определяется задачами воспитания подрастающего поколения. Игрушки должны способствовать формированию идеалов общества, отображать прогрессивные явления современной действительности, способствовать формированию у детей качеств коллективизма, дружбы, доброжелательного отношения к людям, патриотизма; утверждать гуманное, оптимистическое, жизнеутверждающее отношение к миру. Игрушки во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка.

   Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч), эстетического (музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Для всестороннего воспитания детей важны все виды игрушек.

   Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка, в доступных местах. Поэтому в дошкольных учреждениях созданы игровые зоны, которые разделены по видам игр, которые могут легко трансформироваться. С каждой возрастной группой игрушки должны пополнятся по возрасту детей. Также существуют интегрированные игровые зоны.

Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей. Учитывая современную периодизацию развития детей и этапы формирования игровой деятельности, предлагается следующее возрастное назначение игрушек: для младенцев, для детей раннего возраста, для детей дошкольного возраста.

Игрушки должны быть:

  • Безопасными.
  • Эстетичными на вид.
  • Соответствующие возрасту.
  • Многофункциональными.

Классификация детских игрушек

Игрушки оказывают на ребенка разностороннее воспитательное воздействие.

В физическом развитии:

  • -удовлетворяют потребность ребенка в движениях
  • -способствуют развитию координации движений, ловкости, точности движений

Например:

  • ·для грудных детей – погремушки, шарики, кольца – для хватания, удерживания в руке
  • ·в 1 г – шары, мячи, каталки – для побуждения к движениям, для передвижения по комнате
  • ·в 2-3 г- автомобили, разборные игрушки – для развития координации движений
  • ·в 4-5 лет – кольцебросы, кегли, мишени – для развития ловкости, меткости, разборные игрушки для развития мелкой моторики
  • ·в 6-7 лет – городки, серсо, бадминтон, теннис – для совершенствования общей моторики

В умственном развитии:

  • -уточняют представления о предметах окружающего мира, их назначении
  • -развивают мышление и речь (форма, цвет, величина; сравнение, группировка, классификация; словарь)
  • -развивают познавательные процессы и любознательность (технические игрушки)
  • -развивают пространственные представления (конструкторы, мозаики)

В нравственном воспитании:

  • -воспитывают общественное поведение (правила в игре)
  • -воспитывают коммуникабельность и общение (сюжетно-ролевые игры)
  • -обеспечивают раннюю профориентацию
  • -пробуждают интерес к общественной жизни

В эстетическом воспитании:

  • -воздействуют на эмоции (красивые, яркие игрушки улучшают настроение)
  • -развивают воображение
  • -развивают творческую активность (различные виды театров)

Педагогические требования к игрушкам:

  • -должны способствовать решению воспитательных задач
  • -должны соответствовать интересам ребенка
  • -должны удовлетворять стремление к двигательной активности
  • -должны обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность собрать-разобрать, возможность комбинирования деталей)

Эстетические требования к игрушкам:

  • -должны на конкретных образах реально отражать действительность
  • -должны быть яркими, красивыми, вызывать чувство радости

Гигиенические требования к игрушкам:

  • -должны содействовать развитию ребенка (движения, сенсорика)
  • -должны быть сделаны из экологически чистых материалов
  • -должны обладать противопожарностью
  • -должны быть безопасны (отсутствие острых граней, углов)
  • -должны легко дезинфицироваться
  • -должны по весу соответствовать физическим силам ребенка
  • -должны быть прочными и надежными в использовании

Не все игрушки можно использовать в учебно-воспитательном процессе (игрушки для взрослых)

Классификация игрушек:

1. сюжетные или образные игрушки

-куклы

-предметы для игр с куклами

-изображения животных и птиц

-игрушки для игр с песком и водой

2. технические игрушки

-машины и механизмы

-транспорт

-оптические игрушки

3. игровые строительные материалы (напольные, настольные, для улицы)

4. конструктивные игрушки

5. дидактические игрушки

-народные игрушки

-мозаики

-паззлы

-настольно-печатные игры

6. игрушки для спортивных и подвижных игр

-мячи

-серсо

-городки

-бадминтон

7. игрушки-забавы

-игрушки с механизмами

-сюрпризы

-игрушки со световым и звуковым оформлением

-музыкальные, шумовые и звуковые игрушки

8. театральные и декоративные игрушки

-настольные театры

-теневые театры

-костюмы для драматизаций

-елочные игрушки

9.игрушки-самоделки

1. Сюжетные или образные игрушки

Самая многочисленная группа игрушек. В основе их содержания лежит сюжет или образ. Они необходимы ребенку уже к концу первого года жизни.

а) Кукла - как образ человека, персонаж широко используется на логопедических занятиях. В равном возрасте – различные виды кукол.

В грудном – пластмассовые и полиэтиленовые куклы – для показа частей тела, их называния, рассматривания, манипуляций (бросание и поднимание)

На втором году жизни – для использования в несложных игровых действиях – кормление, умывание, укладывание спать, укачивания, вождения за руку и т.д.

В 3-4 года – для сюжетных игр с куклой – катание на машине и в коляске, лечение куклы, прогулка, гости.

После 5 лет – для сюжетно-ролевых игр со сложными сюжетами – дети устраивают комнату для куклы, кормят, купают, стирают куклино белье, одевают-раздевают, причесывают, шьют одежду.

В строительных играх используют мелких кукол и фигурки людей

Типы кукол:

-кукла-младенец (согнутые ноги, соответствующие пропорции тела)

-кукла, изображающая ребенка-дошкольника

-кукла «Барби» (изображает девушку с соответствующей фигурой)

-кукла определенного национального облика

-кукла характерная (персонажи сказок, мультфильмов, произведений)

Оформление куклы включает белье, одежду, обувь, прическу.

Белье и одежда:

-должны легко сниматься, застегиваться на мелкие пуговицы, кнопки, крючки, завязываться на сутаж или ленточки – для развития мелкой моторики

-ткань должна соответствовать одежде и подобрана в соответствующей гамме

Прическа:

-для малышей выполняется лепкой и окраской, для старших детей - прическа из волокон

Иногда куклы озвучиваются: от «УА» до записанной на носителе речи

б) Игрушки для игр с куклами:

-кукольная мебель

-посуда

-санки, тележки автомобили

-бытовая техника (холодильник, телефон, утюг, миксер, часы и т.д.)

-предметы для стирки и глажения кукольного белья

Эти игрушки подбираются по размеру кукол

Куклы не должны быть украшением группы и сидеть в игровом уголке.

в) Игрушки, изображающие животный мир

-изготавливаются из различных материалов (искусственный мех, ткани, пластмасса, латекс, дерево, керамика и др.)

-используются для обыгрывания на логопедических занятиях («Зоопарк», «В лесу», «Цирк», «Ферма»)

-наиболее популярны мягкие набивные игрушки

-надувные игрушки – используются для выработки направленной воздушной строи и развития дыхания

-звучащие игрушки-животные из латекса – для развития слухового внимания, фонематического слуха, манипулирования

-животные-игрушки из дерева – для создания обобщенного образа, для настольного театра

г) Игрушки для игр с песком и водой

-формочки (наборы из металла и пластмассы)

-сита

-совочки

-лопатки

-пластмассовые утки, рыбки, лодочки

-ведра, лейки

используют для песко- и акватерапии, для иллюстрирования сюжетов, как игровые атрибуты для драматизаций.

2. Технические игрушки

К техническим игрушкам относятся:

-игрушки, изображающие виды транспорта (автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда, корабли, самолеты, вертолеты, лодки и др.)

-машины и механизмы (экскаваторы, подъемные краны, сельскохозяйственные машины)

-средства связи (телефон, игровые приставки) и оптические игрушки (калейдоскоп)

Изготавливаются из дерева, металла, пластмасс

Используются для обыгрывания и иллюстрации содержания художественных текстов, для составления описательных рассказов

Автомобили

-используются для игр детей всех возрастов

-в младшем возрасте – деревянные, пластмассовые, окрашенные в яркие тона, имеющие характерные детали (кабина, кузов, колеса)

-в старшем возрасте – автомобилис действующими деталями (открывающиеся двери, поворачивающийся руль), заводные автомобили, электрические

Требования к техническим игрушкам:

-должны правильно и технически грамотно отображать современные машины и механизмы

-должны быть выделены главные части, хотя без излишней детализации

-размеры должны соответствовать видам игр (для игр на столе – очень маленькие автомобили)

-должны быть прочными и надежными

3. Игровые строительные материалы

Включают:

-мелкий строительный материал для игр на столе

-крупный строительный материал для игр на полу

-крупный строительный материал для игр на участке

Возможности комбинирования разнообразных форм – кубов, кирпичиков, призм, дощечек – позволяет

-сооружать различные постройки, используемые на занятиях

-проводить занятия с использованием построек «Плывем на корабле», «Едем на автобусе»

-обыгрывать сооружения – «Комната куклы Кати», «Гараж для автомобиля»

-для детей младшего возраста используют ящички и тележки с разноцветными пластмассовыми кубиками и кирпичиками (их рассматривают, складывают, перевозят, строят дорожки, соотносят по цвету)

По содержанию игровые строительные материалы бывают:

-схематические (геометрические) – кубы, кирпичи, цилиндры, конусы и т.д.

-архитектурные (тематические) – детали-блоки для сооружения зданий

4. Конструктивные игрушки и конструкторы

-собираются детьми из деталей припомощи различных способов крепления

-их можно разбирать и вновь собирать

-из деталей можно собрать только одну или несколько игрушек

-на занятии используются ранее собранные игрушки

Конструктивные игрушки различаются:

-по содержанию

-по количеству деталей

-по способу соединения

Башенки (пирамидки) можно предлагать ребенку с 10-11 мес

Сборные деревянные или пластмассовые игрушки (вставление отдельных деталей) – с 2-3 лет

Разборные домики, кукольная мебель – с 3-4 лет

Игрушки-макеты, собираемые из отдельных деталей – по схеме, образцу, рисунку, чертежу – для детей старшего возраста.

Конструкторы – наборы деталей, из которых,комбинируя, можно собирать различные игрушки.

Конструкторы бывают:

-тематические (ограничены определенной темой, формой частей «Автомобили», «Звери»)

-схематические (детали отвлеченного характера) – возможности для творчества

Требования кподбору конструктивных игрушек:

-должны быть ориентированы на возраст детей по теме, содержанию, количеству деталей и сложности крепления

-детали для крепления должны хорошо входить в отверстия, инструменты – совпадать по размерам с деталями

-упаковки конструкторов должны быть прочными и иметь отделения для различного вида деталей

-к набору должен прилагаться альбом или вкладной лист с инструкциями

5. Дидактические игры и игрушки

К этой группе относятся:

-народные игрушки

-мозаики

-настольно-печатные игры

Значение дидактических игрушек:

-сенсорное развитие ребенка

-расширение знаний об окружающем и кругозора

-развитие внимания, памяти, сообразительности, находчивости

-развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, группировка, сравнение)

-нравственное воспитание (игра «Оцени поступок»)

-развитие эмоционально-волевой сферы (выполнение правил игры требует коммуникативных навыков)

-воспитание личностных качеств – настойчивости, терпения, выдержки, самоконтроля

-эстетическое воспитание – при составлении узоров из мозаики, игре с народной игрушкой

-развитие музыкального слуха (музыкальные игрушки)

Народные игрушки:

-точеные из дерева шары, яйца

-наборы мисочек-вкладышей

-матрешки

-грибки

-башенки из колец

С этими игрушками производят следующие действия:

-катают

-собирают

-подбирают по величине, по форме, цвету

-вкладывают

-нанизывают

-разбирают

Так, ребенку 2 лет дают башенку из 3-4 колец с целью научить действиям с предметами; ребенку 3 лет – собрать и разобрать башенку с разноцветными кольцами; ребенку 4 лет – собрать башенку с учетом чередования2-4 цветов

Игрушки, созданные с определенной дидактической целью

-мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?»

-геометрические фигурки и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений)

Мозаики – наборы мелких деталей длявыкладывания узоров, орнаментов или сюжетных рисунков на плоскости

Типы мозаики:

-плоскостная геометрическая – круги, прямоугольники, треугольники из дерева, пластмассы, клеенки

-круглая – из разноцветных шариков, выкладываются на плоскости в углублении

-«грибковая» - элементы на ножках вставляются в игровое поле

-объемная – из 30-40 трехгранных призм

-магнитная – плоские детали с металлической пластинкой внизу,выкладываются на металлическую основу

Мозаика подбирается по возрасту: детям младшего возраста – деревянные крупные формы; детям старшего дошкольного возраста – мелкие пластмассовые сложные формы.

Настольные ипечатные игры

Используются:

-для расширения знаний и представлений о природе «Времена года», «Зоологическое лото»

-для расширения знаний и представлений об общественной жизни («Кому что нужно», «Транспорт»)

-для обучения счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»)

-для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»)

Настольно-печатные игры представлены следующими разновидностями:

-парные картинки – подобрать картинки по тождеству, по смыслу, по группам

-лото – большая карта, разделенная на 4-9 частей и маленькие карточки (для малышей – игрушки, посуда, животные; для старших дошкольников – сюжет на большой карте и предметы к этому сюжету – на маленьких)

-домино – картинки на косточках, подбор по тождеству

-разрезные (составные) картинки – предметные, сюжетные, разрезанные на 2-16 частей простой и сложной конфигурации

-кубики с картинками – аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на 6 гранях. Для младших детей – подсказка в виде цветного фона

-гусек – игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю

-настольно-двигательные игры – волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд

-шахматно-шашечные игры («Уголки»)

6. Игрушки для спортивных и подвижных игр

Мяч и шар

-используется для всех возрастов дошкольников для развития движений, для физкультминуток (катают, ловят, бросают)

-со 2 года бросают в корзину с близкого расстояния

-в 3-4 года бросают друг другу, прокатывают через ворота, бросают об землю, вверх, вперед

-с 5 лет – бросают в вертикальную и движущуюся цель, перебрасывают через сетку, используют в играх

Скакалка – для развития моторики

Игрушки для метания – кольцебросы, городки, мишени – для развития ловкости и глазомера

Обручи – различного диаметра

Городки, бадминтон, теннис, кегли, серсо

7. Игрушки-забавы

Игрушки-сюрпризы- имеют звуковые, световые, моторные эффекты.

Их конструкция основана на различных механических принципах:

-движение при помощи пружинных механизмов –заводные игрушки (цыпленок, поезд)

-центробежная сила – волчки

-баланс – клюющие куры

-рычаги – медведи, кузнецы

-центр тяжести и равновесие – неваляшки

-звуковые приборы – озвученные игрушки

-электрофицированные игрушки – пистолет с лампочкой

Музыкальные и звуковые игрушки

Разновидности:

-музыкальные инструменты (для музыкальных занятий) – баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники – используют для создания мелодии при пропевании материала

-детские музыкальные инструменты – для детских оркестров

-музыкальные игрушки – музыкальная лесенка, музыкальные книжки, звуковые картинки – используются для работы над просодикой

-озвученные музыкальные игрушки – волчки, молоточки (для развития слухового восприятия)

8. Театральные и декоративные игрушки

Предназначены:

-для организации развлечений

-для игр-драматизаций

-для инсценировок, спектаклей и утренников

К театральным и декоративным игрушкам относятся:

-куклы-персонажи

-настольные театры из объемных и плоских фигур

-куклы бибабо

-панорамы на определенную тему

-теневые театры

-детские «кинотеатры» (фильмоскопы, диаскопы, видео)

-костюмы для игр-драматизаций

-елочные украшения

Настольные театры используют как иллюстративный материал при рассказывании

Виды театров:

-бибабо

-пальчиковый

-настольный плоскостной

-«Живые картинки»

-теневой

-на фланелеграфе и др

Начинают знакомство с театром с объемных кукол, постепенно переходят к плоскостным, затем к показу на ширме, панорамам и теневому театру.

Требования к театральным куклам:

-особая выразительность

-яркая окраска лиц (т.к. показываются на расстоянии)

-возможность показа в различных ракурсах (анфас, профиль)

-универсальность (использование с добавлением атрибутов в разных спектаклях)

9. Игрушки-самоделки

Изготавливаются детьми при помощи педагогов и являются атрибутами для занятий

Материал для самоделок:

-картон

-бумага

-целлофан

-куски дерева

-коробки

-катушки

-шнур

-провод

-проволока

-гвозди

-ленты

-лоскуты

-нитки

-пуговицы

-природный материал (глина, ветки, каштаны, желуди, шишки)

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
  11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.

  1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
  2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
  3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
  5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
  7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
  8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
  9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
  10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
  11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

(старшие, подготовительные группы).

  1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
  2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
  3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
  4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
  5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
  6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
  8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
  9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
  10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
  11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
  12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
  13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
  14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
  15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
  16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации по планированию игровой деятельности.

Перспективное планирование

Календарное планирование

I. Самостоятельные игры

 

1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры

Ежедневно вечером 1 игра

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

Ежедневно вечером

II. Обучающие игры:

1. Дидактические игры

2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей).

3. Словесные, ТРИЗ игры.

4. Пальчиковые, хороводные

5. Подвижные с правилами.

6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры)

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

Ежедневно утром и вечером

III. Игры национальные:

  1. Дидактические

2. Подвижные игры с правилами

 

В средних, старших, подготовительных группах

В средних, старших, подготовительных группах

Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

  • воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
  • трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
  • использование художественного слова и художественной деятельности;
  • развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

4. Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

  • изучение методической литературы;
  • составление плана игры, конспекта;
  • приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

  1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
  2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  4. Проведение экскурсии по теме игры.
  5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
  6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
  7. Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  8. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
  9. Совместная с детьми игра.
  10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  11. Постановка проблемных игровых задач.
  12. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
  13. Рассказ воспитателя об играх другой группы.
  14. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  15. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
  16. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  17. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  18. Составление с детьми альбома по тематике игры.
  19. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  20. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
  21. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
  22. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.

1. Тема игры.

2. Цель игры.

3. Задачи игры (примерные):

  • Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
  • Развивать умение сюжетосложения.
  • Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
  • Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
  • Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

4. Игровое оборудование.

5. Ход игры:

  • Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
  • Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)

6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).

Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности в группе для детей с 5 до 6 лет в условиях детского сада.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется гото...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста.Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и дея­тельность взрослых и сверстник...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (СЛОВЕСНЫЕ Д/И ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Словесная  игра  как  любая  дидактическая  имеет  определенную структуру,  отличающую  ее  от  других  видов  игр  и  упражнений....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками Дьенеша с детьми дошкольного возраста

Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логиче...