РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
проект на тему

Алексеева Наталья Сергеевна
Педагогический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._proekt.docx52.98 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

  Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

 В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия  взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками  -  это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья ребенка.

 В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста  социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

  Содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

  М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

  К проблеме детского неблагополучия в межличностных отношениях в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре — ведущей деятельности дошкольников.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Наблюдения за детьми показали, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой.

Объект проектирования: процесс формирования общения детей 3-4 лет.

Предмет проектирования: руководство сюжетно – ролевыми играми детей группы по технологии Михайленко Н.Я. Коротковой Н. А.

Цель проектирования: разработка перспективного плана организации и руководства  сюжетно – ролевыми играми детей 2 младшей группы.

Задачи проектирования:

1.Исследовать и проанализировать методическую литературу.

2. Изучить технологию организации сюжетно – ролевой игры   Михайленко Н.Я. Коротковой Н. А.

Сроки проектирования: один календарный месяц МКДОУ д/с №17.

Форма представления: перспективное планирование.

Планируемый результат: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры.

        

        

Реферативная часть.

     Игра как социокультурный феномен в дошкольном детстве.

Игра – особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей, обусловливается ее потенциальными возможностями, ведущим местом и ролью. В работах психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева даны содержательные характеристики игры, показано ее влияние на главнейшие изменения в психике ребенка, создание зоны ближайшего развития.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе. Методологические основы игры раскрыты в работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинского, подчеркивающих исторический, общественный характер игры, ее связь с трудом, искусством. Современная философия называет в числе ключевых ценностей человека радости бытия. Игра направлена на получение удовольствия, радости, утверждение себя как полноценной личности. Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри нее зарождаются другие виды деятельности.

Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековым опытом человечества.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. Но окружающая ребёнка действительность многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребёнком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника, так как она удовлетворяет его основные потребности (в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности и движении, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности, и т.д.); в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Принято считать, что основное отличие игр от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не результат.

  1. Закономерности возникновения сюжетно-ролевой игры, основные этапы ее развития.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет–заместитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей – кратковременны. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли четко обозначены и определены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются  (чаще по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий определяется в соответствии с ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся на интересе к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют длительное время. В игре чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовление (игрушек-самоделок) Требования соответствия жизненной логике распространяется на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6 детей.

Таким образом, эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Предпосылки возникновения  сюжетно-ролевой игры:

- ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

- действия обобщаются и отделяются от предмета;

- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Становление сюжетно-ролевой игры у детей раннего и младшего дошкольного возраста и основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста:

- формируются игровые умения;

- складывается способность ставить и решать игровые задачи;

-развивается взаимодействие со сверстниками в совместных играх.

Выделенные этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.

1.2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:  

       1. Сюжет.

        2. Содержание.

        3. Роль.

        4. Игровые действия.

 - Сюжет-та сторона действительности, которая находит отражение в игре (Д.Б.Эльконин).

-В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры. (Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова).

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Роль в игре для ребенка - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии представлениями о данном персонаже.

Игровые действия - это действия замещения, они носят условный характер.

1.3 Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду. (Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова)

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного попарного взаимодействия в раннем возрасте.

1.4. Методика развития сюжетно-ролевой игры Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.

Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий.

Во второй младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.

Задача педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются независимые (строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа “Колобок”, “Репка”.

Таким образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог. Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на сверстника).

Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.

Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения.

Авторы выделяют 3 этапа формирования сюжетной игры:

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, Коротковой Н.А.  заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

1.5.Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на этапе формирования ролевого поведения как условие развития общения детей 3-4 лет.

Совместная игра взрослого с детьми может начинаться двояким образом. Взрослый может предложить ребенку (детям) поиграть или начать самому игру, в процессе ее, подзывая наблюдающих детей и предлагая им включиться в игру. Может подключиться к уже начатой ребенком (детьми) игре и, погрузившись в воображаемую ситуацию, определенную ребенком, изнутри нее развертывать игру таким образом, чтобы решать педагогические задачи. В сущности, оба эти приема объединения взрослого с детьми в совместной игре могут использоваться на всех возрастных этапах, хотя на каждом есть оптимальное их сочетание.

Подходящая тактика

Неподходящая тактика

Играя с детьми, всегда обозначать вербально принимаемую роль («Я — продавец») и роль партнера («А ты, давай, будешь покупателем»), стимулировать к обозначению принятых ролей («Ты кто, Катя? Доктор?»). Переходя к новой роли, акцентировать этот момент («Я теперь не доктор, а шофер такси» и т. п.).

Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли или не выяснив, какую роль взял на себя ребенок; переходить к другой роли, не обозначив момент ее смены, обращаться к партнерам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (типа «Вася, полечи меня», а не «Доктор, полечите меня...»).

Выделять в игре с детьми специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

Делать основным предметом внимания детей в игре детальные действия, присущие принятой роли (взвешивать, до деталей копировать укол и другие профессиональные процедуры), учить точному воспроизведению профессиональных операций, соответствующих роли.

Использовать в игре с детьми преимущественно парные взаимодополнительные роли, смысл которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию партнеров (типа «доктор — больной», «продавец — покупатель», «шофер — пассажир» и т. п.); постепенно увеличивать число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры, вводя еще одного-двух новых персонажей, связанных по смыслу с предыдущими.

Задавать детям предварительный план игры (сценарий) с конкретными предписаниями действий, жесткой ролевой структурой. Требовать в процессе игры соблюдения этого плана (реализации готового сюжета).

Предоставлять детям возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры (сообразно смыслу развертываемого сюжета или желанию).

Требовать от детей соблюдения взятой на себя роли на протяжении всей игры.

Перемещаться от одной пары или небольшой подгруппы детей к другой, включаясь в их игру; остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию (имея выбор — продолжать начатую со взрослым игру или нет).

Пытаться организовать всю группу детей для игры по единому сюжету, управлять ею, контролируя действия участников так, что все дети оказываются занятыми, но никто из них не свободен в своих действиях.

Использовать очень лаконичную ролевую атрибутику, не мешающую детям в ходе развертывания сюжета переходить к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача, каска пожарного и т. п.).

Использовать в игре с детьми очень громоздкую, подробную ролевую атрибутику (типа полных костюмов), жестко закрепляющую за участником игровую роль и мешающую сменить ее на другую в соответствии со смыслом развертываемых в игре событий.

Активно использовать в качестве основы для игры мотивы сказочных сюжетов, структура которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию участников.

Ограничиваться в игре с детьми только семейной тематикой или профессиональными ролями, которые заданы программой (по ознакомлению с окружающим).

Проектная часть

 Проектирование перспективного планирования организации и руководства  сюжетно – ролевыми играми детей младшего возраста.

2.1 Приблизительная тематика сюжетно-ролевых игр  детей младшего возраста.

1. Семья.

2. Игры с машинами.

3. Игры со строительным материалом.

4. Магазин.

5. Парикмахерская.

6. Пароход.

7. Детский сад.

8. Автобус.

9. Доктор.

2.2 Примерный объем знаний по отдельным темам сюжетно-ролевых игр.

Возрастная группа

Название и содержание игры

С Е М Ь Я

Младшая

«СЕМЬЯ» /дочки-матери/ Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку; стирает, гладит бельё, убирает в комнате. Мама  идет с дочкой в парикмахерскую, наряжает ёлку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходят гости. Папа шофёр. Работает на грузовой машине или такси. Дочка простыла и заболела, мама повела её к врачу. Празднуют день рождения. Катаются на автобусе. Мама гуляет с дочкой, катает её на качелях, наблюдает за рыбками в аквариуме, катаются на такси.

И Г Р Ы  С   М А Ш И Н А М И

Младшая

«ШОФЕР» / автобус, трамвай, троллейбус – правила уличного движения/. Ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей. На машинах возят кукол. Машины заправляют бензином, ведут на стройку. Папа – шофёр, работает на грузовой машине, наливает бензин в машину, моет её, ставит в гараж. Такси возит людей. Шофёр вежлив, осторожен, аккуратно возит людей.

И Г Р Ы   СО   С Т Р О И Т Е Л Е М

Младшая

Строить дом, заборчик, гараж для машин, башню, пароход. Строить из кирпичиков, досок, призм; надстраивать кирпичики в стоячем положении, плашмя. В доме будут жить куклы. Его украшают к празднику.

М А Г А З И Н

Младшая

В магазине работает продавец, продает овощи, молоко, конфеты, фрукты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежлив с покупателями.

П А Р И К М А Х Е Р С К А Я

Младшая

Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками, а папы с сыночками. Мастер вежлив с клиентами. Он  бреет, причесывает, освежает одеколоном, предлагает посмотреть в зеркало. Парикмахерская для зверей – причесывает, стрижет.

ПОЛИКЛИНИКА – БОЛЬНИЦА – СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Младшая

Врач принимает больных, спрашивает, что болит, прослушивает  и назначает лечение. Врач внимательный, вежливый. В поликлинике работает врач и мед.сестра. Врач слушает больного, назначает лечение. М.сестра ставит градусник, делает укол, перевязки. Они заботятся о больных

Д Е Т С К И Й   С А Д

Младшая

Дети в детском саду занимаются гимнастикой. Воспитатели занимаются с детьми на физкультурных и музыкальных занятиях, показывают кукольный театр.

П А Р О Х О Д

Младшая

Строят пароход, прогулка по Волге. Мамы с дочками катаются. Капитан отдает команды. Штурвальный ведет пароход. На остановках идут в магазин, парикмахерскую, к врачу.

2.3  Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр  для детей младшего возраста.

Цель

Методы управления игровой деятельностью

Семья

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

Формировать ценные нравственные чувства  (гуманности, любви, сочувствие и др.)

1.Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры на темы: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «У куклы елка», «Купание куклы»,  « Мама с дочкой гуляет».

2.Игры воспитателя с детьми (для пассивных детей).

3.Внесение игрушек (кукол в легко снимающейся одежде, посуду, кровать с постельными принадлежностями) и их обыгрывание.

Детский сад

Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Развивать интерес к игре. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых

1.Кукольный театр и сюжетно-дидактические  игры на темы: «Куклы на прогулке», «Оденем куклу на прогулку», «Куклы на музыкальном занятии», «У кукол праздник».

2.Внесение игрушек и игровых материалов (кукол в разной одежде, посуду чайную и столовую, пианино).

Магазин

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Ознакомить детей с деятельностью продавца.

Воспитывать уважение к профессии продавца и клиента. Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

1.Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры н темы: «Магазин овощи», «Магазин Фрукты», «Лото».

2.Внесение игрушек и материалов: (конфет, фруктов, овощей, весы, халаты).

3.Выполнение роли продавца воспитателем в игре с пассивными детьми.

Строители

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Ознакомить детей с деятельностью строителя.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

1.Сюжетно-дидактическая игра на тему: «Построим ограду для курочек» и т.д.

2.Сюрпризные постройки, обыгрывание их с детьми (особенно с пассивными).

3.Внесение строительного материала и игрушек для обыгрывания построек.

4.Поощрение игр со строительным материалом.

Машины

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре. Закреплять знания детей о труде водителя и кондуктора.

 

1.Сюжетно-дидактические игры: «Куклы поехали кататься на автобусе», «Шофера везут на стройку строительный материал».

2.Кукольный театр: «Папа шофер».

3.Внесение игрушек: грузовые автомобили, автобусы, трамваи.

4.Игры воспитателя с детьми (кондуктор в автобусе).

Парикмахерская

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре. Раскрыть смысл деятельности парикмахера. Воспитывать уважение к профессии парикмахера.

1.Сюжетно-дидактическая игра: «Мама с дочкой пришли в парикмахерскую».

2.Кукольный театр: « Как мишка и зайка  ходили в парикмахерскую».

3.Внесение игровых материалов (зеркало, ножницы, расческа, халатик).

4.В играх с пассивными детьми воспитатель берет на себя роль парикмахера.

Поликлиника – Аптека – Больница

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре. Раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача.

1.Сюжетно-дидактическая игра «Врач», «Доктор».

2.Кукольный театр «Мама с дочкой пришли к врачу».

3.Внесение игровых материалов: градусник, бинты, фонендоскоп.

4.В играх с пассивными детьми воспитатель берет на себя роль врача.

Пароход

Формировать умение принимать на себя игровую роль и обозначать  ее для партнера.

Формировать умение осуществлять специфичные  для роли условные предметные действия.

Развивать навыки общения и взаимодействия  в игре, воспитывать доброжелательное отношение к игре.

1.Сюжетно-дидактическая игра: «Прогулка на пароходе».

2.Кукольный театр: «Как мишка с зайкой катались на пароходе».

3.Внесение игрушек и материалов (строительный материал, флажки, штурвал).

4.Совместное с воспитателем строительство корабля, воспитатель в игре с пассивными детьми берет на себя роль капитана.

2.4 Наиболее эффективные методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей младшего возраста.

1. Показ способа действия с игрушкой через кукольный  и настольный театры.

2. Показ способа действия с игрушкой через сюжетно-дидактическую игру.

3. Показ и обучение приемам строительства.

4. Внесение и обыгрывание игрушек и игровых материалов.

5. Игры воспитателя с детьми.

6. Просмотр диафильмов.

7. Наблюдение за трудом взрослых.

8. Совет воспитателя.

9. Рассказ воспитателя

10.Беседы до игры (вычленение ролей, уточнение правил, способа общения).

11. Чтение художественной литературы

12. Поощрение.

13.Управление детскими объединениями.

Заключение.

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ формирования тех или иных навыков. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры.

 Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. 

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей навыков общения и  взаимодействия с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения.

Но умение играть не возникает путём автоматического переноса в игру, усвоенного в повседневной жизни. Необходимо приобщать детей к игре. Полноценная в воспитательном отношении игра развивается под влиянием среды и определённым руководством со стороны взрослых. Важно помнить, что игра - это самостоятельная деятельность детей и неосторожным вмешательством, неправильным руководством можно нарушить эту самостоятельность, притормозить активность играющих. Не нужно давать ребёнку готовых решений вопроса, возникающего в игре, не нужно фантазировать за него.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Библиографический список

1        Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007.

2        Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.

3        Дошкольная педагогика: учебное пособие: в 2 ч. / В.И. Логинова, П. Г. Саморукова [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.

4        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

5        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

6         Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.

7         Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – м., 1987.

8        Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.. 1978.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...

"Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"

quot;Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"...

Методическая разработка " Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры"

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь...