Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»
методическая разработка

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Цель тренинга:

сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

- усовершенствовать общение в команде;

- освоить навыки обратной связи;

- расслабиться, отвлечься от жизненных и рабочих проблем,

- получить удовольствие от совместной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_nedelya_psihologii.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Игры для хорошего настроения»

Цель тренинга:

сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

- усовершенствовать общение в команде;

- освоить навыки обратной связи;

- расслабиться, отвлечься от жизненных и рабочих проблем,

- получить удовольствие от совместной работы.

Ритуал приветствия.

Упражнение разминки "Диван моей мечты".

Название. Упражнение разминки "Диван моей мечты".

Предназначение
  Процедура группового психологического тренинга. Участники фантазируют на тему, о каком диване и вообще какой атмосфере отдыха они мечтают. 
  Упражнение предназначено для тех случаев, когда участники слишком перевозбуждены предыдущими упражнениями, и их надо немного успокоить.

КачестваРелаксация

Содержание.

Ведущий приглашает участников занять свои места. Участники рассаживаются, занимая удобные им позы. Если они сидят в креслах с высокой спинкой, можно откинуться и занять положение полулежа. 

Когда все устроились, ведущий говорит: 

 – Закройте глаза. Сейчас время отдыха. Вы отдыхаете. Ваше тело отдыхает. Каждая клеточка организма отдыхает. Ваше дыхание спокойное. Медленное и спокойное. Тело расслаблено. Каждая мышца расслаблена. Вы чувствуете, как у вас тяжелеют руки... ноги... Ваши мысли текут спокойно. А теперь представьте диван, диван своей мечты. Это такой диван, который лучше всего вам бы позволил расслабляться. Из какого материала он сделан? Какой формы? Какого размера? Что находится вокруг дивана? Что вам помогает расслабиться лучше всего. Представьте каждую деталь. А теперь я буду подходить к каждому по очереди и класть ему руку на плечо. Этот человек пусть нам немного расскажет о диване своей мечты. Нам ведь тоже интересно. Итак, первый человек... 
  В конце участники встают, потягиваются. Ведущий приглашает сделать несколько энергичных движений (например, боксирующие удары).

Библиографическая ссылка

Упражнение разминки "Диван моей мечты" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 1.12.2015.

Интеллектуальная разминка "Это слишком логично"        

Предназначение. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают дурацкие причинно-следственные связи.

Качества. Интеллектуальная раскрепощенность.

Содержание

Ведущий объясняет участникам простую суть игры:

  – кто-то задает вслух какой-то более-менее глубокомысленный вопрос: «Почему трава зеленая?», «Почему трактора не ездят быстро?», «Когда же люди научатся не спать ночью?» и т.п.,

  – кто-то из участников отвечает на этот вопрос,

  – другой участник говорит, что этот ответ слишком логичный, и предлагает свой ответ,

  – его ответ оспаривает другой участник – в той же манере,

  – и так до тех пор, пока не будет найден самый алогичный ответ,

  – после этого кто-то задает новый вопрос – из другой области.

  Если участники начинают спорить между собой о том, чей же ответ более алогичен, ведущий может выступить в качестве арбитра.

  Все упражнение желательно провести в доброжелательно-юмористической манере. Темп должен быть достаточно высоким.

Библиографическая ссылка

1. Интеллектуальная разминка "Это слишком логично" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 29.11.2015.

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время: 40 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготавление рисунка.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение, было ли ощущение комфорта?

Дракон, самурай и девочка

Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги – одна команда напротив другой. Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у какой-либо из команд.

Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры. Тренер показывает, участники повторяют.

Девочка: Тренер переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!».

Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть. Если совпали – в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай убивает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон съедает девочку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девочка соблазняет самурая: команда, показавшая девочку, зарабатывает победное очко».

Внимание, игра! Сейчас у вас есть 30 секунд, чтобы договориться, какую фигуру надо показать, чтобы заработать победное очко!

Ритуал прощания

"Я рад, что с тобой познакомился, мне нравится в тебе…".

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

"Мы с вами встречаемся не в первый раз и нам интересно, что за это время мы узнали друг о друге, что нас удивило, что развеселило".

Ведущий предлагает закончить следующую фразу, бросая при этом друг другу мяч: "Я рад, что с тобой познакомился, мне нравится в тебе…".

Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы тренинга для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Сценарий семинара-тренинга для педагогов по проблеме профилактики эмоционального выгорания...

Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания; изменение коллективного настроения, посредством группового вз...

Тренинг для педагогов: " Профилактика эмоционального выгорания"

Педагоги на тренинге научатся практическим приёмам снятия эмоционального выгорания....

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Занятие направлено на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Упражнения и техники, предложенные в занятии способствуют снятию напряжения (физического и эмоционального), сплочению коллектива,...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...