Консультация для воспитателей Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду Тема «В мире насекомых»
консультация на тему

Черных Татьяна Александровна
Задачи:
— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;
— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, количество ног, наличие крыльев);
— учить сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает), определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть (пчела, муха, жук жужжат, кузнечик стрекочет);
— дать знания о некоторых особенностях сезонной жизни, местах обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища), о том, что пчела и муравей — полезные насекомые, их нельзя уничтожать;
— подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых (зеленый кузнечик на зеленой траве незаметен).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду

Тема «В мире насекомых»

Подготовила: старший воспитатель ЧЕРНЫХ Т.А.

C:\Users\Premium\Desktop\Шаблоны, дипломы, благодарности , картинки\deti-v-detskom-sadu-08.jpg

Задачи:

— формировать знания о том , что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;

— совершенствовать представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, количество ног, наличие крыльев);

— учить сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает), определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть (пчела, муха, жук жужжат, кузнечик стрекочет);

— дать знания о некоторых особенностях сезонной жизни, местах обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища), о том, что пчела и муравей — полезные насекомые, их нельзя уничтожать;

— подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых (зеленый кузнечик на зеленой траве незаметен).

Словарная работа: насекомые, бабочка, капустница, крапивница, павлиний глаз, жук, пчела, муха, кузнечик, божья коровка, муравей, стрекоза, оса, шмель, жужелица, майский жук, гусеница, куколка, яйца; муравейник, дупло, улей, соты, норка; голова, туловище, крылья, ноги, на голове — усики, глаза, челюсти, шестиногие; нектар, мед; летают, перелетают, ползают, прыгают, раскрывают крылышки, складывают крылышки, защищаются от врагов, жужжат, стрекочат, зудят, маскируются от врагов, откладывают яйца, питаются; мягкие, прозрачные, плотные, узорчатые крылья; полезные насекомые, вредные насекомые, покровительственная окраска, химическая защита, незаметный, едкие выделения.

Наблюдения за насекомыми в течение лета

Наблюдения проводятся с небольшими подгруппами детей в естественных условиях, на утренней и вечерней прогулках (участок, сад, огород, цветник). В крайних случаях насекомое на небольшое количество времени можно посадить для наблюдения в инсектарий.

Вопросы и задания

 Назовите части тела насекомого.

 Сколько ножек у насекомого?

 Короткие или длинные у него усы?

 Как насекомое передвигается? Почему оно может летать?

 Какие звуки издает насекомое?

 Чем оно питается?

 Чем отличаются и чем похожи бабочка и жук по внешнему виду и способу передвижения?

 Чем отличаются и чем похожи бабочка и стрекоза?

 Чем отличаются и чем похожи майский жук и божья коровка? (Клоп-солдатик и клоп-водомерка, навозник весенний и жужелица, бронзовка золотистая и долгоносик.)

 Можно ли назвать божью коровку жуком? Сравните ее с майским жуком — что у них схожего?

 Чем похожи и чем отличаются пчела, шмель и оса?

 В какой среде обитает это насекомое?

 Какой дом строит себе это насекомое?

 Каковы особенности групповой жизни пчел, муравьев?

 Как способ передвижения данного насекомого зависит от строения его конечностей?

 Какую пользу приносит данное насекомое?

 Как насекомое маскируется в окружающей среде? Как защищается от врагов?

 Что есть у всех бабочек?

 Что есть у всех жуков?

 Что появится из яичек бабочки? Чем станет гусеница? Что появится из куколки?

 Почему насекомые могут приносить вред людям?

 Узнайте насекомое по издаваемым им звукам.

 Как называется это насекомое?

 Опишите особенности внешнего вида насекомого (цвет, форма, величина).

(При наличии условий организуйте наблюдения за водными насекомыми: стрекозами, ручейником, жуком-водолюбом, жуком- плавунцом, личинками: стрекозы, плавунца, ручейника, жука- водо- люба.)

Загадывание загадок о насекомых

Задача: развивать логическое мышление, доказательную речь, умение выделять характерные признаки насекомого.

* * *

Заберется на пенек

И зажжет свой огонек.

Светит нам ночной порой,

Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок.)

* * *

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.  (Комар.)

* * *

Хоть я мал, да удал,

Очень многих покусал.

Песню звонкую пою,

Ночью спать вам не даю.  (Комар.)

* * *

Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.  (Муравей.)

* * *

Любит солнечный денек

Беззаботный... (мотылек).

* * *

В окна, двери залетаем

И назойливо жужжим.

Очень нас не любят люди,

Потому что им вредим.  (Мухи.)

* * *

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее... (стрекоза).

* * *

Я — мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной.  (Гусеница.)

* * *

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

* * *

Он большой, лохматый,

Жилет носит полосатый.

В норке под землей живет

И нектар цветочный пьет.  (Шмель.)

* * *

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок.  (Бабочка.)

* * *

Строим восковые

Себе кладовые,

В них храним мы целый год

Золотистый сладкий мед. (Пчелы, соты.)

* * *

Я всегда без приглашенья

Прилетаю за вареньем.

Кто мне есть мешает,

Того могу ужалить.

Вьюсь я, лезу на глаза,

А зовут меня... (оса).

Заучивание и использование в играх считалок

Задачи:

— развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение память;

— активизировать знания о насекомых.

* * *

Дятел сел на сучок

И стучит: «Тук, тук!

Открывай-ка двери, жук!»

А жучок —

В теремок

И дверь на замок:

«Лучше, дятел, не стучи,

От дверей ищи ключи!

Если ключик не найдешь,

Значит, ты водить пойдешь».

Автор: Т. Шорыгина

* * *

Чок-чок, чок-чок,

Сел жучок на сучок —

Потерял башмачок.

Есть хочет,

Листья точит.

Раз — листок,

Два — листок,

А третий листок —

Выходи за порог.

Автор: Т. Шорыгина

Чтение и заучивание стихотворений о насекомых

Задачи:

— уточнять знания о насекомых;

— развивать внимание, память, выразительность речи;

— формировать интерес к поэтическому слову, поэтическим образам;

— развивать кинестетическую память, чувство ритма.

Т. Шорыгина «Надоедливая гостья»

Вопросы

 Почему дети прогнали муху?

 Какой вред могут нанести мухи здоровью человека?

Т. Шорыгина «Рыжеусый хулиган»

Вопросы

 В какое время суток тараканы становятся активными?

 Почему для человека опасно присутствие тараканов в доме?

 Какие меры защиты от тараканов можно использовать?

И. Токмакова «Разговор лютика и жучка»

Вопросы

 Почему лютик захохотал?

 Для чего нужны насекомые цветам, а цветы — насекомым?

Е. Серова «Шмелик»

Вопросы

 Чем питаются шмели?

 Где они находят нектар?

 О какой кашке говорится в стихотворении?

В. Паспалеева «Пчелка»

Вопросы

 Почему пчела укусила мальчика?

 С какого цветка пчела собирала мед?

 Почему нельзя ловит пчел?

 Какую пользу они приносят?

В. Пальчинскайте «Муравей»

Вопросы

 Куда муравей тащит листик? Для чего?

 Как автор описывает поклажу муравья?

 Почему нельзя ходить по муравьиной тропе?

 Какую пользу приносят муравьи?

Л. Квитко «Жучок»

Вопросы

 Что случилось с жучком?

 Как он преодолел препятствие?

 Как вы думаете, что чувствовал жучок, попав в водный поток?

 Кто помог жучку выбраться из бурного потока?

 Правильно ли поступил мальчик, что выпустил жучка?

Р. Деснос стихотворение-игра «Муравей» (пер. с фр.)

Воспитатель читает двустишие, а дети произносят строчки: «Не бывает так! Не бывает так!», покачивая отрицательно головой и указательным пальцем.

Муравей восьмиметровый

Обзавелся шапкой новой...

— Не бывает так! Не бывает так!

Муравей в телеге длинной

Возит уток и пингвинов...

— Не бывает так! Не бывает так!

Говорит он по-французски,

По-латыни, по-зулусски...

— Не бывает так! Не бывает так!

Ну а если так?

http://st.depositphotos.com/1002275/3324/v/950/depositphotos_33244985-Child-catches-the-butterfly.jpg

Чтение рассказов и сказок о насекомых

Задачи:

— формировать знания о внешнем виде насекомых, их образе жизни, способности маскироваться и защищаться от врагов, значении для животных, растений и человека;

— активный интерес к насекомым, желание их защищать, узнать о них больше, к рассказам и сказкам о насекомых;

— развивать внимание, память, воображение, диалогическую речь, умение рассуждать, делать выводы, выразительность речи и пантомимики, умение взаимодействовать с партнером по сценке при разыгрывании сюжетов произведений.

А. Клыков «От кого польза, от кого и вред»

Вопросы

 Комар — это насекомое или птица?

 Каких еще насекомых вы знаете?

 Какой вред приносят комары?

 Какую пользу приносят комары?

 Как называется личинка комара?

 Для чего рыбаки используют мотыля?

 Какую пользу приносит божья коровка?

 Как можно ее отличить от других жуков по внешнему виду?

 Почему нужно уничтожать мохнатую бронзовку и ее личинку?

 Кто из животных питается жуками и личинками?

 Каких еще вредных насекомых вы знаете?

 Какую пользу приносит пчела растениям?

 Какую пользу пчела приносит людям?

 Какие продукты пчеловодства вы знаете?

 Почему человек должен употреблять в пищу продукты пчеловодства?

 Чем жизнь диких пчел отличается от жизни домашних пчел?

 Кто из животных любит лакомиться медом диких пчел?

 Почему жука-навозника нельзя назвать вредителем? Для чего он собирает навоз?

 Как по поведению жука-навозника можно узнать о погоде?

 Почему бабочку-капустницу можно назвать вредителем огородов?

 Как вы думаете, что будет, если исчезнут все вредные насекомые?

А. Дитрих «Почему цветы красивые и душистые»

Вопросы и задание

 Какие признаки цветов важны для насекомых?

 Для чего насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок? Как они это делают?

 Какие цветы любят разные насекомые? Почему?

 Каких насекомых привлекают цветы, распускающиеся к ночи?

 Чем занимаются насекомые весной?

 Покажите, как насекомые собирают нектар и пыльцу.

К. Ушинский «Капустная белянка»

Вопросы и задания

 Как называется бабочка, о которой автор написал рассказ?

 Почему маленькая, хрупкая бабочка может нанести столько вреда капусте?

 Кто съедает капустные листы, делая в них дырки?

 Как из бабочки появляется гусеница?

 Чем питается гусеница?

 В кого превращается гусеница?

 Как живет куколка?

 Кто появляется из куколки?

 Можно ли назвать капустную белянку вредителем?

 Нарисуйте последовательность превращения бабочки в гусеницу и куколку.

 Покажите через пантомиму этапы превращения бабочки.

Н. Сладков «Крапивница и лимонница»

Вопросы и задания

 О каких бабочках говорится в сказке? Чем по внешнему виду отличаются эти бабочки?

 Как произошли названия этих бабочек?

 Каких еще бабочек вы знаете? Чем они отличаются?

 Разыграйте сценку по сказке.

 Разукрасьте раскраски с изображением бабочек в соответствии с их названием.

Н. Сладков «Бабочки»

Вопросы и задание

 От каких природных условий бабочки впадают в особый сон?

 Почему бабочкам хорошо живется?

 Как вы понимаете поговорку «Порхает, как бабочка»?

 Нарисуйте бабочку с раскрытыми крылышками и с закрытыми, когда она спит.

Н. Сладков «Веселые старушки»

Вопросы и задания

 О каком насекомом говорится в рассказе писателя?

 Как называются бабочки, о которых говорится в рассказе?

 Чем отличается их раскраска от раскраски других бабочек?

 Что происходит с перезимовавшими бабочками?

 Как ведут себя бабочки после холодной зимы?

 Каких еще бабочек вы знаете?

 Покажите, как бабочкам сначала было холодно, а потом весело и радостно от солнечного тепла.

Н. Романова «Где ее дом?»

Вопросы

 Какие цветы любит бабочка?

 Почему, сидя на цветке, она становится вся покрытая пыльцой?

 Как бабочка пробирается через тучу мошек?

 Что может случиться с бабочкой, если она попадет в паутину?

 Как бабочки пьют нектар из цветов?

 Почему бабочка прилетела на капустное поле? Как называется эта бабочка?

 Какой кочан она выбирала? Для чего?

 С чем сравнивает автор мертвую бабочку?

 Есть ли постоянный дом у бабочки?

 Что может быть ее домом?

 Сколько примерно дней живет бабочка?

Н. Сладков «Бабачка и солнце»

Вопросы и задание

 Как вела себя бабочка до появления птицы-мухоловки?

 Почему бабочка стала закрывать свои прекрасные крылышки?

 Как она скрывает даже свою тень?

 От чего произошло название птицы-мухоловки?

 Как ведут себя бабочки, когда вы к ним подходите?

 Почему нельзя брать бабочку в руки?

 Покажите, как летает бабочка, как складывает свои крылышки.

В. Песков «Лечебница под сосной»

Вопросы и задание

 Почему лесные птицы прилетают к муравейнику?

 Как муравьи лечат птиц?

 Какую еще пользу приносят муравьи?

 Нарисуйте птиц, которые лечатся на муравьиной куче.

Г. Ганейзер «Гнездо из бумаги»

Вопросы и задание

 О каких осах говорится в рассказе?

 Почему они называются земляными?

 Как осы строят свое гнездо?

 Делают ли осы запасы на зиму? Почему?

 Где, кроме норок в земле, осы строят свои гнезда?

 Почему нельзя трогать гнезда ос?

 Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с осами?

 Рассмотрите и нарисуйте осиное гнездо.

Г. Ганейзер «Кузнечик-невидимка»

Вопросы

 Какие звуки издают кузнечики?

 Почему их трудно разглядеть в траве?

 Как можно поймать кузнечиков?

 На что похожи ноги и крылышки кузнечиков?

 Как передвигаются кузнечики?

B. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Вопросы и задания

 Как называется сказка?

 Почему Муравьишка так спешил в муравейник?

 Как случилось, что он ушиб ножку? Кто первым помог Муравьишке?

 Почему Муравьишка чуть не укусил Гусеницу-Землемера?

 Как передвигается Гусеница-Землемер?

 Кто помог Муравьишке после Гусеницы?

 Как передвигался Паук-Сенокосец?

 Почему Муравьишка и его чуть не укусил?

 Кто помог Муравьишке после Паука?

 С кем сравнил автор Жужелицу?

 Кто выручил Муравьишку на картофельном поле?

 Почему Жучок-Блошачок высоко прыгал?

 Кто помог Муравьишке перепрыгнуть через забор?

 Почему Жучок не смог перепрыгнуть через забор, а Кузнечик смог?

 Кто помог Муравьишке переплыть через речку?

 Как передвигается Клоп-Водомерка?

 Почему к Майскому Хрущу Муравьишке пришлось забираться на голову?

 Как пыхтел и жужжал Жук?

 Почему Жук не полетел прямо к муравейнику?

 Почему с помощью Гусеницы-Листовертки Муравьишка смог спуститься с большой березы?

 Почему Муравьишке пришлось укусить Гусеницу?

 Успел ли Муравьишка вернуться в муравейник до закрытия?

 Перечислите всех насекомых, которые помогли Муравьишке вернуться домой.

 Разыграйте сценки из сказки по ролям.

 Нарисуйте героев сказки по эпизодам.

К. Чуковский «Тараканище»

Вопросы и задание

 Какое насекомое испугало всех животных?

 Почему такие большие животные испугались таракана?

 Как вел себя таракан по отношению к животным?

 Чем закончилась сказка?

 Разыграйте сценки из сказки.

Творческие мастерские по теме «Насекомые» (арт-терапевтическая техника)

Задачи:

— закреплять знания о насекомых;

— расширять знания об иллюстрации, художниках-иллюстраторах;

— развивать умение делать эскиз, работать с восковым материалом, акварелью;

— развивать внимание, умение рассуждать, составлять рассказ, память, умение сравнивать, воображение, творчество, чувство формы и цвета;

— формировать познавательные интересы, эстетические ценности.

* * *

Работа проводится по подгруппам или целой группой. Для детей младшего возраста предлагаются более простые задания.

Тема «Букашки-таракашки»

Оборудование: иллюстрации к сказкам К. Чуковского «Муха- цокотуха» и «Тараканище», цветные фотографии насекомых, бумага, простые карандаши, пастельный и восковые карандаши, акварель, кисти, аудиозаписи (на выбор): звуков природы, голосов птиц, «Малыш у реки», «Малыш в деревне» и др.

* * *

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием о насекомых, просмотр цветных фотографий, чтение вслух сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

2-й этап: игровой. Инсценировка сказки (распределение и заучивание ролей).

3-й этап: познавательный. Повторение понятий: «иллюстрация», «художник-иллюстратор», рассматривание фотографий насекомых, сравнение их с нарисованными в книжке; рассуждение, чем отличаются сказочные насекомые от настоящих.

4-й этап: практический. Дети делают эскизы к сказке «Муха- цокотуха».

5-й этап: рассматривание работ детей, комплименты друг другу.

 

1-й этап: психологическое вхождение. Пение песни о насекомых («В траве сидел кузнечик»),

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебные картинки» (на столе лежат картинки разных насекомых. Каждый ребенок выбирает себе одну картинку и рассказывает историю или сказку про свою букашку, обязательно дав ей имя и обозначив характер).

Изучение форм насекомых. Игра «Скульптор» (передача внешнего вида насекомых с помощью движений). Повторение сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

3-й этап: практический. Начало работы на большом листе: построение композиции простым карандашом.

4-й этап: психофизическая разгрузка — релаксация.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под аудиозапись звуков летнего леса.

2-й этап: практический. Начало работы пастельными или восковыми карандашами над композицией.

3-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Ожившие букашки» (маркером на листах формата А4 дети рисуют крупно насекомых и руками вместо ножниц их «вырезают», затем каждый ребенок играет со своей букашкой, подкидывает, беседует).

1-й этап: психологическое вхождение. Слушание и анализ сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

2-й этап: познавательно-практический. Сравнение детьми своего рисунка со строками из сказки. Исправление неточностей. Рассказ детей о характере нарисованного персонажа. Работа в цвете акварельными красками.

3-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Веселые букашки» (все «букашки» летают, а водящий ловит их сачком; пойманной «букашке» придумывается смешное задание).

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под аудиозапись звуков природы.

2-й этап: практический. Завершение работы в цвете акварельными красками, уточнение мелких деталей черным маркером.

3-й этап: познавательный. Анализ работ издалека.

4-й этап: презентация выставки родителям.

Тема «Бабочки»

Красавица-бабочка

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клубок» (клубок ниток передается от воспитателя к ребенку и так по кругу, при этом каждый наматывает нить на палец и говорит что-то хорошее; затем воспитатель персонально задает детям вопросы о насекомых летом, подводящие к теме занятия).

2-й этап: познавательный. Рассматривание книг, энциклопедий, тематических словарей с изображением бабочек, анализ формы и расцветки крыльев, ознакомление с термином «симметрия», исполнение танца бабочек.

3-й этап: практический. Работа на листе (рисование бабочки карандашом).

4-й этап: психофизическая разгрузка. Рассказывание случаев из жизни бабочек, историй встречи с бабочками в природе, чтение стихов.

Я — бабочка

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клубок» (вопросы и ответы по теме).

2-й этап: познавательно-игровой. Рассказывание истории про себя — бабочку (как зовут, окраска, любимые занятия), изображение движениями тела бабочек, процесс превращения в бабочку (яйцо — гусеница — куколка — бабочка), изображение того, как бабочка садится на цветок, пьет нектар и т.п.

3-й этап: практический. Начало работы в цвете: покрытие фона (цвет неба, травы и др.), работа над бабочкой (покрытие частей тела цветом).

4-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Полет бабочек» (дети рвут бумагу на мелкие части, подбрасывают вверх, смотрят, как летят «бабочки»).

Утро в лесу

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Утро в лесу».

2-й этап: познавательный. Рассматривание узоров на крыльях бабочек, их цвета.

3-й этап: практический. Работа в цвете. Исполнение танцев ядовитых бабочек, бабочек-притворщиц, молей, мотыльков.

4-й этап: презентация выставки детских работ родителям.

Чернильные пятна и бабочки

1-й этап: психологическое вхождение. Дети берут чернила и капают ими на бумагу.

2-й этап: практический. Дети сворачивают лист пополам, приглаживают, разворачивают, преобразуют пятна в образ, дорисовывают.

3-й этап: познавательно-игровой. Без ножниц, руками дети «вырезают» из бумаги получившийся образ бабочки, играют с ним, сочиняют историю.

4-й этап: психофизическая разгрузка. Беседа о чувствах и настроении детей.

Бабочки на летнем лугу (коллективная работа)

1-й этап: психологическое вхождение. Воспитатель излагает краткое содержание занятия.

2-й этап: познавательно-игровой. Дети составляют рассказ про бабочек. Воспитатель записывают его на CD-диск, затем они прослушивают, анализируют (понравился ли, какое настроение, ощущения, что можно пожелать). Игра «Найди свою пару» (воспитатель подбрасывает вверх бумажные крылья бабочек, дети ловят и ищут парное, одинаковое крыло от бабочки).

3-й этап: практический. Детям предлагается для работы большой лист зеленого (голубого) цвета, где они должны парами прикрепить (приклеить) крылья и дорисовать к ним все части бабочек, нанести симметричные узоры на крылья. Работая в паре, они создают композицию бабочек на летнем лугу с цветами, насекомыми, солнцем, причем все, что они хотят приклеить к ватману, «вырезается» руками без ножниц.

4-й этап: психофизическая разгрузка. Презентация своей композиции; рассказ о чувствах, возникающих в процессе совместной деятельности.

Тема «Хоровод крылатых» (коллективная работа)

Оборудование: лист ватмана, заколерованный зеленым, голубым или желтым цветом; гуашь, акварельные краски, маркеры, цветные карандаши, пастель, фломастеры, восковые мелки.

Предварительная работа: воспитатель заранее готовит пары крыльев из белой бумаги: птицы, бабочки, жука, стрекозы, самолета.

1-й этап: психологическое вхождение. Каждый ребенок из общей массы крыльев выбирает одно понравившееся.

2-й этап: познавательно-практический. Ребенок ищет своего напарника с таким же крылом; дети начинают прикреплять крылья на лист с учетом туловища и головы; в паре работают любым материалом над созданием образа; воспитатель напоминает детям понятие «симметрия» при раскраске крыльев; разрабатывается общая композиция.

3-й этап: психофизическая разгрузка. Дети рассказывают о своих переживаниях и придумывают коллективную историю.

Мастерские проводятся по теме ежедневно в течение недели, каждое занятие рассчитано на два часа, поэтому может проводиться с перерывом, к нему можно возвращаться после какого-либо непродолжительного режимного момента. Главное — не разрушать целостности восприятия, погруженности в тему.

Рисование сотовых ячеек по шаблонам

Задачи:

— уточнять форму ячеек в сотах улья;

— развивать точность движений, мелкую моторику.

Ручной труд «Насекомые из природного материала»

Задачи:

— закреплять знания об особенностях внешнего вида насекомых;

— навыки пользования шилом, соединения частей поделки;

— развивать мелкую моторику, точность движений;

— формировать умение проговаривать подготовительный этап к работе, последовательность действий.

Оборудование: крылатки клена, засушенные листья, желуди, каштаны, палочки, тонкая проволока, пластилин.

* * *

Готовые поделки располагают на полянке с искусственными цветами. Каждый ребенок рассказывает о своей поделке: кого сделал, из чего, почему выбрал именно этот материал.

Работы выставляются на конкурс поделок из природного материала.

Беседа «Что дети знают о насекомых?

Задачи:

— уточнять знания о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, способе передвижения;

— развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме;

— формировать активный интерес к миру насекомых.

Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых.

Вопросы и задание

 Насекомые относятся к миру растений или животных?

 Чем насекомые отличаются от других животных?

 Чем похожи все насекомые?

 Почему насекомых так много?

 Чем питаются насекомые?

 Какие животные питаются насекомыми?

 Что случилось бы, если бы все насекомые исчезли?

 Что произошло бы, если бы другие животные перестали питаться насекомыми, а человек перестал бы их уничтожать?

 Выберите и назовите насекомых на картинках.

Дидактическое упражнение «Последовательность событий»

Задачи:

— учить устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, причинно-следственные связи;

— развивать речь.

Оборудование: карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, летающих насекомых, насекомых в коре дерева, насекомоядных птиц, улетающих на юг.

* * *

Дети показывают и рассказывают, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают.

Дидактическая игра «Собери цветок»

Задача: развивать логическое мышление, умение обобщать, классифицировать, объяснять принцип обобщения.

Оборудование: кружки и лепестки для составления цветка (по количеству участников), у каждого цветка на лепестках нарисованы объекты, относящиеся к одной обобщающей группе (цветы, птицы, рыбы, звери, насекомые и т.п.)

* * *

Каждый играющий становится садовником, собирающим и «сажающим» цветок, состоящий из лепестков с нарисованными растениями или животными, которых можно объединить в одну группу и назвать ее одним словом.

Дидактическое упражнение «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»

Задачи:

— закреплять особенности внешнего вида гусеницы и бабочки;

— развивать точность движения руки, воображение.

* * *

На карточке нанесено изображение гусеницы и точечное изображение бабочки. Ребенок должен обвести точечное изображение и рассказать, в кого превращается гусеница.

Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»

Задачи:

— закреплять знания о стадиях развития бабочки;

— развивать связную речь.

* * *

Ребенку предлагается последовательно разложить картинки с изображением этапов превращения бабочки и рассказать о них.

Дидактическая игра «Где живет насекомое?»

Задачи:

— закреплять знания о местах обитания разных насекомых;

— развивать память, фразовую речь, пополнять словарный запас.

Оборудование: коллективная аппликация с изображением мест обитания разных насекомых (норка, муравейник, улей, дупло, цветок, осиное гнездо, кора дерева и т.п.) и картинки с их изображением.

* * *

Ребенок должен «поселить» насекомое в его место обитания и рассказать, чем оно питается, какие звуки издает, чем отличается от других насекомых. Если «домика» для какого-то насекомого нет, ребенку предлагается его нарисовать.

Малоподвижная игра «Летает — не летает»

Задачи:

— активизировать знания о насекомых;

— развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

* * *

Воспитатель называет летающих (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка, майский жук, комар, мотылек) и нелетающих насекомых и животных, а дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда воспитатель назовет летающее насекомое. Тот, кто ошибся, должен назвать любое другое насекомое.

Конкурс знатоков насекомых

Задачи:

— активизировать знания о насекомых;

— развивать быстроту реакции, память, умение точно отвечать на вопрос, строить предложение развернутой фразой.

Вопросы

 Кто из насекомых живет большими семьями?

 Кто из насекомых доит тлей?

 Как различают муравьи «своих» и «чужих»?

 Как муравьи находят дорогу к муравейнику?

 Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?

 Какие насекомые помогают лесным птицам избавляться от паразитов?

 Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?

 Кто из насекомых танцем рассказывает другим насекомым о том, в какой стороне и на каком расстоянии растут цветы со сладким нектаром?

 Какая команда быстрее разделит карточки с насекомыми на группы: летающие и нелетающие; правильно выстроит цепочку превращений бабочки; знает больше стихов, пословиц, поговорок, песенок о насекомых?

http://wallpapers2.hellowallpaper.com/cartoon_children-games--02_08-1024x768.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования словаря дошкольников 5-6 лет при наблюдении за природой (система занятий) Старшая группа

В программе описывается примерные наблюдения за природой, с указанием цели, дидактических игр, художественного слова, примет....

Сценарий летнего развлечения для детей старшей группы в детском саду «Здравствуй лето!»

Сценарий летнего развлечения для детей старшей группы в детском саду «Здравствуй лето!»...

Беседа на тему «Лето» в старшей группе в детском саду

Познавательное занятие на тему «Лето» в детском саду для детей 4-6 лет...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «В мире дорожных знаков»

Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей ГБДОУ, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.Конспект ...

Консультация для родителей "Наблюдение за природой летом"

Консультация для родителей "Наблюдение за природой летом."...

Беседа на тему «Лето» в старшей группе в детском саду

Лето — самое короткое и долгожданное время года для детей и ихродителей. Пока есть возможность, хочется успеть всё: вволю погулять,искупаться, покататься на велосипеде, и заняться другими увлека...