ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Глушкова Татьяна Леонидовна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Выполнили:

Глушкова Татьяна Леонидовна

Воспитатель МБУ СОШ СП Детский сад «Веста»,

Тольятти-2015

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение                                                                                                                       3

Механизм преобразования образовательного процесса                                   6

Условия, обеспечивающие достижение

новых образовательных результатов                                                                     11

Приложение 1. КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме «Наши помощники – глаза»                                                                      13

Введение

Актуальность развития познавательной активности детей определяется требованиями ФГОС ДО к содержанию познавательного развития дошкольников. При этом проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста уже много лет исследовалась психологами и педагогами. Исследования по данному  вопросу является актуальными в связи с разработкой новых программ для детских садов и необходимостью преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

 Исследованием познавательной активности занимались такие педагоги и психологи, как А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др.  

           Большой вклад в разработку данной проблемы внесли М.И. Лисина и А.М. Матюшкин, которые рассматривали познавательную активность как промежуточную стадию между потребностью и деятельностью. А.М. Матюшкин указывал на то, что познавательная потребность удовлетворяется в осуществлении познавательной активности, которая на обнаружение или открытие неизвестного, на его усвоение и включение в новые отношения.

           В.И. Лазовая считает что, познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества.

            Авторы ряда работ рассматривают познавательную активность как сложное сплетение интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов, их взаимопроникновением и взаимодействием (Н.Г.Морозова, З.И.Новланская, И.И.Авдеева, Д.Б.Годовикова и др.).

          Л.М.Маневцова предполагает, что применительно к детям  старшего дошкольного возраста способом побуждения их к познавательной активности может быть организация  элементарной поисковой деятельности. Она определяет элементарную поисковую деятельность как совместную работу воспитателя  и  детей,  направленную  на решение  познавательных  задач проблемного характера и предусматривающую наиболее высокую степень активности   и   самостоятельности   детей.

            С учетом этого наиболее предпочтительной формой развития познавательной активности у детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, детское экспериментирование.

            Теоретическое исследование детского экспериментирования, осуществлялось под руководством Н.Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в 70-80-х  гг. Они выявили его влияние, как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.

О том, какое значение для формирования познавательной активности оказывает детское экспериментирование, мы и постараемся рассмотреть в данной работе. 

         Наряду с актуальностью можно выделить существующее противоречие, между задачами познавательного развития дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО) и недостаточным уровнем профессиональной компетенции педагогов в использовании экспериментирования как ведущего способа развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Профессиональная проблема: как организовать экспериментирование старших дошкольников с различными объектами окружающего мира в целостном образовательном процессе в ДОО?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

  1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать комплекс заданий и опытов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Определить место в целостном образовательном процессе в ДОО для организации экспериментирования как совместной деятельности воспитателя с детьми, совместной и самостоятельной детской деятельности.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования (на содержании темы «Человек»)

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ОД

Режимные моменты

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1. Формировать у детей представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека.

1.2. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

          2.1. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-  

           экспериментов.

2.2. Развивать чувство ответственности за свою безопасность.

2.3. Стимулировать эмоционально-положительное отношение к опытно-экспериментальной деятельности.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1. Закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены.

          3.2.  Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей  

          анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем

          сенсорного анализа.

           3.3. Развивать умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Содержательный компонент

ООД 1

Тема: «Наши помощники - ГЛАЗА».

ООД 2  

Тема «Наши помощники - УШИ».

ООД 3

Тема: «Наш помощник - НОС».

ООД 4 

Тема: «Наш помощник - РОТ».

Утро

Темы

1. «Умываем глаза»;

2. «Чистим зубы правильно»;  

3. «Глаза – наши помощники»

4. «Органы чувств».

Прогулка

Темы

1. «Что я вижу одним глазом»;

2. «Узнай по голосу»;

3. «Жмурки».

Вечер

Темы

1. «Большой - маленький»;

2. «Звуки в воде»;

3. «Чудесный мешочек»;

4. «Чей нос лучше»;

5. «Удивительные помощники»;

6. «Эхо»;

7. «Разомнем-ка язычок»;

8. «Зачем нам два глаза и два уха»;

9. «Кабинет окулиста»;

10. «Музыкальные инструменты»;

11. «Вкусный чай»;

12. «Сказку лепим и играем - руки, глазки развиваем».

Актуальная среда

- зеркало;

- стаканчики;

- мешочек (чудесный);

- повязки на глаза;

- солнечные очки;

- лупа;

- бинокль;

- сюжетные картинки по теме;

- энциклопедия;

- настольные игры;

- схема строения глаза, уха, носа, ротовой полости;

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»;

- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;

- тематический коллаж «Органы чувств»;

- алгоритмы проведения опытов.

Темы

1. «Береги уши»;

2. Комплекс упражнений для глаз;

3. «Для чего нужны глаза»;

4. «Ароматерапия»;

5. «Опыты дома»; 

6. «Развитие зрительного восприятия к узнаванию предметов»;

7. « Как избавить ребенка от вредных привычек»;

8. «Что мы знаем о себе?».

Технологический (процессуальный) компонент

Ход

ООД 1

Ход

1. Игровое упражнение «Слепой и поводырь»;

2. Д/игра «Что полезно, а что вредно для глаз»; 

3.Физ.минутка «Подмигнули – поморгали…»

4.Опыт

«Определение реакции зрачков на различное освещение»;

5. Чтение стихотворения

Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».

ООД 2

Ход

1. Игровое упражнение «Что это за звук?»;

2. Физ. минутка «У кого большие уши…»;

3. Дидактическое упражнение «Угадай, чей это звук»;

4. Массаж биологически активных зон ушей.

ООД 3

Ход

1. Беседа-рассуждение с опытом «Чудо-Нос»;

2. Опыт «Узнай по запаху»;

3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

4. Чтение стихотворения

Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?”

ООД 4

Ход.

1. Игровое упражнение «Умный язычок»;

2. Опыт «Вкусовые зоны языка»;

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Опыт «Зависит ли вкус от температуры».

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа;

2. Эксперимент;

3. Рассматривание иллюстраций;

4. Восприятие художественной литературы и фольклора (отгадывание загадок).

Прогулка

1. Наблюдение;

2. Эксперимент;

3. Подвижная игра

Вечер

1. Эксперимент;

2. Опыт;

3. Игровое упражнение

4. Чтение художественной литературы (познавательная история  по мотивам рассказа

В. Берестова);

5. Просмотр мультфильмов;

6. Дидактическая игра;

7. Артикуляционная гимнастика;

8. Беседа;

9. Сюжетно-ролевая игра;

10. Эксперименты по звукоизвлечению;

11. Опыт;

12. Театрализованная деятельность.

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

 - побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению;

- побуждение к поисково-исследовательской деятельности;

- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);

- поощрение инициативы и активности детей.

Формы и способы взаимодействия

1. Памятка;

2. Буклет для родителей с комплексом упражнений;

3. Заучивание стихотворения

А.П. Мартынова;

4. Участие в оформлении тематического центра «Ароматерапия»;

5. Анкетирование;

6. Консультация;

7. Информационный стенд;

8. Папка-передвижка.

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка)

Ребенок имеет представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, о значении каждого органа в жизни человека.

Владеет знаниями о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Умеет пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов, экспериментов.

Эмоционально положительно относится к опытно-экспериментальной деятельности.

Соблюдает правила личной гигиены.

У ребенка развиты мыслительные процессы:  анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; владеет способами познания путем сенсорного анализа.

Стремится делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия: 

  Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.

2. Научно-методические условия:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0

3. Материально-технические условия:

  1. оборудованный центр для экспериментирования в группе;
  2. ТСО (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
  3. иллюстративный материал (схема строения глаза, уха, носа, ротовой полости, пиктограммы).

  1. Нормативно-правовые условия: 

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

5. Информационные условия:

1. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии.-1996.-      № 4. - С. 14 - 24.

2. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. М.: Российское психологическое общество, 1998. – 270с.

3.Дыбина О.В.  Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного  возраста: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование»,  2002. – 131с.

4.Дыбина О.В.,  Рахманова Н.П.,  Щетинина В.В.   Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ  “Сфера”, 2001. - 192с.

5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий /авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 333с.

6. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт.-сост. Л.А. Королева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2015. – 64с.

7. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительно группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384с.

  1. Организационные условия:
  1. разработка конспекта ОД с использованием опытов и экспериментов;
  2.  разработка методических материалов по работе с родителями;
  3. обогатить предметно-пространственную среду групп, наполнить материалами и оборудованием для самостоятельной экспериментальной деятельности.
    Приложение 1

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме «Наши помощники - глаза»  

Разработали:

Дорн Светлана Викторовна

Воспитатель МБУ СОШ №86 СП Детский сад «Веста»,

Алмакаева Сария Сагировна

Воспитатель МБУ СОШ №86  СП Детский сад «Веста»,

Глушкова Татьяна Леонидовна

Воспитатель МБУ СОШ №86  СП Детский сад «Веста».

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Интегрированная форма: экспериментальная лаборатория.

Образовательные задачи:

Формировать у детей представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении зрения в жизни человека.

Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении зрения.

Развивать чувство ответственности за свою безопасность.

Стимулировать эмоционально-положительное отношение к опытно-экспериментальной деятельности.

Закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены.

Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей, анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

объявление устное;

– приглашение к участию (устное);

– бонусы (стикеры).

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

– карты-задания для практической деятельности (вкладывание);

– контрольно-оценочные материалы (цветные стикеры)

2) материалы для преобразования и трансформации

– игровой материал игры (разрезные картинки);

– наглядно-символический материал (схема строения глаза);

– наглядно-иллюстративный материал (предметные картинки, книги);

3) материальные средства для деятельности детей

аудиозаписи (декламация литературных произведений, звукозапись заданий);

– видеозаписи (фрагменты литературных постановок, видеозапись задания и др.);

элементы костюмов и атрибуты для обыгрывания сюжетов (повязка для глаз, трость);

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

технические средства (ноутбук).

Дидактический материал:

– карты-задания (предметные картинки).

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Предлагает детям поучаствовать в опытах.

Делает устное объявление о предстоящем исследовании.

Создаёт у детей позитивный настрой на участие в исследовании.

Принимают решение поучаствовать в опытах.

Выказывают свое желание  участвовать в исследовании.

Содержательно-деятельностный

Осуществляет разъяснение предстоящей деятельности.

Осуществляет индивидуальную помощь при практической деятельности.

Организует активную двигательную деятельность в физ.минутке.

Организует опыт.

Отслеживает соблюдение техники безопасности при выполнении опыта.

Обобщает результат практической работы.

Участвуют в игровом упражнении.

Выполняют практическую деятельность.

Участвуют в физ.минутке.

Выполняют опыт.

Выполняют рекомендации педагога.

Оценочно-рефлексивный

Организует обсуждение хода   каждого задания.

Конкретизирует достижения каждого ребёнка.  Помогает детям оценить участие в опытно-экспериментальной деятельности.  

Предлагает рассказать о сотрудничестве детей друг с другом.

Делает общий вывод о работе, хвалит детей.

Обсуждают качество исполнения всех заданий.

Оценивают участие с помощью стикеров.

Рассказывают о том, как выполняли работу «вместе».

Благодарят друг друга за оказанную помощь, за партнёрство.

Методы и приемы 

Методы должны быть представлены тремя группами.

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

– создание проблемной ситуации.

  • методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

постановка диагностической задачи,

– предвосхищающее поощрение,

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, чтение),

– наглядные (показ способа действия, наблюдение),

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

– практические (упражнение),

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– рефлексия деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Современные дети растут и развиваются в эпоху информации.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания с...

Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".

В результате освоения содержания данного опыта  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование  исследовательских  ...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования»

laquo;Индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях» Лев Выготский...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования...