Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС.
статья на тему

Арсентьева Евгения Витальевна

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_predmetno.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС.

 Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вот и мы постарались, чтобы наши дети развивались и радовались каждому дню, проведенному в детском саду. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Предметно – развивающая среда должна строится с целью наилучшего развития индивидуальности воспитанников с учётом их интересов, склонностей, уровня активности, быть максимально доступной для каждого ребенка. Только в такой среде  возможно активное коммуникативно-речевое и познавательно-творческое развитие детей.

Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших ребят. Здесь мягкие комфортные лавочки создают уютную атмосферу. Личные вещи детей располагаются в индивидуальных шкафчиках,  на которых написаны имена и фамилии детей, на каждом шкафчике картинка для распознавания детьми своего шкафчика. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей папки-передвижки, а так же стенд под названием «Вот как мы живем», где мы прикрепляем фотографии ребят, на которых запечатлены интересные моменты жизни детей в детском саду. А вот и веселый, всеми любимый добрый доктор Айболит,  готовый всегда поделиться медицинскими советами.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

 

Направление: Речевое развитие.

Центр «Говоруша» способствует развитию речевого аппарата дошкольников, помогает в постановке звуков речи у детей.Оформление носит выставочный характер. Регулярное обновление дидактического оснащения уголка способствует развитию интереса у детей. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка является игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, побуждать к речевой активности.

 

Центр «В гостях у сказки» включает в себя книжный уголок, а так же музыкальный и театрализованный центры.

 Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, стихи, рассказы, сказки и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, театр ложек). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

 Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

 

Направление: Познавательное развитие.        

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно-дидактический   материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

В «Нравственно-патриотическом» Центре «Наш дом Россия»помещена  государственная символика родного города, Кемеровской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Кемеровской области. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья» и др.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный макет с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Коврик,  с множеством улиц и дорог так же служит игровой площадкой для юных участников движения.  Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения на дороге  и формированию навыков сохранения  жизни.

 

«Центр конструирования», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Здесь представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

 

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

Направление: Художественно - эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

 

В Центре  «Грамотности»  находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

 

Центр «Юный математик» (игротека) выполняет важные развивающие функции. В данном центре располагаются: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр  решает следующиезадачи:

• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В Центре «ИКТ» размещены - телевизор, ноутбук, DVD-плеер, магнитофон, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками.  Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор,  а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.

Направление: Социально-личностное развитие.

       Происходит  формирование у детей  основ  культуры  общения, закрепления знаний  об  окружающей   действительности  и  жизни  в   социуме,   через    решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ. 

       В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудован таким образом, что дети могут выбирать материал для игры самостоятельно, комбинировать его «под свои игровые творческие замыслы». Игровая мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Здесь можно играть в магазин, и в парикмахерскую, и  в больницу, в дочки-матери, моряков и т.д. Фантазия детей, играющих в этом центре не имеет границ.  

Направление: Физическое развитие.

Центр «Физкульт-Ура!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия-  «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место. Здесь живет мягкая  игрушка, который ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

В уютной спальне тоже нашлось место для информационных стендов, а так же здесь можно увидеть продукт деятельности детей: поделки, рисунки, аппликации. Есть и уголок «Поздравляем с днем рождения!»,  дети с нетерпением ждут, когда же здесь появятся их имена. Очень уж любят они поздравлять друг друга. А мы радуемся вместе с ними, когда их лица светятся от счастья.

 «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…».  А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и овладевшими основными культурными навыками, положительным отношением к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, како...

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС....

Построение предметно- развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит....

Методическая разработка. Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС...

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит...

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО...