Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
    консультация на тему

    Шмакова Зинаида Васильевна

    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз­можности инициативной преобразующей активности ребен­ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель­ной потребности ребенка, которая находит выражение в фор­ме поисковой, исследовательской деятельности, направлен­ной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для раз­вития ребенка решающее значение имеет не изобилие зна­ний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игро­вой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная де­ятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_eksperimentirovanie.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «Малиновский детский сад»

    Консультация для воспитателей

    «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ,

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

    Старший воспитатель

                    З.В. Шмакова

    п. Малиновка

    2016г

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ,

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

    Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

    В. Сухомлинский

    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

    В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).

    Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

    Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает, сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

    Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995).

    Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

    Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

    Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

    Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

    Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

    В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

    • ребенок выделяет и ставит проблему, которую не
      обходимо разрешить;
    • предлагает возможные решения;
    • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
    • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
    • применяет выводы к новым данным;
    • делает обобщения.

    СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    ПО РАЗДЕЛУ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

    Что я слышу— забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю.

    Конфуций

     

    По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания— творческий процесс, и наша задача— поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогут сами ребята, например, создав вместе с Зайчиком-Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» — такие замечательные названия придумывают ребята этим напиткам.

    На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: например: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

    Из музыкального зала доносится веселая музыка песни «Волшебник-недоучка», и дети поют:

    А у нас в саду дела — эксперименты снова,

    Сам волшебник никогда не творил такого!

            То растопим снег и лед, то смешаем краски,

            Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.

            То ли еще будет, ой-ой-ой!..

    Рассказывать об экспериментах и открытиях можно бесконечно.   Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят— «дельфинят», любознаек и почемучек.

    Понимая; какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка,   работу необходимо  начинать с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме.   Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности выделить помещение и оборудование для «Детской научной лаборатории», где проводить  контрольно-диагностические занятия с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Во всех группах должны быть  созданы Уголки экспериментирования.

    Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

    Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В Уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка, НАПРИМЕР: — Зайчик-Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

    Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша-Удивлюща, Утенок-Удивленок.

    Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т.п. Часто этим лее занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в старшей подготовительной группе.

    Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Лю-бознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

    Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

    С водой:

    Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук — друг: он нам помог, И никто здесь не промок.

    Со стеклом:

    Со стеклом будь осторожен Ведь оно разбиться может. А разбилось — не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат-совок И для мусора бачок — Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут

    С песком:

    Если сыплешь ты песок — Рядом веник и совок.

    С огнем:

    Помни правило: огонь Никогда один не тронь!

    По окончании работы:

    Ты работу завершил? Все на место положил?

    Отрадно, что эти герои стали для ребят не неодушевленными куклами, а настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий.

    На основе диагностики определяется уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования. При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования Уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.

    Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, Дни открытых дверей, выпуск журнала «Дельфиненок», один из разделов которого посвящен детскому экспериментированию. Родители принимают активное участие в конкурсах Уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

    Предлагаемая методическая система способствует не только интеллектуальному развитию дошкольников, но и заметному повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей и педагогов

            Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования

    1. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук»,
      «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые
      расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
    2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:

    Основное оборудование:

    приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

    природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

    утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

    разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

    медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

    прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

    Дополнительное оборудование:

    детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

    1. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
    2. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
    3. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
    4. Материал, находящийся в Уголке экспериментирования,
      должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.
      Необходимо также иметь материалы и оборудование для про
      ведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

    Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказ...

    Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).. Для развития ребенка решающее значение имеет не...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

           КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....

    Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

    Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...