Консультации для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Васильева Галина Андреевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrednye_privychki.docx29.8 КБ
Файл pochemu_malenkie_deti_kusayutsya.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Вредные привычки детей»

Одной из распространенных проблем, существующих на стыке педиатрии, стоматологии и психологии, являются вредные привычки у детей первого года жизни и у малышей постарше. Многие родители не придают многим из них должного внимания, считая это возрастным явлением. Однако, многие из них грозят неприятными, а порою даже и необратимыми последствиями. Родителям надо уметь вовремя распознать их, правильно с ними бороться и не стесняться пользоваться в случае необходимости помощью специалистов.

 C:\Users\Domovoi\Desktop\i.jpg

 Откуда берутся привычки у детей?

   Детские привычки закладываются еще в утробе матери. Начиная сосать пальчик в материнском лоне, ребенок в дальнейшем часто прибегает к такому способу. И нет ничего дурного в этом до определенного периода. Среди таких привычек:

  • нарочитая сутулость;
  • шарканье ногами при ходьбе;
  • ерзанье на стуле;
  • чрезмерна жестикуляция;
  • привычка хватать собеседника за рукав или за пуговицу;
  • ковыряние в носу;
  • употребление слов-паразитов;
  • привычка поминутно отплевываться и другие.

  

 А вот в основе любой именно вредной привычки лежит недостаток родительского внимания. При этом потребность в ласке и тесном физическом контакте может быть у детей разной. Ребенок, растущий в гармоничной семье, получающий материнскую любовь и ласку, родительское понимание и поддержку, значительно в меньшей мере подвержен риску развития патологических привычек. Многие из привычек возникают у детей, которых с раннего детства воспитывали строго, жестко, чрезмерно требовательно. Часто причиной становится перенесенный ребенком стресс, смена обстановки, вынужденное отлучение от матери. Даже нереализованная потребность в грудном вскармливании позже дает о себе знать.

   Многие из «нехороших» привычек можно предотвратить, уделяя достаточное внимание воспитанию ребенка, прививая ему культуру общения с другими детьми и хорошие манеры поведения. Но существуют привычки (называемые патологическими), возникающие не зависимо от того, как воспитан ребенок:

  • сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья;
  • верчение;
  • покусывание или сосание щек;
  • привычка теребить волосы или мочку уха;
  • кусание или грызение ногтей (онихофагия);
  • онанизм (мастурбация);
  • болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания);
  • ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) и много других.

 

  Прибегая к подобной привычке, ребенок пытается уменьшить возникающие у него отрицательные эмоции: неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям, страх, неуверенность, тревогу, беспокойство, стыд. Мама непременно должна участвовать в снятии эмоционального напряжения у маленького ребенка. Но если в такой момент малыш остается предоставлен сам себе, он ищет отраду в окружающих его предметах и доступных этому возрасту действиях.

   В какой-то сложной для себя ситуации (испытывая страх, стресс, тревожность или беспокойство) ребенок может привязаться к определенной вещи, чтобы находить в ней защиту и утешение. Часто встречается, что детки сосут пеленки, повсюдно ходят с одной любимой игрушкой и очень ревностно реагируют на попытку ее забрать. Вы должны вспомнить, когда именно это произошло и попытаться уяснить, какое событие стало причиной детского беспокойства. Постарайтесь стать настоящим другом ребенку, делить с ним все его переживания, и тогда потребность в замене этих отношений отпадет сама по себе.

Первые привычки.

В разном возрасте вредные привычки свои, самыми первыми являются неправильный захват груди или неправильное положение бутылочки при кормлении. Усугубляет положение неправильное положение тела во время кормления. Врач всегда рекомендует маме менять позы для кормления ребенка в течение дня. Иначе одно и то же положение, в комбинации с неправильным захватом груди или соски бутылочки, может привести к нарушению формирования зубочелюстного аппарата. Давление будет распределяться больше на один какой-то участок, а в акте глотания и сосания будут участвовать дополнительно мимические мышцы. Это в дальнейшем может привести к нарушению правильной лицевой мимики ребенка, развивается так называемый «синдром наперстка»  Малыш не может адекватно выражать свои эмоции, так как мышцы адаптированы под другие процессы. Кроме того, мимические мышцы лица будут активнее стареть.

Особую роль в патологии прикуса и вредных привычках занимает соска-пустышка. Проведено много работ по исследованию ее пользы и вреда. И на сегодня негативное ее влияние, безусловно, преобладает. Конечно, для создания тишины и покоя в доме на какое-то время она удобна. Но вот для здоровья ее польза не так очевидна. Грудничкам соску сосать не рекомендуется совсем, искусственникам же для удовлетворения сосательного рефлекса достаточно дать ее на 10-15 минут после приема пищи. Многими же родителями пустышка используется практически постоянно, иногда и до 2-3 лет. Хотя при появлении в полости рта зубов, от пустышки стоит достаточно быстро отказываться, иначе могут формироваться проблемы прикуса и зубов, а так же проблема вечного сосания чего-либо в дальнейшем (пальцы, губы, язык и т.д.).

 

Сосем пальчик или не пальчик.

Одной из самых распространенных вредных привычек является сосание пальцев, языка, щеки или губы. Иногда малыши приспосабливают для сосания совершенно неудобные, с точки зрения взрослого, места – пятки или большие пальцы ног, предплечья, запястья. 

Сосание щеки или языка особенно заметно во время сна ребенка, по характерным движениям щек и лицевых мышц и иногда причмокиванию. Если осмотреть ротик изнутри, станет явно видно место засасывания щеки, слизистая на нем темнее и есть участки кровоподтеков. Сосание щеки постоянно травмирует слизистую, что может привести к воспалению и инфицированию. При сосании языка происходят сглаживание сосочков и формирования «гладкого языка», что в последствие может привести к грубому эстетическому дефекту. Сосание верхней или нижней губы сразу заметно визуально, на ней образуются синяки, воспаление и растрескивание, а в зимний период еще и «обветренность». Губы начинают шелушиться и образуют корки, на них легко возникают инфекции и герпетические высыпания.

Самой трудной для коррекции и самой частой все-таки остается привычка сосать палец, чаще это большой или указательный палец на руке, реже большой палец ноги. Это зрелище часто умиляет родителей, однако, оно не безобидно для здоровья, как ошибочно думают многие взрослые.

Постоянное пребывание в полости рта пальца оказывает давление на передние зубы, что приводит к образованию дефекта. Формируется арка между верхней и нижней челюстями. Это возникает потому, что такни пародонта, где расположены зубы и за счет чего они удерживаются в челюсти, в детстве очень пластичны и податливы. При постоянном давлении зубки начинают принимать вынужденное положение и сдвигаются. Кроме того, при сосании большого пальца резцы верхней челюсти начинают расти неправильно, выпячиваясь вперед, к верхней губе. Все это в комплексе нарушает смыкание между челюстями. Нижние резцы начнут выдвигаться вперед, чтобы заместить дефект. В результате формируется открытый прикус, требующий длительного лечения у стоматолога.

 

 Почему сосут пальцы дети постарше?

Обычно тут на первый план выходит уже психологическая составляющая. Сосание оказывает на ребенка успокоительное действие, так ребенок себя развлекает, если ему скучно, утешает себя, если расстроен или усыпляет, когда хочет спать. Ребенок может использовать это как «уход в младенчество», когда не моет справиться с ситуацией или не может получить желаемого. Обычно сосание пальца продолжается у тех малышей, кто это делал и до года, реже это возникает уже после года заново.

Первое, что нужно сделать при сосании пальца малышом, задуматься, что может волновать кроху. Может переезд, садик или ссоры родителей, появление второго ребенка или еще что-либо беспокоят его. Если устраняется причина, обычно и привычка исчезает. Если сосание пальца появляется лишь изредка, а большую часть времени ребенок веселый, общительный и спокойный, причин волноваться нет. Просто объясните малышу, что пальчик изо рта надо вынуть. Но если у малыша почти постоянно палец находится во рту, и это заменяет ему даже игры, родители должны задуматься, почему ребенок почти постоянно себя успокаивает, с чем это связано и как ему помочь в этом.

Ребенок может скучать без общества сверстников, возможно, у него мало подходящих игрушек, возможно, он мало двигается или сидит много в коляске. Кроха, может быть, сердит или обижен на вас за наказание, или запрет делать что-то ему интересное. Тогда лучший способ помочь, отвлечь его внимание чем-то увлекательным – новой игрой, яркой книгой или просто пообщаться, обнять его и приласкать. Слишком застенчивые дети сосут палец, когда боятся или не решаются сделать шаг навстречу детям или незнакомым взрослым.

Чем же помочь? Прежде всего – поговорить с психологом или самостоятельно оценить состояние малыша. Нет ли травмирующих или волнующих его ситуаций? Чаще поощрять его за то, что он час или два не сосал палец, и ни в коем случае не ругать за то, что он забылся. Просто мягко отведите руку изо рта и отвлеките малыша игрой или новым делом. Не давайте ему скучать. Не сердитесь на кроху, это будет его волновать и только усилит проблему.

 

Вредные привычки у детей - это окно во внутренний мир малыша, через которое можно увидеть его проблемы. У одних детей  есть склонность срывать свои негативные чувства на собственном теле, тогда они причиняют себе боль - дергают волосы, обгрызают ногти. У других агрессия выплескивается на остальных детей. Такие случаи должны заставить родителей разобраться в себе и отношениях в семье, узнать хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли он в своих силах?

Появление вредных привычек характеризует психологически сложные этапы жизни малыша, кризисные периоды. Не стоит не уменьшать, но и не преувеличивать их значение. В каждой конкретной ситуации надо разобраться в истинных причинах.  Исправлять поведение восклицаниями «вынь палец изо рта!», «не грызи ногти» и тому подобными, нельзя.  Этим можно только ухудшить дело, сформировав у ребенка  повышенную тревожность и невроз. Кроме того, необходимо еще иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у вас.

 Как бороться с детскими привычками?

  1. Вы должны четко для себя уяснить, что бороться нужно именно с привычкой, а не с ребенком. Почувствуйте эту грань и ни в коем случае не переходите ее.
  2. Родители обязаны понимать природу проблемы, свою вину в ее возникновении и на самом деле хотеть помочь ребенку. Без этого успех невозможен.
  3. В профилактике и лечении патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.
  4. Наказания и запугивания имеют очень тяжелые психологические последствия – не делайте этого! Если таким путем ребенок и отказался от привычки, он перенес тяжелейшее потрясение, что еще обязательно даст о себе знать. К тому же, насильно отказавшись от привычки, ребенок тут же заменит ее другой.
  5. Не показывайте своего раздражения.
  6. Не принуждайте ребенка давать обещания «больше так не делать» – он еще слишком мал для их выполнения. Это может повлечь за собой появление чувства вины, неуверенности в себе и необязательности в будущем.
  7. Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за его привычки.
  8. Пытаясь отучить ребенка от привычки, приносящей ему успокоение, умиротворение или стабилизацию нервного напряжения, подумайте прежде, что вы ему можете предложить взамен.
  9. Полезно качать ребенка на качели несколько раз в день. Для малышей нужно приобрести лошадку-качалку.
  10. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.
  11. Обеспечьте ребенку новые позитивные эмоции, впечатления, интересные захватывающие познания.
  12. Научите его правильно выражать свои эмоции, особенно гнев и агрессию. Ведь именно ради этого дети часто прибегают, к примеру, к кусанию ногтей. А также научите адекватно получать удовольствие, ради чего детки нередко прибегают к мастурбации, хотя и несознательно. Научите ребенка разряжать обстановку в игровой форме. И не пресекайте вспышек гнева, дайте возможность выпустить пар естественным образом.
  13. Отдельно стоит отметить, что, борясь с детским онанизмом, нельзя усердствовать при купании, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка; чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы; качать на ноге; оставлять ребенка надолго в постели без сна; надевать тесную одежду; насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). А также не перекармливайте детей сладкой, экстрактивной и мясной пищей.
  14. В момент исполнения ребенком своего ритуального действия старайтесь ненавязчиво переключить его внимание на что-нибудь более интересное и продуктивное.
  15. Следует уменьшить требовательность взрослых к малышу. Будьте помягче и благосклоннее.
  16. Перестаньте обсуждать вредную привычку, вообще не упоминайте о ней, не фиксируйте ее в мозгу ребенка и не концентрируйтесь на ней. Это поможет детке быстрее забыть о навязчивом действии.
  17. Старайтесь уменьшить причины нервного напряжения: если малыш боится темноты, оставляйте дверь приоткрытой, чтобы он мог видеть полоску света или включайте ночник в детской, введите запрет на страшные сказки и мультики. Поощряйте «взрослые» моменты в его поведении: учите читать, плавать ,ездить на велосипеде, запишите в танцевальный кружок или спортивную секцию и почаще хвалите за успехи.
  18. Запаситесь терпением и любовью. Помните, что устранить привычку гораздо тяжелее, чем предотвратить. Это требует немалого времени.
  19. Устраняя привычку, вы должны восполнить тот недостаток внимания, из-за которого она появилась. Играйте вместе с ребенком, общайтесь, ласкайте его.

   И главное – будьте уверены в успехе!



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Почему маленькие дети кусаются»

Многие родители сталкивались с проблемой, когда у их малыша появлялось желание кусаться. Такие действия детей могут объясняться несколькими причинами, в первую очередь — это игра, которая нравится маленьким деткам, ведь они не осознают, что своими действиями причиняют кому-то боль. В иных случаях — это самозащита или желание обратить на себя внимание взрослых или сверстников. Кусательные рефлексы, как правило, проявляются у малюток в период, когда начинают прорезываться первые зубки, и в этом случае родители должны помогать своему малышу. Но когда дети взрослеют, такие желания нередко вызваны спонтанно, без какого-либо умысла – просто захотелось, и именно в этот момент нужно правильно и внушительно объяснить ребенку как плохо и некрасиво кусаться. Подобные ситуации можно наблюдать на детской игровой площадке, когда между детьми возникают ссоры и первой самозащитой является кусание соперника. Конечно же, такие действия ребенка вызывают агрессию со стороны родителей пострадавших детей, и зачастую они сопровождаются гневом, криками и даже рукоприкладством, что непозволительно по отношению к любому ребенку. Если за малышом было замечено стремление кусаться, следует для начала выяснить основную причину данного поведения, и когда она будет известна, бороться с плохой привычкой, которая может принести массу неприятностей во время общения с другими детьми или, будучи в гостях, будет намного легче.

 Причины, когда дети кусаются: 

1) В состоянии агрессии и в основном это происходит, когда ребенок злится или проявляет какое-то недовольство. Правда, такая же реакция может возникать в результате отчаянья и беспомощности.

2) Каждый маленький человечек по-своему старается обратить на себя внимание взрослых или выразить свою неудовлетворенность чем-то. Так, одни дети ломают игрушки, кричат, падают и дрыгают ногами, истерически плачут, а другие – специально кусаются и при этом знают, что делают больно.

3) Иногда такие проявления могут быть вызваны зубной либо какой-то другой болью, в этом случае следует обратиться за помощью к специалисту.

 4) Способ познания окружающего мира и стремление попробовать все на вкус, что способствует развитию жевательных рефлексов.

5) Самооборона, когда малыш не знает, как правильно дать отпор своему сопернику или когда он намного слабее соперника.

6) Отмщение за причиненную обиду.

7) Доказать, что сильнее других, чтобы завоевать лидерство среди сверстников.

Не зависимо от вышеперечисленных причин, по которым ребенок может кусаться, родителям следует немедленно принимать эффективные меры и не допускать повторных действий своего чада. Реагирование и вмешательство должны проводиться незамедлительно при резком поведении вашего малыша, при этом не следует кричать и бить, замечание должно быть сделано спокойно, но со строгостью, так чтобы ребенок понял, за что конкретно его ругают. Не следует накалять обстановку и доводить себя до нервного срыва – это скажется не только на психике малыша, но и на вас самих.

 Меры, когда ребенок укусил. 

Несколько правил как общаться с детьми в сложившейся ситуации:

  • Говорить с ребенком строго, но сдержано о том, что кусаться очень плохо и чтобы он никогда больше так не делал.
  • Отвлечь малыша, и если инцидент произошел на детской площадке, стоит как можно быстрее его увести оттуда. Подобрать момент и забрать предмет раздора (игрушку или еду), которую дети не могут поделить между собой. Ребенок обязательно должен знать, что данное наказание связано непосредственно с тем, что он кусается.
  • Если ребенок кого-то укусил, то он обязательно должен извиниться, только таким образом он поймет, что виноват в содеянном, но ни в коем случае нельзя игнорировать и оставлять безнаказанными такие проявления. Не следует кусать своего малютку, даже если это с любовью, от переизбытка чувств и из самых лучших и добрых побуждений, как зачастую делают любящие родные.

Глядя на взрослых, дети повторяют все их действия, а значит, нежелательные проявления агрессии в виде кусания, могут изначально исходить от самих домочадцев. Как правило, все, что происходит дома, обязательно будет перенесено в атмосферу общения между детьми в садике или на улице во время прогулок. Поэтому пресечение подобных действий должно быть искоренено в самом начале их проявления. Выяснив и проанализировав причину, можно разработать методику поведения со своим ребенком.

Как нельзя наказывать. 

Какие меры не следует применять родителям в качестве наказания: Во-первых, нельзя рукоприкладствовать. Во-вторых, нельзя кусать провинившегося малыша в ответном порядке. В- третьих, за то чтобы больше такого ребенок не совершал, ни в коем случае он не должен получать никакого вознаграждения. Результат будет положительным  только при спокойном и поучительном подходе к данной проблеме. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...