Главные вкладки

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год
    календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

    Тещина Оксана Валерьевна

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon planirovanie_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc196 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Сентябрь

    1

    Пересказ рассказа

    « Отчего у лисы длинный хвост?»

     Цель: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; развивать навыки планирования пересказа ( с опорой на наглядность; формировать целенаправленность восприятия и анализ текста. (Лебедева, 6) или

    Пересказ Е .Пермяка

    «Первая рыбка моя» (Затулина, 6)

    «Предметы, которые нас окружают»

    (Ознакомление с предметным миром)

    Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых сделаны дерево, ткань, стекло).

    Заучивание стихотворения «Осень» Е Трутневой

    Цель: продолжать совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений; обратить внимание детей на сравнения, как средства выразительности; дать детям представления о предложении как единице речи- выделение его из рассказа; развивать чуткость к поэтическому слову, воспитывать любовь и интерес к художественной литературе. (Затулина, 10)

    2

    « Фрукты» натюрморт Б.В.Щербакова

    Рассматривание картины

    Цель: учить детей составлять рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), активизировать в речи детей слова. Относящие к темам «Фрукты»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки; развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

    (Затулина,18)

     «Семья»

    (явления общ. жизни)

    Цель: Расширить представления детей о понятии «Семья», уточнить знания детей имён, отчеств родителей. Закрепить знание детьми домашнего адреса.  Продолжать развивать интерес к профессиям родителей. Обратить внимание детей на воинов разных поколений семьи.

    Чтение детям

     Мамин-Сибиряк  «Медведко»

    Цель: познакомить детей с новым произведением; обогащать словарь детей; совершенствовать  интонационную выразительность.

    3

    «Моя любимая игрушка».

    Рассказывание об игрушке

    Цель: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта: рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; сист-вать знания детей о способах словообразования; закреплять правильное произношение звуков в и ф, умение диф-ть эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно про-ть слова со ,Ф».(Гербова, 8)

    «Жизнь осеннего леса»

    Цель: дать детям представление о лесе как природном сообществе, научить понимать причины листопада, называть части листа, передавать свои ощущения, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса.

    Чтение «Мой друг зонтик»

    Г. Сапгир

    Цель: познакомить детей с новым литературным произведением; продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, подводя детей к пониманию такой этической нормы как дружба; воспитывать у детей чувство дружбы, взаимопомощи; словарная работа – дружба, друг, подруга, товарищ, взаимопомощь. (Затулина, 14)

    4

    «Приезжайте в наш город»

    Составление рекламных рассказов

    Цель: продолжать учить детей составлять описательных рассказов по памяти; совершенствовать навыки монологической речи; развивать память, формировать познавательные интересы; словарная работа – реклама, рекламировать, достопримечательности.

     (Затулина, 12)

    «Мы водители» Рассказы о транспорте и профессиях

    Цель: обог-ть пред-ния детей о видах транспорта; совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и из опыта; учить понимать смысл обобщающих слов; дать детям представление о предложении как о единице речи; вос-ь интерес к профессиям людей, работающих на транспорте, дать пред-ие о значении их труда для общества. (Затулина, 7) или «История возникновения транспорта» (Алёшина, 96)

    «Сказочница Матрена»

     викторина по сказкам

    Цель: повторить с детьми знакомые сказки; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; развивать память, воображение и  интонационную выразительность речи, эстетические чувства; воспитывать любовь и интерес к сказкам. (Затулина, 21)

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-1

    -по памяти-1

    -по воображению-1

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 1

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение художественных произведений - 2

    Заучивание -1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Октябрь

    1

     «За ягодами».

    Рассказывание по серии сюжетных картин

    Цель6должать учить составлять рассказы творческого характера по серии сюжетных картинок; продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, составлении предложений по опорным словам. Учить вычленять предложения из рассказа. Развивать память, наблюдательность и воображение. Воспитывать любовь к природе.

    (Затулина, 22)

     «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной».

    Рассматривание и описание предметов

    Цель: углублять представления детей о свойствах, качествах и признаков предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предметов. Учить составлять предложения – находить место слова в предложении, составлять предложения по опорным словам. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

    (Затулина, 29) или (Алешина,21)

    Заучивание наизусть

    «Уж небо осенью дышало» А Пушкин

    Цель: продолжать формировать умение детей выразительно читать стихотворения, учить их наизусть; развивать эстетические чувства, память, воображение; воспитывать любовь к поэтическим произведениям; словарная работа- прилагательные и сравнения как средства выразительности.

    (Затулина, 33)

    2

    Рассказывание из личного опыта

    «Моя семья»

    Цель: поддерживать интерес детей к своей семье, закреплять желание изображать генеалогическое древо; развивать умение составлять рассказы из личного опыта; воспитывать любовь к близким людям, родственникам; словарная работа – обогащать словарь детей словами бытового характера. (Затулина, 35)

     

    «Значение растений в жизни человека»- экология

    Цель: Дать детям представление о значении растений в жизни человека; научить отличать пшеничный колос от ржаного, определять знакомые растения, места их произрастания, классифицировать их.

    (Гербова, 28)

    Чтение русской народной сказки «Семь Семионов»

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь понять смысл; воспитывать интерес к русским сказкам, учить находить и объяснять различия между сказкой и рассказом.

    3

    Пересказ рассказа «Осень»

     ( по Соколову-Микитову)

    Цель: формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы; формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания; развивать фразовую речь, навыки составления распространённых предложений; формировать грамматические обобщения; активизация и обогащение словаря по теме.  (Лебедева, 13)

    «Подольский район»

    Цель: закрепить знания детей о родном районе, его достопримечательностях; уточнить умение детей отличать город и село, знать отличительные особенности, занятия людей в городе и селе.

    (Алёшина, 44)

    Чтение дагестанской сказки «Храбрый мальчик»

     (обработка Булатова)

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь осознать её основную мысль: поговорить о том, как они понимают половицу «Жизнь дана на добрые дела»; обогатить активный словарь детей за счёт слов и речевых оборотов, встречающихся в сказке.

     (Гербова, 40)

    4

    «Новая сказка»

    творческое рассказывание

    Цель: учить сочинять короткие сказки; учить рассказывать по плану, составляя описательные или сюжетные рассказы; учить использовать выразительные средства языка; продолжать формировать элементарное представление о предложениях: они бывают грустные, весёлые, длинные , короткие, простые, сложные; развивать мышление, память, воображение; воспитывать интерес к словесному творчеству. (Затулина, 16)

    «Внешность человека может быть обманчива»

    Цель: уточнить знания детей о безопасности при встрече с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых, к комму можно обратиться за помощью.

    (Авдеева, 40)

    Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»

    Цель: поз-ь детей с новой сказкой; обратить внимание на образные слова и выражения характерные для русских сказок; продолжать знакомит детей с предложением: они бывают длинные и короткие, сложные и простые, несколько предложений на одну тему это рассказ; сос-ять предложение по набору слов; вос-ть любовь и интерес к сказкам, учить находить и об-ять различия между сказкой и рассказом. (Затулина, 24) или (Гербова, 53)

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-1

    -по памяти-1

    -по воображению-1

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 2

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение художественных произведений - 2

    Заучивание -1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Ноябрь

    1

    Составление рассказа по картинкам «Путешествие на зонтике»

    Цель: учить детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием; отмечать в ответах детей попытки увидеть изображённое по-своему.

    (Гербова, 54)

    «Путешествие в прошлое предмета – счётные устройства»

    Цель: познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. (Дыбина, 61) или

     «Как человек себе помогал»

     рассказывание о предметах

     (Затулина, 47)

    Викторина по сказкам

    Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам; развивать мышление, память, воображение; совершенствовать навыки выразительности речи; воспитывать интерес и любовь к сказкам .

    (Затулина, 77)

    2

    Пересказ рассказа К.Ушинского

     «Четыре желания»

    Цель: формировать действие целенаправленного восприятия текста; развивать навыки планирования пересказа текста ( с опорой на наглядность); закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний; работа над интонационной выразительностью. (Лебедева, 20) или

    Пересказ «Как друзья познаются» С.Михалкова (Затулина, 45)

    «В гостях у животных»

    Цель: научить классифицировать животных (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы); различать и называть их представителей, рассказывать о том, как животные готовятся к зиме, отгадывать загадки. или

    беседа «Осень унылая пора…»

    Чтение «Окся труженица»

    Е Емельянова

    Цель: познакомить детей с новым произведением; продолжать формировать умение сети координированный диалог по поводу прочитанного произведения; развивать познавательные  интересы детей; словарная работа – север, тундра, опытный, смелый, трудолюбивый, труженица.

    (Затулина, 43)

    3

    «Какая бывает зима»

     Творческое рассказывание

    Цель: продолжать совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему; развивать мышление, память, воображение, интонационную выразительность; воспитывать любовь к родной природе; грамота- составление предложений, анализ их словесного состава; учить делить слова на слоги, анализировать, записывать в виде схемы.

    (Затулина, 55)

     «Улица»

    Цель: познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходный переход, расширять знания о правилах поведения на улице, воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому; уточнить с деть ми безопасный маршрут до детского сада от дома.

    Заучивание П.Воронько

     «Лучше нет родного края»

    Цель: продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений; развивать память, логику мышления; воспитывать любовь к малой Родине, эстетические чувства; грамота- составление предложений по опорным словам, анализ словесного состава предложений, составление схем, нахождение мета слова в предложении. (Затулина, 50)

    4

    Составление рассказов на тему «Одежда»

    Цель: учить детей составлять описания одежды, руководствуясь готовым планом; поощрять попытки доводить до конца взятую на себя роль в игре; развивать воображение.

    (Гербова, 76)

    «Здоровье и болезни»

    Цель: научить детей заботиться о совеем здоровье; избегать ситуаций приносящих вред здоровью.

     (Авдеева, 97)

    Чтение рассказа В. Драгунского

     «Заколдованная буква»

    Цель: познакомить детей с новыми рассказами юмористического рассказа; отрабатывать дикцию, совершенствовать фонематический слух; воспитывать чувство юмора и интерес детей к литературе этого жанра; грамота – продолжат учит детей работать над предложением, анализировать их виды.

    (Затулина, 61)

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-1

    -по памяти-

    -по воображению-2

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 2

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение, рассказывание художественных произведений - 2

    Пересказ-1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Декабрь

    1

    Пересказ рассказа «Клесты»

     ( по И.Соколову-Микитову)

    Цель: формировать связную монологическую речь; формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка; активизация и обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»

    (Лебедева, 33)

    или 

    Пересказ русской народной сказки

    «Лиса и волк» (Затулина, 68)

    «Урок вежливости» игра в слова

    Цель: помогать детям усвоить формулы словесной вежливости, побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей; развивать память, продолжать учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией; воспитывать вежливость и уважение к окружающим.

    (Затулина, 75)

    Чтение сказки «Волк и лиса» обработка И.Соколова – Микитова

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь запомнить содержание сказки; совершенствовать навыки драматизации, интонационную выразительность.

    (Гербова, 63)

    2

    Творческое рассказывание

    «Новые приключения Лунтика»

    Цель: продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; развивать мышление, память , воображение; воспитывать интерес к окружающему; грамота- упражнять в составлении предложений, анализировать их словесный состав с указанием последовательности слов в предложении; учить делить слова на слоги, определять ударный слог.

    (Затулина, 63

    «Страна, в которой мы живём. Москва столица России»

    Цель: закрепить знания детей о названии страны, её природе; познакомить с географической картой, учить «читать» её; дать детям знания о богатстве России, воспитывать стремление преумножать их; дать детям знания о столице нашей страны; воспитывать чувство гордости за свою родину. (Алёшина, 40) или (Гербова, 132)

     Беседа «Поездка в Москву» 

    (Затулина, 96)

    Заучивание наизусть

     И. Сурикова «Зима»

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением , учить наизусть; помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. (Гербова, 68)

    3

    «Украсим ёлку» рассматривание и рассказывание по игрушкам

    Цель: углублять представления о существенных признаках предметов, о свойствах и качествах различных материалов, совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов; продолжат работу по обогащению бытового словаря детей; грамота – учить делить слова с открытыми слогами на части; познакомить с ударным слогом; развивать память, мышление; прививать навыки работы с различными материалами, самостоятельно делать игрушки. (Затулина, 70)

    Службы помощи людям  «01» «02», «03».

    Цель: дать детям знания о существовании специальных служб помощи: милиции, пожарная служба, скорая помощь; познакомить с номерами телефонов этих служб, научить пользоваться ими при необходимости.

    (Авдеева, 60-63)

    Чтение детям нанайской

     сказки «Айога»

    Цель: познакомить с новой сказкой; воспитывать навыки культурного общения и толерантность.

    (Гербоваа, 82)

    4

    «Медведи» рассказывание по картинам

    Цель: продолжать совершенствовать умение составлять рассказы по содержанию картин; закрепить знания о диких животных; продолжать работу по обогащению словаря; учить составлять предложения из 2-3 слов, анализировать их, делить слова на слоги, определять ударный слог; закрепять умение отражать впечатления в рисунках; развивать память, воображение; воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни. (Затулина, 73)

    «У кого какой дом?»

    Цель: дать детям представление об основных природных сообществах (лес, луг, водоём) как месте обитания ( доме) растений и животных, научить понимать зависимость состояния растений и животных от условий внешней среды, выделять характерные признаки зимы. Активизировать и обогащать словарь детей.

    (Николаева)

    Чтение стихотворения

    И.Никитина «Встреча зимы»

    Цель: познакомить детей с новым произведением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову; развивать память, воображение, выразительность речи; воспитывать эстетические чувства; грамота – составление рассказа из предложений, анализ составленных предложений их двух, трёх слов, анализ слов, деление на слоги. (Затулина, 64)

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-2

    -по памяти-

    -по воображению-1

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 2

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение, рассказывание художественных произведений - 2

    Пересказ-1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Январь

    1

    Рождественские каникулы

    2

    Составление рассказов по памяти

     «О новогоднем празднике»

    Цель: продолжать развивать умение составлять рассказы из опыта; совершенствовать монологическую речь, использовать разные типы предложений; упражнять детей в составлении предложений по набору слов; развивать память, воображение, воспитывать эстетические чувства. (Затулина, 80)

    «На выставке кожаных изделий»

    Цель: дать детям понятие о коже как материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь её качества с назначением вещи; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

     (Дыбина, 70)

    Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть; помочь детям почувствовать образный язык стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на енго; привлечь детей у выполнению творческих заданий: подобрать прилагательные к слову снег, однокоренные слова; совершенствовать интонационную выразительность речи. (Затулина, 84)

    3

    Составление рассказов по картине

     «Снегоуборочная машина».

    Цель: совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины. Работа со словом—сложные и простые слова, определение и место нахождения слова в предложении. Познакомить детей с гласным звуком «о». Воспитывать интерес к окружающему, обратить внимание детей на значимость труда взрослых.

     «Что такое гололёд?»

    Цель: дать детям представление о гололёде как явлении природы, рассказать, что гололёд  появляется,  если после оттепели начинаются заморозки. Объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололёдом.

    (Николаева)

    Чтение былины

    «Илья Муромец и Соловей разбойник» ( в обработке А.Нечаева)

    Цель: познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи; обогащать словарь словами обществоведческого характера; развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки , изобразительного искусства; воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев.

    4

    Пересказ рассказа «Стожок»

    (по Ю.Ковалю)

    Цель: учить связному последовательному пересказу; развивать навыки планирования пересказа текста; активизация и обогащение словаря ( определений, глагольной лексики).

    (Лебедева, 39) или

    Пересказ «Ветер и солнце» К.Д.Ушинский (Затулина, 86) или (Гербова, 102)

     «Культура и традиции русского народа»

    Цель: закрепить знания детей о нашей стране, её природе, некоторых исторических событиях страны, культуре (устное народное творчество, народное декоративно –прикладное творчество).

    (Алёшина, 121)

    Чтение  П.Ершов

     «Конёк-горбунок»

    Цель: познакомить детей с новой сказкой П.Ершова; совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев.

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-1

    -по памяти-1

    -по воображению

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 2

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение, рассказывание художественных произведений - 2

    Пересказ-1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Февраль

    1

    Рассказывание из личного опыта

    «Мой любимый мультфильм»

    Цель: развивать умение составлять рассказы из личного опыта; помогать правильно строить сложно подчинённые предложения, используя союзы; грамота- продолжать учить составлять предложения по опорным словам, членить предложения на слова с указанием их последовательности; учить делить слова на слоги, выделяя в них гласный; развивать мышление, воображение, интонационную выразительность речи; развивать память, мышление, воображение; воспитывать желание делиться своими впечатлениями, переживать эстетические чувства. (Затулина, 88)

    «Наши комнатные растения»

    Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, научить определять их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой, познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

    (Николаева)

    «Время загадок, скороговорок и считалок»

    Цель: повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми.

    (Гербова, литература, 48)

    2

    «Небылицы в лицах» творческое рассказывание

    Цель: продолжать развивать речевое творчество детей, память, воображение; учить составлять небылицы, развивать интонационную выразительность речи; грамота- продолжать работу над предложением, словесным его составом; учить делить слова на слоги, находить ударный слог, выделять в слогах гласные и согласные звуки; подбирать слова антонимы; воспитывать интерес к литературе малых жанров, чувство юмора. (Затулина, 91)

    «Откуда пришла книга?»

    Цель: дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд очень многих людей; подвести к пониманию того, что к книгам надо относится очень бережно, чтобы книги жили как можно долго. (Алёшина, 168) или

    «Экскурсия в библиотеку» 

        (Гербова, 110) или (Алёшина, 176)

    Чтение С.Алексеев

    «Первый ночной таран»

    Цель: поз-ить детей ч новым рассказом, побуждать детей рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного героя; учить сос-ть предложения с определённым заданием, выделять слова в предложении; анал-ать слова, вычленяя слоги, опр-ить ударный слог; учить выделять в слове гласные звуки и согласные; развивать мышление, память, воображение; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших героев. (Затулина, 106)

    3

    «Пересказ рассказа

    «Четыре художника. Зима».

    ( по Г.Скребицкому).

    П.С: развивать навыки планирования пересказа; формирование связной монологической речи; закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

    (Лебедева, 47)

    «День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников» 

    Цель: закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам.

    (Алёшина, 125) или

    Беседа «Защитники Отечества»

    (Затулина, 111)

    Заучивание Е.Благинина «Шинель»

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть, развивать навыки декламации; учить детей делить слова на слоги, совершенствовать фонематический слух: выделять звук в слоге, слове, находить его положение и определять какой это звук; развивать мышление, память, связную речь; воспитывать уважением к защитникам отечества, к памяти павших воинов.(Затулина, 107)

    4

    Рассказывание по картине В. Васнецова

     «Три богатыря».

    Цель: знакомить детей с произведениями живописи; совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины; развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развивать эстетические чувства; воспитывать интерес к изобразительному искусству.

    «Режим дня»

    Цель: дать детям знания о режиме дня как необходимом условии здорового образа жизни; проверить знание детьми собственного режима дня в выходные дни дома.

    (Авдеева, 108)

    Чтение С.Маршака

     «Двенадцать месяцев»

    Цель: познакомить детей с новым произведением, учить драматизировать сказку, изображая разные характеры героев; воспитывать чувство сострадания и сочувствия к героине сказки; учить делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, определять мягкие и твёрдые согласные; воспитывать интерес к художественной литературе.

     (Гербова, 80) или (Затулина, 115)

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-1

    -по памяти-1

    -по воображению-1

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 2

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

    Пересказ-1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Заучивание - 1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Март

    1

    «Времена года» -

     творческое рассказывание

    Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять небольшие рассказы и сказки; вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; продолжать работу над слоговым и звуковым составом слова; развивать память и воображение, внятно и отчётливо произносить слова с естественной интонацией; воспитывать любовь к родной природе.

     (Затулина, 121)

    Беседа о зиме. Чтение детям

     Ф.Тютчев «Весенние воды»

    Цель: уточнить знания детей о признаках двух времён года, приметах смены одного на другое; познакомить с новым произведением, помочь увидеть красоту весны в поэтическом изложении Ф.Тютчева.

    (Гербова, 124)

    Чтение русской народной сказки «Снегурушка»

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, вспомнить с ними другие народные сказки; совершенствовать интонационную выразительность речи, речевое дыхание (отрабатывать длительный выдох).

    (Гербова, 121)

    2

    Составление рассказов ил личного опыта

    «Как мы поздравляли маму, бабушку…»

    Цель: совершенствовать умение  детей составлять рассказы из личного опыта, руководствуюсь планом и образцом; воспитывать любовь и уважение к матери, бабушке. (Гербова, 131)

    «Поговорим о маме»

    Цель: раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней; продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; развивать память, интонационную выразительность речи; воспитывать нравственные чувства.

    (Затулина, 117) или (Гербова,126)

    Чтение детям А.Фет «Уж верба пушистая…», А Плещеев «Уж тает снег…»

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением о весне, напомнить произведение А.Плещеева; учить детей делить слова на слоги, совершенствовать фонематический слух: выделять звук в слоге, слове, находить его положение и определять какой это звук; развивать мышление, память, связную речь; (Гербова, 128)

    3

    «Мой гардероб»

    рассматривание предметов

    Цель: углублять представления о существенных характеристиках предмета, о свойствах и качествах различных тканей; продолжать работу по обогащению бытового словаря детей; совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; составлять рассказы о предметах; развивать наблюдательность, мышление , память; воспитывать бережное отношение к вещам. (Затулина, 127)

    «Труд людей в сельском хозяйстве»

    Цель: уточнить знания детей о труде людей сельской местности; о технике которая необходима для работы на полях; воспитывать уважение  труженикам полей.

    (Алёшина, 28 – «фермер»)

    Заучивание наизусть Ф. Тютчев «Зима не даром злится»

    Цель: уточнить представле5ния детей о слоге, звуке: поупражнять в составлении предложений и их анализе, в подборе слов с заданным звуком, делении слов на слоги; помочь осмыслить и запомнить новое стихотворение. (Гербова, 137)

    4

    Пересказ «Ягодознание»

    (по Н.Сладкову)

    Цель: учить детей пересказу, с использованием природоведческой литературы; формировать связную речь; формировать активный зрительный и слуховой контроль правильности составления рассказа; формировать навыки словообразования; закрепление навыков образования сравнения прилагательных и наречий; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

    (Лебедева, 53) или

    Пересказ Н.Сладков «Медведь и солнце» (Затулина, 123)

    «Физкультура и здоровье человека»

    Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны и ценны для здоровья человеческого организма; рассказать о разных видах спорта.

    (Авдеева, 109)        

    Чтение туркменской сказки

    «Голубая птица»

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, дающей им первичные представления о природе и обычаях туркменского народа; обратить внимание на язык сказки, необычные сравнения (малыш ростом с верблюжье ухо, мальчик родился ростом с небольшой кусок перца и т.п.), вызвать желание узнать о жизни других народов населяющих нашу Родину. (Гербова, 139)

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-1

    -по памяти-1

    -по воображению-1

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 2

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

    Пересказ-1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Заучивание - 1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Апрель

    1

    «Пересказ рассказа

    М.Пришвина

     «Золотой луг».

    Цель: расширить знания детей о жизни растений. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст. Учить детей слоговому и звуковому анализу слов. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Развивать наблюдательность, мышление, память. Воспитывать интерес к природе, учить беречь ее, любить.(Затулина, 143)

     

    «Правила поведение на улице и в транспорте»

    Цель: познакомить детей с правилами поведения в транспорте, рассказать о необходимости вести себя этично и безопасно для окружающих; уточнить знания детьми правил поведения на улице: где можно и где нельзя играть.

    (Авдеева, 114, 127)

    Заучивание стихотворения

    Я. Аким «Апрель»

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением , учить его наизусть; продолжать учить детей слоговому и звуковому анализу слов; развивать память и интонационную выразительность речи; воспитывать эстетические чувства.

     (Затулина, 133)

    2

     

    «Ледоход» - рассматривание картины

    цель: продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять рассказы по ней. Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений. Учить выделять в слове гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.

    (Затулина134),

     

    «День космонавтики»

    Цель: Расширять представление детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики. Закрепить знания о первом космонавте – Гагариным Ю.А.  или беседа «Космос и люди» (Затулина, 138)

    (Алёшина, 192)

     Чтение Н.Некрасова

     «Дед Мазай и зайцы»

    Цель: познакомить детей с новым произведением, вызвать сочувствие к животным, воспитывать чувство доброго юмора; прививать чуткость к поэтическому слову, обратить внимание детей на образные выражения; продолжать работу над словом; учить выделять слоги в слове и характеризовать его звуковой состав; развивать память, воображение, совершенствовать диалогическую форму речи; воспитывать доброту, взаимопомощь, любовь к животным и желание им помогать.

    (Затулина, 136)

    3

    «Когда я вырасту» - творческое рассказывание

    Цель: формировать и интерес к профессиям, желание узнать о них больше, привлечь детей к людям новых профессий: менеджер, художник – дизайнер, фермер и др.; продолжать учить составлять рассказы творческого характера, развивать память, воображение; учить составлять предложения, анализировать их словесный состав; делить слова на слоги, выделять гласные и согласные в словах; воспитывать познавательные интересы, уважение к людям труда. (Затулина, 125)

    «К первоцветам в гости». Чтение стихотворения З.Александровой «Подснежник»

    Цель: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь( мать-мачеха, ландыш, первоцветы, заморозки).;познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения; (Николаева)+ (Затулина, 119) или

    Беседа «Птицы – наши друзья»

     (Затулина, 130)

    Чтение сказки В. Катаева

    «Цветик – семицветик»

    Цель: познакомить детей с новой литературной сказкой; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию сказки; закрепить знания детей о слоговом и звуковом составе слова; воспитывать добрые чувства, желание помочь тем, кто в этом нуждается.

    (Затулина, 160)

    4

    «Мы играем» рассказы из опыта

    Цель: совершенствовать умение составлять рассказы из опыта; анализ рассказа, сколько в нем предложений; анализ предложений, словесный состав; вычленение слогов в словах, определение ударного слога, звуковой анализ слова; развивать память, мышление, умение правильно строить сложносочинённые предложения; воспитывать познавательные интересы через современные игры.

    (Затулина, 141)

    Чтение сказки

     К. Паустовского «Тёплый хлеб»

    Цель: познакомить детей с новой сказкой К. Паустовского; учить детей составлять сказку по мотивам знакомого им произведения; развивать творческое воображение.

    (Гербова, 142)

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-1

    -по памяти-1

    -по воображению-1

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 1

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

    Пересказ-1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Заучивание - 1

    Неделя

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественная литература

    Май

    1

    Пересказ рассказа «Первая охота»

     ( по В.Бианки)

    Цель: обучение связному последовательному пересказу; формировать действие целенаправленного восприятия текста; формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа, последовательности и полноты содержания; активизация и обогащение словаря. (Лебедева,60)

    «Что такое глобус?»

    Цель: Познакомить детей с глобусом, уточнить его назначение. Рассказать детям – что это Планета Земля. Учить пользоваться глобусом, находить континенты и страны, заинтересовавшие детей.

    Сказки  А.С..Пушкина

    Цель: уточнить и обогатить представления детей о сказках А.С.Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения поэта.

     (Гербова, ХЛ, 47)

    2

    Рассказывание по картинкам с развивающим сюжетом

     «Путешествие медвежонка».

    Цель: учить детей составлять творческие рассказы по серии сюжетных картин. Совершенствовать умение анализировать предложение, выделяя каждое слово, как единицу речи, определяя порядок слов в нем. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги. Развивать восприятие, память, воображение. Воспитывать положительные чувства:

    доброту, взаимопомощи и дружбы. (Затулина,155)

    Беседа «День Победы»

    Цель: углублять и уточнять представления о праздновании в нашей стране Дня победы; продолжать формировать умение детей сети координированный диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; развивать память, интонационную выразительность речи, нравственные чувства; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, желание возлагать цветы к памятникам. (Затулина, 157)

    Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

    Цель: познакомить детей с новой сказкой; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию сказки, отвечать на вопросы.

    3

    Рассказывание и описывание предметов «Рассматривание школьных принадлежностей».

    Цель: познакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки. Учить детей использовать в речи разные виды сложных предложений. Учить детей понимать скрытый смысл загадок, развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к предметам и соблюдать правила пользования ими. (Затулина,161)

     «Земля, с днём рождения тебя!

    Цель: уточнить представлении детей о жизни  на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных людей ( воздух, вода, пища, температура). Уточнить , что в разных местах условия разные: есть территории, где легко( плодородные земли, лесистые местности), но есть и горы, песчаные и каменистые пустыни.

    (Николаева) или

    «Мы – все жители планеты Земля»

    Цель: Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви у своей стране.

    (Алёшина, 182) или (Затулина, 168)

     Заучивание стихотворения «Очень, очень вкусный пирог» Н.Гернет и Д.Хармс

    Цель: познакомить детей с новым произведением, заучить его наизусть; развивать память, интонационную выразительность речи.

    4

    «Мой дом» - творческое рассказывание

    Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещении; продолжат работу по обогащению словаря детей, совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов; развивать память и логическое мышление, желание беречь и украшать дом.

    (Затулина, 147)

    «Обучение правилам поведения на воде»

    Цель: познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

    (Авдеева, 108)

    Чтение литературной сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

    Цель: познакомить детей с новой литературной сказкой; совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев.

    Итого:

    Обучение связной речи:

    -по восприятию-2

    -по памяти-

    -по воображении-1

    Пересказ -1

    Ознакомление с социальным миром-1

    Ознакомление с предметным миром – 2

    Экология - 1

    ОБЖ + ЗОЖ - 1

    Чтение, рассказывание художественных произведений - 1

    Пересказ-1

    Рассказывание сказок рассказов-1

    Заучивание - 1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год.

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год.

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе....