«Детство, опалённое войной»
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Детство, опалённое войной»
Выполнила воспитатель:
Ракутова Анна Георгиевна
Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Кто может рассказать о тяжёлых годах Великой Отечественной войны? Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям.
Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.
Наш проект «Детство, опаленное войной» - вклад в подготовку к празднованию Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.
Возрастная группа: 5-7 лет
Тип проекта: долгосрочный (ноябрь 2015 г. – май2016 г.), информационно-исследовательский.
Источники устной информации: рассказы близких родственников.
Источники документальной информации: материалы историко-краеведческого музея города Тюмени, семейные архивы участников проекта.
Цель: Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Задачи:
- Организация поисковой, исследовательской деятельности детей и родителей направленной на изучении истории Великой Отечественной войны.
- Познакомить детей с историческими местами своего города, связанных с Великой Отечественной войной.
- Умение представить результаты своей исследовательской работы перед слушателями (презентация).
Формы и методы работы: экскурсии по городу, мероприятия в краеведческом музее, организованная образовательная деятельность с детьми, беседы, чтение книг о пионерах-героях, о детях в годы войны, рассматривание старых фотографий из семейного альбома, иллюстраций, репродукций картин по теме, просмотр документальных фильмов, презентаций.
Задачи исследования:
1.Собрать информацию о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.
2. Собрать информацию о памятниках детям, погибших в годы Великой Отечественной войны.
4. Сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет.
Поэтому данный проект мы проведём в три этапа.
Ресурсное обеспечение проекта:
Музыкальный центр, DVD- проигрыватель, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей (хроники с песнями) военных лет, ноутбук, художественная литература, по теме Великой Отечественной войне.
Кадровое обеспечение проекта:
Дети, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, учитель – логопед, родители, дедушки, бабушки.
Содержание проекта.
1 этап: Подготовительный.
1. Выявление проблемы.
2. Разработка и утверждение плана мероприятий на тему «Детство, опалённое войной».
3. Анкетирование среди родителей на тему «Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?»
2 этап: Организационный
1. Создание в группах уголков "Никто не забыт и ничто не забыто".
2. Проведение мероприятий, согласно разработанного плана.
3 этап: Завершающий.
1. Конференция для детей, их родителей и старшего поколения «Детство, опалённое войной».
2. Выставка рисунков «Миру - мир!».
3. Подведение итогов. Определение перспектив.
План реализации проекта
Описание видов деятельности | Дата проведения | Ожидаемые результаты |
1 этап.
- Родительское собрание (Обсуждение с родителями вопроса, связанного с проектной и исследовательской деятельностью).
- Изучение литературы.
- Выставка в методическом кабинете художественной и методической литературы «Детство, опалённое войной».
- Анкетирование по данному вопросу (дети, родители, педагоги). | Ноябрь 2015г. | Решение собрания: реализовать информационно-исследовательский проект.
Рекомендации родителям: Собрать информацию о детях войны, о их жизни, о памятниках детям войны. Подобрать фото, иллюстрации, книги.
Создание библиотеки книг для чтения педагогам и детям о детях в годы Великой Отечественной войны. |
2 этап. Создание в группе патриотического уголка "Никто не забыт и ничто не забыто" | Ноябрь 2015г. | Создание библиотеки книг для чтения детям о детях в годы Великой Отечественной войны. |
Познавательные мероприятия на патриотическую тему. («У войны не детское лицо», «Война –это | В течение реализации проекта | Конспекты мероприятий. |
страшно», «Юные герои», «Памятники героям») | ||
Чтение художественных произведений о детях войны. | В течение реализации проекта | Создание библиотеки. |
Показ презентации о пионерах героях. | Декабрь. | Презентации о жизни детей и подростков, об их судьбе |
Встреча с земляками- детьми военного времени. | Декабрь | Фоторепортаж. |
Выставка рисунков к прочитанным произведениям о детях войны. Тема: «Дети и война» | Январь.2016г. | Выставка рисунков. |
Беседа о дикорастущих растениях, которые спасали от голодной смерти детей во время войны. | Январь 2016г. | Презентация. Альбом «Растения- спасатели». |
Лыжные соревнования: «Малые гонки» (на базе детского сада). Участие в районных соревнованиях «Малые гонки». Участие в областных лыжных соревнованиях на приз чемпиона олимпийских игр. | Февраль – март 2016г. | Участие в соревнованиях. |
Военно-спортивная игра «Зарница» | Февраль 2016г. | Сценарий игры. |
Слушание музыкальных произведений о войне. | В течение реализации проекта. | Список музыкальных произведений. |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Игрушки наших дедов» | Февраль 2016г. | Фоторепортаж. |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Письма с фронта» | Март 2016г. | Фоторепортаж. |
Рассматривание иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. | Апрель 2016г. | Папка иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны «Наша память» |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема:«Памятники и обелиски» | Апрель 2016г. | Фоторепортаж. |
Акция «Подарок ветерану!» | Май 2016г. | Фоторепортаж. |
Экскурсия к обелиску павшим воинам. Возложение цветов (дети, родители, педагоги, старшее поколение.) | 9 Мая 2016г. | Участие в митинге 9 Мая. Фоторепортаж. |
Экскурсия в краеведческий музей. Тема: «Дети в годы войны» | Май 2016г. | Фоторепортаж. |
3 этап. Конференция для детей и родителей «Детство, опалённое войной» | Май 2016г. | Сценарий конференции. Фоторепортаж. Презентация исследовательских работ, выполненные детьми и их родителями. |
Выставка рисунков «Миру - мир!» | Май 2016г. | Рисунки детей. |
Результаты, перспективы развития проекта
Формирование нравственно – патриотических чувств у детей.
Обогащение опыта детей по теме.
Популяризация лучшего опыта семейного воспитания маленького патриота.
Обобщение данного опыта работы и демонстрация его на городском уровне.
Презентация проекта на сайте детского сада.
Для педагогов:
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
- Усвоение алгоритма создания проекта.
- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель - родитель; родитель - педагог; родитель - ребенок;
Для детей:
- Тесное общение детей, родителей и людей старшего возраста.
- Осознание значимости исторических событий. Гордость за свой народ, за свою семью.
- Осознание ценности человеческой жизни.
- Включение в исследовательскую деятельность.
Для родителей и людей старшего поколения.
- Осуществление связи поколений.
- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
- Включение в исследовательскую деятельность.
Критерии оценки эффективности проекта.
В результате работы над проектом воспитанники узнают о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, с помощью взрослых найдут ответы на вопросы: Как Великая Отечественная война отразилась на судьбах детей? Какие растения спасали от голодной смерти детей во время войны? Какие памятники увековечили детей войны? Как художественная литература (стихотворения и рассказы) отражают картины военного детства? Как художники кистью и красками рассказывают нам о детях войны? Как война отразилась на семьях воспитанников?
Список используемой литературы:
- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая группа. 2001 г. Москва.
- Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». 2006 г.
- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?» - издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Мезень-край поморский: (Очерки)- Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд-во,1980г.
- Великой победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е.Антонов. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности "Детство,опалённое войной"
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе накапливания знаний и представлений о прошлом своей страны. Расширение о жизни детей во время Великой Отече...
Урок мужества для детей подготовительной к школе группы ( c использованием мультимедийной презентации) «Детство, опалённое войной»
Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории....
Урок мужества для детей подготовительной к школе группы ( c использованием мультимедийной презентации) «Детство, опалённое войной»
Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории.Ход мероприятияСлайд 1-3 Воспитател...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Детство опалённое войной", посвящённый 70-летию Победы в ВОВ.
При проведении данного занятия воспитатель расширяет знания детей о героическом прошлом народа,знакомит детей с героями Великой Отечественной Войны, формирует у детей патриотические качества и ч...
Детство, опалённое войной (детям Сталинграда посвящается)
75 лет назад на подступах к городу, на его улицах и площадях была одержана величайшая в истории человечества победа: военная и нравственная. Сталинградская битва являлась началом коренного перелома в ...
Сценарий, посвященный Дню Победы «Детство, опалённое войной»
День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагогов –заключается в том, ч...
Литературно-музыкальная композиция - Детство, опалённое войной
Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро ставит задачи духовного возрождения нации. О...