Обобщение педагогического опыта
материал на тему

Ахатбекова Елена Александровна

Развитие логического мышления  у детей дошкольного возраста посредством

дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chekotilova.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чекотилова Елена Александровна

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области был открыт в 1983 году. В ДОУ функционирует 12 групп, физкультурный зал, музыкальный зал, бассейн, кабинет психолога, медицинский кабинет.

Одной из основных задач педагогов является создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и творческое развитие личности ребенка, удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка в условиях благоприятного микроклимата и полноценной развивающей среды в соответствии с целевыми ориентирами  ФГОС.

Современное гуманистическое ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчёркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта деятельности дошкольника, как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру.

Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем,  становится регулятором становления творческих способностей детей.

Анализируя уровень логического мышления у детей средней группы в 2011 году,  низкий уровень составил 35%,  назрела необходимость в поиске  эффективных технологий организации воспитательно-образовательного процесса, которые должны способствовать проявлению и становлению индивидуальных возможностей ребенка, его интереса к познанию, развитию логического мышления.

Актуальность опыта

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации ФГОС стало очевидно, что проблемы логического мышления и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Актуальность данного опыта обусловлена введением ФГОС, в которых развитие логического мышление и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста рассматривается с позиции «развития предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной деятельности.  Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного  возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым логическим мышлением быстрее понимают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальный труд очень нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, воспитатели должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.  

Практика работы с детьми дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.

Педагога заинтересовала проблема повышения логического мышления   детей дошкольного возраста. Наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию логического мышления детей,  самостоятельности и системности мышления.

Следовательно, складывается определенное противоречие между необходимостью структурного развития логического мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательных дидактических игр.

Длительность работы над опытом.

Длительность работы – 3 года (2011 – 2014 год). Начав работать с детьми средней группы, заметила недостаточность развития логического мышления у детей.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой организованно  образовательной деятельности, использовании развивающих ситуаций дидактических игр и пособий  в деятельности дошкольников.

Теоретическая база опыта

Логическое мышление и умственные способности  человека являются важнейшим моментом в процессе познания.  Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста.

Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления – задача далеко нерешённая. Она требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук.

В современной психологии существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте. В работах Л.С. Выготского С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева М. Монтессори [3.51] обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на то, что противопоставлять развитие психологических структур и обучения неправомерно.

 На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном возрасте  ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Эксперименты таких ученых, как Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Гальперин П.Я., и др. по изучению детских рассуждений, понимания детьми причинно-следственных отношений, образования у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 летнего возраста. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение их происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З.Зак. Ими была доказана возможность формирования отдельных логических действий (сериации, классификации, умозаключений) у старших дошкольников.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники начинают ставить перед собой познавательные задачи, ищут объяснения замеченным явлениям. Они прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей.  Стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

Изучение теоретических основ логического мышления и  умственного развития детей старшего дошкольного возраста позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:

  • Положение Л.С.Выготского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.
  • Положение Д.Эльконина, Л.Венгера, А.Люблинской о том, что в старшем дошкольном возрасте основными формами являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В недрах этих форм развиваются мыслительные операции. К концу старшего дошкольного возраста начинается развитие словесно-логического мышления. Дети способны осуществлять умственные операции в практическом плане, а под влиянием обучения - и в умственном.
  • Положение Д.Эльконина, О.Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста [4.64].

Вывод: Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5 летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что, чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы  дидактических игр и заданий с последующим усложнением в соответствии с постепенным развитием логического мышления детей, упражнений, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей дошкольного возраста, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения в соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта. Автором опыта усовершенствованы дидактические материалы, созданы новые дидактические игры для  развития логического мышления.

Дидактические игры для развития логического мышления могут быть использованы воспитателями трёх возрастных групп (средняя, старшая, подготовительная) в различных режимных моментах: в организованно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, рекомендовать родителям, для создания развивающей среды дома, что повлияет на формирование логического внимания детей, а соответственно на подготовку к обучению в школе.

Технология описания опыта.

Цель опыта: Развитие логического мышления  должно быть развивающим элементом. Следовательно, оно должно быть одновременно направлено на развитие, совершенствование уже имеющихся  знаний  и на формирование новых умений и навыков, необходимых для последующего полноценного  школьного обучения.

        В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому используются  дидактические игры для наиболее эффективного построения процесса обучения детей и развития у них логического мышления на всех этапах  педагогической работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

        Обучающее значение игры во многом зависит от  профессионального мастерства педагога, от знаний им психологии ребенка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения. Поэтому конечной  целью  работы по данной теме является развитие логического мышления через  дидактические игры и игровые упражнения.

Задачи:

  1. Создать необходимую социально-развивающую среду в группе
  2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития логического мышления у дошкольников.
  3. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей дошкольного возраста.
  4. Научить детей играть в дидактические игры развивая логическое мышление дошкольников.

В тесной взаимосвязи с психологом, а также с привлечением родителей, работаем в едином ключе данной проблемы. Свою работу строили поэтапно, учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка.

Этапы работы:

  1. Диагностический этап:

- выявление детей с низким уровнем логического мышления, в 2011 году с низким уровнем было 35% детей;

- 2. Поисково-преобразовательный этап:

- определение основных направлений работы;

3. Основной этап:

- индивидуальная работа с детьми имеющими низкий уровень развития логического мышления. 

4. Констатирующий этап:

- обобщение результатов работы;

  1. - постановка задач для дальнейшего обучения.

Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников, считаем, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные  игры и разминки.

Методы руководства дидактическими играми для развития логического мышления в различных  возрастных группах разные.

Место дидактической игры определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ООД. Она может быть  использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. Игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения и закрепления ранее изученного. В формировании у детей математических представлений широко использовались элементарные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо героя. Их главное назначение - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Дети, в средней группе, зачастую затрудняются играть в дидактические игры, поэтому их нужно учить играть. Для этого создавали игровую обстановку, воображаемую ситуацию, использовали метод прямого влияния. Например: в игре «Половинки» учили детей собирать из частей целое, при этом развивать логическое мышление, память, внимание. В игре «Подбери по смыслу» у детей развивается произвольное внимание, логическое мышлении, и что немало важно – связная речь.

 В, старшей и подготовительной группе методы формирования игры становятся разнообразнее. Специфика руководства игрой здесь состоит в том, что приемы организации тесно связываются с игровой задачей. Ориентировали детей на применение в играх знаний, умений и навыков, приобретённых ранее. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Например: в игре» Возьми то, не знаю что…» - развивается логическое мышление, умственные способности, совершенствуются умения детей классифицировать предметы по одному свойству. В игре: «Что сначала, что потом? – продолжаем развивать логическое мышление, учим понимать последовательность сюжета, устанавливать причинно-следственные связи, развивать внимательность, наблюдательность.

В  игре «Умники и умницы»,  детям предлагаются логические задачи, задачи на сообразительность, смекалку, логические концовки, блиц–турниры, - такие приемы активизируют мышление, дети показывают все свои знания, находчивость, умение сравнивать, рассуждать, анализировать.

Таким образом, дидактические игры на развитие логического мышления включённые в  содержание организованно образовательной деятельности, способствуют  реализации программных задач.

Дошкольники  при решении логических  задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.

В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.  Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

В методических пособиях достаточно широко прослеживается  линия развития мыслительных способностей дошкольников, в них немало упражнений, направленных на развитие системы познавательных действий и операций, однако многолетняя педагогическая практика показала, что необходимы дополнительные задания, требующие применения знаний в новых условиях.

Игры и упражнения по развитию логического мышления позволяют решать три аспекта: познавательный, развивающий и воспитательный. 

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 - развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений

Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, на первом этапе работы был проведен анализ имеющейся системы работы по данному направлению. Для этой цели была проведена работа:

1. Опросник для  родителей «по развитию логического мышления  дошкольников», которое показало, что родители не придают значения важности использования дидактических игр (Приложение № 6).

2. Анализ предметно – развивающей среды.

3. Диагностирование детей.

С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, была проведена  диагностика дошкольников по методике Р. Немова «Диагностическое исследование уровня развития логического мышления детей дошкольного возраста» (Приложение №1).

Цель второго этапа работы – развитие активности умственных способностей, познавательных интересов, с помощью развивающих игр.

Задачи данного этапа:

1. Разработать систему  по формированию операций логического мышления.

2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками;

  3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии

сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития умственных способностей детей.

В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы была сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая дидактические игры для развития логического мышления детей, учитывались возрастные и индивидуальные возможности. Вся работа строилась на технологии сотрудничества, на личностно-ориентированной технологии. Основной формой организации работы явились развивающие игры, которые использовались на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей. Ведущими методами работы являются методы творческо-поискового характера: решение проблемных ситуаций.

При организации работы с детьми по развитию логического мышления  к воспитателю  предъявляются следующие требования:

- собственным примером демонстрировать интерес, увлечённость, настойчивость в деятельности, в том числе – в интеллектуальной;

- проявлять интерес к каждому проявлению ребёнком любознательности;

- создавать спокойный доброжелательный характер деятельности путём неторопливого темпа, голоса, одобрения, похвалы, прикосновения;

- не допускать статичную позу детей более 5 – 7 минут;

- постоянно поддерживать обратную связь с ребёнком, чтобы знать, что не понятно, кому нужна помощь;

- находить повод похвалить каждого ребёнка;

- не сравнивать детей друг с другом, находить в каждом особенное;

- обеспечить возможность каждому ребёнку работать в свойственном ему темпе;

- давать возможность ребёнку самостоятельно прийти к решению проблемы, не спешить подсказать и указать на ошибки;

- хвалить детей за ошибки и их преодоление;

- предлагать творческие задания, проблемные ситуации.

Вся работа строилась в тесном содружестве с коллегами по группе, с педагогом-психологом, родителями  (Приложение 4).

В режиме дня старших дошкольников выделялось время и место для игр в «Клубе Знатоков», и «заседании Совета Мудрецов» (Приложение №2).

Игры «Клуба Знатоков» проходят два раза в месяц, начиная с ноября месяца, т.е. с того момента, когда у детей появляется накопление опыта выделения существенных признаков предмета, анализа, сравнения. Игра проходит по типу интеллектуальной игры «Умники и умницы».    В данной игре эффективным является  метод «мозгового штурма».  Игра способствует интеллектуальному развитию детей, упражняет их в умении применять накопленные знания в нестандартной ситуации, находчивости, сообразительности, смекалке; учит детей активности мысли, коллективному мышлению, систематизирует знания и понятия.

Дидактическая игра – «Состязание Мудрецов» - эффективный проблемно–поисковый метод. Два раза в неделю, во вторую половину дня, любители «поломать голову» собираются вместе с воспитателем и решают самые разные познавательные, логические задачи, проблемные ситуации. Дети получают конверты с задачами от героев в которых заключены проблемные ситуации, такие, как: «Что случится, если куры научатся летать?». Встречаются задачи, которые можно решить, проведя опыты и эксперименты, такие, как: «Как напиться галке?». Детям предлагаются задания разной степени сложности. Главное, чтобы решение проблемы увлекло их. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладеть цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умение устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известными. Продуктивное мышление дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает новое что-то для себя, пусть известное для других – это уже показатель продуктивности его мышления.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности подчинение которым обеспечивает познание и усвоение интеллектуальной и социальной действительности.

Роль воспитателя в этом процессе - поддерживать интерес детей. Обучая детей в процессе игры, следует стремиться к  тому, что чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Развивающие игры хороши еще тем, что они очень эффективны в закреплении знаний, умений, впечатлений, полученных в организованно образовательной деятельности,  на прогулках, экскурсиях, в беседах, после рассматривания иллюстраций, чтения книг. Игры подобраны в определенной последовательности.

Во время игр  от взрослого требуются: терпение; умение играть и верить в игру; умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка; умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;  его творчество.

Такие  игры, как: «Ребусы - имена», «Круги Лула», «Клуб Знатоков», «Совет Мудрецов», алгоритмы составления рассказа по картинкам, стали трамплином активизации мыслительной деятельности детей.

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл ООД, объединенных общей идеей - решение логических задач. Для активизации  логического мышления  ежедневно, в режимных моментах, проводились  дидактические игры и упражнения логического характера,. Использование в организованно образовательной деятельности  небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы. Это  дает возможность проверять качество знаний детей.

Содержательные игры в организованно образовательной деятельности способствуют развитию у детей:

  • интереса к решению познавательных творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять.
  • способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования.
  • стремление к творческому процессу познания и выполнения строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей  занимательные игры, игровые материалы и пособия. Логические задачи подобраны с учетом возраста, последовательности усложнений.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. С родителями были проведён мастер-класс «Учимся играя», родителям были предложены игры в которые дети играют   ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Все это обогатило их впечатления, появились общие интересы,  некоторые родители затруднялись решить логическую задачу, что ещё больше заинтересовывало их начать играть в такие игры дома с детьми. Для родителей были проведены консультации, родительские собрания в различной  форме, дни открытых дверей (Приложение №5).

В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей; папы и мамы стали активными участниками наших игр, бесед, экскурсий, их интересовали и методы, и приемы, и тематика организованно образовательной деятельности. Это были уже союзники, сотрудники, с которыми можно было легко решать последующие этапы обучения. У родителей появилось внимание к интересам детей, они стали глубже понимать их, стремились быть другом своему ребенку, а не только старшим наставником, и в этом немаловажную роль играли подобранные педагогом игры. Это была одна из главных задач, которую автор ставил перед собой, работая с родителями воспитанников.

Результативность опыта работы.

Конечным результатом  данного опыта можно считать  успешное постепенное   внедрение  игр в образовательный процесс. В соответствии с поставленной целью и задачами были разработаны:

  •  «Заседания Совета Мудрецов» на два года обучения;
  • «Логические задачи» на два года обучения;
  • конспекты ООД типа: «Викторины», «КВН»; «Заседание Знатоков»;
  • дидактические игры (Приложение 3)
  • интеллектуальный клуб «Умники и умницы», к играм которого разработаны вопросы на 2 года обучения;
  • электронные  игры.

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления и умственных способностей у детей старшего  дошкольного возраста, которая проводилась на основе диагностических методик С. Немова (Приложение № 1). По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников. Опыт работы по данной теме показывает, что развитие логического мышления  у детей возросло. Обследование развития логического мышления показало следующие результаты: в 2011 – 2012 уч.г. на высоком уровне 15% детей, на среднем уровне – 50% детей, на низком уровне – 35%; в 2012 – 2013 уч.г.: на высоком уровне – 22% детей, на среднем – 58%, на низком уровне 20%; в 2013 – 2014 уч.г.: на высоком уровне 35% детей, на среднем – 65%, на низком уровне детей не было.

 Опыт работы показал:

  • повышение познавательного интереса детей, мотивации их к ООД;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы с       занимательным материалом;

Результаты  работы свидетельствуют о том, что дети , которые имели затруднения в мыслительной деятельности, сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы.

Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали.

Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.

Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.

Дошкольники, которые научились логически мыслить, обладают следующими качествами:

- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

   Перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

       

Библиографический список.

  1. Положение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»  
  2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
  4. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой – М.: Изд. «Гном и Д», 2000.
  5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. - М.: Гном и Д, 2000.
  6. Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.
  7. Осипова Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет»: Книга для родителей и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2004.
  8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Акцидент, 2000.
  9. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.
  10. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия, 2000.
  11. Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. –Москва: РОСТкнига, 2003 г.
  12. http://metodkabinet10.ucoz.ru/publ/intellektualnaja_igra_klub_znatokov_konspekt_korrekcionnogo_zanjatija_po_socialno_bytovoj_orientirovke_starshaja_gruppa/1-1-0-7
  13.  http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-roditelei-razvivayuschie-didakticheskie-igry.html

Приложения

1.    Приложение №1 – Диагностический инструментарий по выявлению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

2.  Приложение №2 – Интеллектуальная игра «Клуб знатоков»

3.    Приложение №3 –Описание дидактических игр

4.    Приложение №4 – Консультация для педагогов

5.    Приложение №5 – Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление»

6.    Приложение №6 – Опросник для родителей по развитию умственных способностей дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....