Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы
материал на тему

Карпенко Ольга Васильевна

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analitich_spravka.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 17 «Здоровячок» комбинированного вида

  

        В группе 11 детей: 5 девочек и 6 мальчиков.

Возраст детей: 2-3 года – 5 детей; 3-4 года – 3 детей, 4-5 лет – 3 детей.

        Организация развивающей предметно-пространственной среды группы  построена  в соответствии с ФГОС.

         Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствующего возрасту, актуальным, индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия.

         Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности.

         При создании развивающего пространства в групповом помещении,  учитывалась  ведущая  роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь,  должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей; в полной мере реализован принцип «от простого к сложному»: воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье; предметно – пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию: грамотное зонирование  обеспечивает зону условной изоляции («вижу, но не мешаю») тем детям, которым это необходимо.

Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество  элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

Цветовое решение интерьера не раздражающее (цветовой комфорт: крупные, «малоподвижные» предметы обстановки окрашены в спокойные тона, присутствие ярких предметов – игрушки, утварь,  яркие элементы отделки).

В группе создана домашняя обстановка, визуальный психологический комфорт: в оформлении применены природные компоненты, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром (природный уголок, элементы растительного декора, природные выставки). Также в интерьер включены элементы оформления, создающие приятные, позитивные ассоциации у воспитанников (детские работы (рисунки, аппликации, композиции из пластилина); альбом семейных фотографий.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в ДОУ (группе); возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

       Учитываются склонности, интересы, уровень активности и индивидуальные особенности развитияГрупповая комната условно разделена с учетом областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. Каждая область представлена разнообразными играми, игрушками, пособиями и объектами:

Социально-коммуникативное развитие:

• игрушки – персонажи (животные, куклы);

• игрушки-предметы оперирования (комплекты одежды для кукол; коляски для кукол; комплекты постельных принадлежностей для кукольной кроватки; кукольная мебель; домики для кукол с мебелью, посудой; грузовые и легковые автомобили; наборы овощей и фруктов; набор медицинских принадлежностей, сумки, корзинки; комплект костюмов - накидок для ролевых игр по профессиям);

• маркеры игрового пространства («Магазин», «Парикмахерская», «Кухня», «Столовая»; напольные коврики по теме «Дорожное движение»; тематический игровой модуль со съездами,  заправочной станцией).

Познавательное развитие

• объекты для исследования в действии: пирамидки, матрёшки, шнуровки различного уровня сложности; наборы объёмных вкладышей, рамки и вкладыши тематические, мозаика разных форм и цвета, крупная; стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами; муляжи фруктов и овощей, простые пазлы; вертушки (ветряные, звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.) ; набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки; набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки); коробочки с запахами.

• образно-символический материал (наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине, лото, кубики с предметными картинками (4-6 частей, разрезные предметные картинки (2 – 4 части); серии из 4-х картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения, времена года (природа и сезонная деятельность людей); настенный планшет «Погода»). 

Речевое развитие

Приоритетным направлением в работе группы является развитие речи. В группе созданы максимальные условия для речевого развития детей:

• подобраны картинки для группировки и обобщения по разным лексическим темам: овощи, фрукты, животные, растения, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, профессии и др.

• создана картотека с играми на развитие общей моторики, пальчиковыми и словесными играми.

• подобраны картинки по разным темам разного формата.

• создана библиотека книг для чтения по возрастам группы.

• сделаны тренажёры для воспитания правильного дыхания (снежинки, листочки, бутылочки с наполнителями).

Художественно-эстетическое развитие

• материал для рисования, аппликации и лепки (гуашевые краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, трафареты, кисточки, фломастеры, мелки, губки из поролона, бросовый материал, природный материал др.)

• игрушки персонажи (конструкторы детских сказок, шапки-маски, уголок ряженья, перчаточные куклы)

• маркеры игрового пространства (ширма)

• объекты для исследования в действии (музыкальные игрушки, металлофон, набор шумовых музыкальных инструментов)

• строительный материал (крупногабаритный напольный конструктор, конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам; наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования);

• технические средства: музыкальный центр, комплект дисков.

 Физическое развитие

• оборудование для общеразвивающих упражнений (флажки, мячи, кубики погремушки, султанчики),

• коврики и дорожки массажные,

• набор мягких модулей,

• комплект элементов полосы препятствий,

• клюшки с мячом, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс, кегли, вожжи, мишени (ящики, корзины, мешочки для метания, верёвка-шнур, шарики пластмассовые),

• каталка-автомобиль, соразмерная росту ребёнка.

Оборудование соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют требованиям, установленным техническими регламентами. Столы и стулья подобраны и промаркированы с учетом роста детей.

Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей.

      В группе есть ширмы, мягкие модули, крупногабаритный конструктор, которые можно использовать для театрализованной деятельности проведения подвижных игр с различным сюжетом, разграничения пространства во время сюжетно-ролевых игр.

     Игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.

      Природный материал (например, еловые шишки) используются, как для изготовления поделок, проведения исследовательских действий, так и для проведения самомассажа,  общеразвивающих упражнений во время утренней гимнастики.

     Напольный коврик «Дорожное движение» с имеющимся комплектом транспорта и дорожными знаками используется для ознакомления детей с правила дорожного движения во время непосредственно образовательной деятельности, а так же для проведения дидактических игр по данной теме и в самостоятельной игровой деятельности.

В группе  организованы различные пространства:

        Центр художественного творчества представлен широким спектром изобразительных материалов для развития творческого потенциала, формирования эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности воспитанников: восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, гуашевые краски, пластилин, цветная бумага, картон, салфетки, кисти, поролон, печатки, трафареты, природный материал (шишки, веточки, мох, семена, бросовый материал. Всё это даёт детям возможность развивать творческие способности, способствует саморазвитию и самореализации.

      Книжный центр представлен книгами в соответствии с программой и тематическим планированием на одной полке выставлены книги о времени года, на другой авторские и на третьей произведения устного народного творчества (русские народные сказки, потешки с яркими картинками). Все книги и подборка иллюстраций обновляются каждую неделю в соответствии с новой темой.

        В центре театральной деятельности  дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздавать сюжет сказок, что способствует развитию  театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти, мышления. Данный центр включает в себя конструктор с элементами декораций и персонажами сказок; ширмы большая и малая для кукольного и настольного театра; персонажи к различным театрам (набор перчаточных кукол, вязаный театр, плоскостные фигурки для театра на фланелеграфе и настольного театра, пальчиковый театр, маски; настольно-печатные игры; дидактические игры. Театральная мастерская сочетает в себе уголок для ряженья, который представлен различными элементами костюмов (косыночки, сарафанчики, картузы, и украшений (бусы, кокошники, пояса, ленты). Расположенный материал в центре способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления у детей.

       Музыкальный центр способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. В центре имеются: погремушки, музыкальные молоточки, бубенчики, металлофон, магнитофон, барабаны, шумелки.

        Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. В группе имеются различные шнуровки, бусы, вкладыши, настольно-печатные игры на развитие сенсорных процессов.

     В центре строительно-конструктивных игр  представлены крупногабаритный конструктор напольный; настольный конструктор деревянный и пластмассовый; железная дорога; конструктор с набором элементов по теме «Стройка» и «Ферма».

     В центре природы - комнатные растения в соответствии с программой для детей данного возраста, оборудование для ухода за ними (лейки). Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, мох, семена. Наборы для экспериментирования с водой и песком. Календарь  погоды. Дидактические игры и книги экологического содержания. В данном центре имеется мини лаборатория место для экспериментальной деятельности, где дети проводят исследования с песком и водой. Лаборатория оснащена разными по размеру и форме ёмкостями, губками, предметами для игры с песком и водой, мыльными пузырями.

Данный центр создан для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитании любви к природе и бережного отношения к ней.

     Физкультурный центр включает в себя различное оборудование для ходьбы, бега, равновесия (обруч большой, массажный коврик); для прыжков (обруч малый, шнур короткий); для катания, бросания, ловли (набор кеглей, мячи резиновые); для общеразвивающих упражнений (флажки, ленточки цветные). В центре имеется картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, комплексов утренней и бодрящей гимнастики.

      Центр «Сюжетных игр» в группе создан для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр подобраны с учётом возрастных особенностей детей и полоролевой принадлежностью – разными куклами (пупсы, куклы-девочки, куклы-мальчики) соответственно разными наборами одежды (чепчик, распашонка, ползунки, платье, трусики, шапочка, плащик, туфельки, колготки, брюки, рубашка, курточка, ботиночки, машинами (трактор, грузовик, автобус, экскаватор, такси, наборами для игры в повара, больницу, плотника).

        Все игры и пособия расположены на уровне роста детей и находятся в доступном месте на открытых стеллажах.

        Развивающая средасозданная в группе, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей с взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность. Среда в группе создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом склонностей, интересов, уровня активности. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в группе

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды  подготовительной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комб...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды второй компенсирующей группы

   Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является  не только социокульт...

Аналитическая справка "Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе"

Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, ...

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в детском саду, с учетом принципа интеграции образовательных областей....