Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.
статья на тему

Быкова Елена Игоревна

Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как показывает  практика и проведенные научные исследования,  родители испытывают трудности в воспитании детей. Именно поэтому в последние годы начала развиваться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaim.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.

Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как показывает  практика и проведенные научные исследования,  родители испытывают трудности в воспитании детей. Именно поэтому в последние годы начала развиваться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Цель исследования: оценка содержания, форм и методов применения современных форм работы с родителями в дошкольном учреждении
Объект исследования: взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников

Предмет исследования: формы взаимодействия педагогов дошкольного  образовательного учреждения и родителей воспитанников

Задачи исследования:

- рассмотрение психолого-педагогических основ взаимодействия семьи и педагога дошкольного  образовательного учреждения;

- характеристика современных форм взаимодействия воспитателя дошкольного  образовательного учреждения с семьями

- исследование, направленное на выявление предпочитаемых форм взаимодействия воспитателя детского сада и родителей.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя дошкольного  образовательного учреждения и семьи детей дошкольного возраста

Исследование проведено в средней  группе МБДОУ д/с № 1 " Алёнушка" г. Жердевка, Тамбовской области

Материалы и  методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; диагностические методы, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Проблема эффективного взаимодействия с родителями приобрела особую актуальность во второй половине XIX века, когда первая общественно-педагогическая организация - Педагогическое Собрание - начало курировать деятельность Временной комиссии детских садов. После этого общественное и семейное воспитание, задачи, функции и принципы сотрудничества работников дошкольных учреждений и родителей стали объектом пристального внимания ученых и практиков. Тогда и были заложены основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены обществом и проявились в организации родительских кружков. В этот период в педагогической литературе семья рассматривалась как  основной фактор положительного воздействия на ребенка. В первое десятилетие XX века семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания, оно было отнесено к важнейшей функции государства,  принцип сочетания общественного воспитания с семейным встал на первыйплан.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е гг., что было связано с реформой образования. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
 

В настоящее время в соответствии с  «Концепцией дошкольного воспитания» разрабатываются новые подходы к взаимодействию с родителями, основывающиеся на тесной связи детского сада и семьи.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая должна впоследствии обнаруживаться в умении взрослого находить общий язык с ребенком. В современности существуют различные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, основной целью которых является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать такие принципы, как открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Формы взаимодействия с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: в детском саду и вне его. Целью является:  охват подавляющего большинства родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или не посещают.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В практике уже известно многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно базируется на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений, которые призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей и способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию, знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения: общее родительское собрание ДОУ,  педагогический совет с участием родителей, родительская конференция, тематические консультации, педагогические консилиумы, групповые собрания, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и т.д.

Данные формы использовались и раньше. Однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.  Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести: «дни открытых дверей», презентации дошкольного учреждения, Клубы для родителей, вечера вопросов и ответов, мини-собрания, исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, тренинги, дни добрых дел. К группе познавательных относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями (педагогические беседы с родителями, посещение семьи, индивидуальные консультации). Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей (гость группы, доброволец, оплачиваемая должность). Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада.

Досуговые формы организации общения (утренники, концерты, выставки работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии, благотворительные акции) призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Также существуют наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями (уголок для родителей, выставки детских работ, родительские газеты), которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная 
информационно-просветительская 

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Анкетирование -  позволяет выделить три группы родителей - родителей – лидеров, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения; родителей – исполнителей, которые принимают участие при условии значимой мотивации и родителей – критических наблюдателей. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Новый подход к работе детского сада с семьёй - это использование письменных форм общения с родителями – брошюр, пособий, бюллетеней, еженедельных записок, личных блокнотов, ящиков для предложений, отчётов. Данные формы используются в том случае, если нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит, так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы.

 Практическая часть

Практическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 1 " Алёнушка" г. Жердевка, Тамбовской области

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект -субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка.

Взаимодействие воспитателей и семьи является одной из приоритетных задач  МБДОУ д/с № 1 " Алёнушка" и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, состоящей из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок подразумевает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, Задачи, которые предстоит решать в этом блоке определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.

 Работа данного блока включает:

- опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медкарт, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, буклеты, фотовыставки и т.д.;

- творческие домашние задания (предлагаются при первом знакомстве с ребёнком) - заполнить анкету «Это я», которая поможет  педагогам поближе узнать о ребёнке; сконструировать домик «Наш семейный теремок»; нарисовать свою ладошку, где на каждом пальчике мама или папа напишут, как дома называют ребёнка члены семьи. Такие творческие задания способствуют развитию интереса ребёнка и родителей к их новым условиям, помогают почувствовать заинтересованное отношение воспитателей к своему будущему воспитаннику. Эти творческие задания станут впоследствии страничками «Семейного альбома» ребёнка;

- «Занимательные странички» выпускаются с целью информирования родителей об учебно-воспитательном процессе в рамках какой-либо тематической недели. Из таких страничек родители узнают об информации, которая будет предложена детям, а также рекомендации по закреплению того или иного материала;

- в уголках Здоровья родителям предлагается различная информация о детских болезнях и их профилактике в виде информационных листов, различные консультации, памятки, буклеты.

 Практический блок предполагает практические мероприятия, которые связаны с включением родителей в единый воспитательный процесс ДОУ, и связанных с развитием детей. Формы и методы работы, используются педагогами ДОУ, зависят от информации, полученной при анализе ситуации первого блока, это:

- мероприятия по оздоровлению детей, изготовление нетрадиционных пособий, организация экскурсий, походов, семейных выставок, фотовыставок;

- «Мамина (папина) пятиминутка» - мамы или  папы «рассказывают» (оформляют с помощью картинок, рисунков и т.д.) детям или о своей профессии, или о своих  увлечениях спортом, или о своих любимых книгах детства и т.д. Такая форма работы способствует сближению родителей и их детей, способствует воспитанию уважения детей к родителям, развивает интерес детей к миру взрослых;

- «Выходной всей семьёй» - педагоги вместе с детьми готовят приглашения для родителей на какое-либо семейное мероприятие (поход в кино, в библиотеку,  лыжная прогулка и т.д.). Кроме того, родителям и детям предлагается «листок путешественника», где предложены вопросы, которые можно обсудить с детьми во время прогулки или экскурсии, какое-то творческое задание и т.д.

       Показателем ее результативности являются:

- удовлетворенность родителей работой ДОУ;

- удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ.

         Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада (в количественных и качественных показателях), базовые данные результативности проделанной работы.

        Для определения эффективности совместной с родителями работы, используются опрос или анкетирование, которые проводятся сразу после проведённого мероприятия. Родители оставляют свои небольшие отзывы о мероприятии, которые заносятся в «Портфолио группы» а так же иллюстрируются фотографиями с проведённого мероприятия.

       Как показал итог работы, - такая система сотрудничества с семьёй эффективно способствует формированию у родителей опыта руководства детской деятельностью.

       Однако имеются и проблемы взаимодействия, основная из которых - это занятость современных родителей, что не всегда позволяет им находиться рядом с ребенком в важные моменты его жизни. Это свидетельствует о необходимости интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, активного включения родителей во взаимодействие с воспитателями ДОУ.

  Исследование форм взаимодействия проводилось в средней группе. Участие приняли 18 родителей детей.

Цель исследования: выявить предпочитаемые формы взаимодействия воспитателя группы и родителя.

Результаты исследования

Годовой перспективный план работы с родителями воспитателя средней группы включает:

1) Информационно аналитический блок.

         Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Поэтому задачами информационно-аналитического блока организации общения с родителями являются:

- сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;

- выявление их потребностей в образовательных услугах;

- определение уровня педагогической культуры,

- выявление возможных форм взаимодействия.

      В первую очередь, нам необходимо иметь чёткое представление, с какой категорией родителей нам предстоит работать. С целью исследования социального портрета родителей воспитанников нами был проведен опрос, с помощью анкеты «Знакомство».

Результаты анкетирования следующие:
Состав семей воспитанников: полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%.

Социальный статус родителей: служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей воспитанников: высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%.  Таким образом, в целом контингент родителей наших воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих, процент полных семей преобладает, 12% составляют мамы – домохозяйки. Более чем в 40% семей один из родителей имеет высшее образование.

      Уровень педагогической культуры родителей определялся нами с помощью анкеты. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что есть необходимость воспитания у них педагогической культуры:

10% - получают педагогические знания из средств массовой информации;

30% - читают педагогическую литературу;

60% семей - получают педагогические знания из жизненного опыта.

Кроме того, 20% родителей ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей; 45% - выбрали ответ «скорее нет, чем да» и 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания. Никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании:

с непослушанием ребенка - 40% семей;

не поддерживают другие члены семьи – 20%;

испытывают недостаток педагогических знаний - 25% семей;

ребенок неусидчив, невнимателен - 15%.

         В общем же, полученные данные позволяют сделать вывод, что на момент исследования педагогической культуры родителей,

с высоким уровнем составили лишь 15%, со средним - 40%, с низким - 45%,

           Итоги анкеты «Выявление потребностей родителей» показали следующее:

7 родителей хотели бы видеть к себе отношение сотрудников ДОУ уважительным;

5 родителей – дружеским, добрым, вежливым;

2 – все устраивает;

остальные воздержались от ответа.

         Затем мы проанализировали собственную педагогическую деятельность, без чего нам было бы трудно выбрать подходящие методы взаимодействия и оказалось, что воспитатели на вопрос «Какие формы взаимодействия с семьей вы используете в повседневной работе с родителями» предпочитают традиционные способы, такие как: консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки-передвижки.

         Далее нами проведен опрос родителей на выявлении предпочитаемых форм работы, и поставлен следующий вопрос: «Какие формы работы вам наиболее интересны?»,в результате мы узнали, что:

85% совместную деятельность в проведении детских праздников и досугов;

60 % нетрадиционное собрание родителей (в форме игрового тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров и др.);

50% открытые занятия с детьми для родителей;

45% участие в работе родительского клуба;

15 % наглядное оформление стендов совместно с родителями;

10% совместные конкурсы;

5% консультации специалистов;

2% индивидуальную беседу.

        Итак, наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ, которые были выявлены в ходе исследования, являются: совместная деятельность с детьми и практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.

2) Практический блок. Основные задачи данного этапа заключаются в непосредственном общении воспитателя с родителями в соответствии с их интересами.

         Формы и методы работы зависят от результатов, полученных при анализе проблем первого блока, а именно:

- Повышать педагогическую культуру родителей.

- Приобщать родителей к участию в жизни сада через внедрение наиболее эффективных и предпочитаемых форм работы с семьей ребенка третьего года жизни.

          Для этого мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.

         Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей навыков в воспитании детей. И хотя немалая роль продолжает принадлежать таким формам общения, как собрания, групповые консультации. В то же время, по запросам родителей, мы организуем проведение собраний, в нетрадиционной форме, а именно: круглых столов, семинаров-практикумов, тренингов и др.; устраиваем педагогический брифинг, педагогическую гостиную, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

         Общение педагогов с родителями строится на основе следующих принципов: беседа, готовность открыто общаться, искренность, отказ от критики и оценки партнера по общению. Так, в начале учебного года проведены консультации на тему «Особенности развития и воспитания детей 4 года жизни». А в рамках организованного круглого стола, мы подняли вопросы физического воспитания ребенка среднего возраста в семье по следующим темам: «Основы ЗОЖ», «Как знакомить малышей с ценностями здорового образа жизни», «Особенности закаливания ребенка и гигиена в детском саду и семье», «Развитие движений детей среднего возраста».

         Представили родителям включенные в образовательный процесс ДОУ компоненты здоровьесберегающей деятельности, которые могут использоваться в семье: утреннюю гимнастику, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Сделали это путем показа фильма, выполнения родителями физических упражнений. По окончанию встречи родители вместе с детьми выполняли физические упражнения, музыкально-ритмические упражнения. А по итогам круглого стола, был проведен тест, который показал, что большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность посещать родительские собрания и обсуждать волнующие их вопросы.

          Досуговые формы организации общения призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предлагать педагогическую информацию. Совместные досуги включают участие родителей и детей в совместных праздниках, в выставках, играх.

        С целью организации совместной досуговой и творческой деятельности родителей и детей мы провели совместные занятия и физкультурные досуги. Например, совместные физкультурные досуги «Веселая физкультура», «Вырасту большим, как папа» для родителей и детей среднего возраста. По содержанию совместные спортивные праздники - это физические упражнения, веселые эстафеты, подвижные игры, загадки, встречи со сказочными героями, неожиданные сюрпризы, показательные выступления детей.

        Совместные мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям увидеть родителей по-новому – как  своих друзей,союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их решения, старается проникнуть, понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

        Благодаря совместным досугам у ребенка развиваются не только познавательный интерес, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, но также влияют и на создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата, способствуют возникновению положительных эмоций как у детей, так и у взрослых.

        Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

          Мы постоянно сообщали родителям о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детей. Источниками информации, получаемой родителями, являются: выпуск газет, журналов, семейные календари, разнообразные информационные проспекты и буклеты, стенды, организация педагогических мини-библиотек.

        На традиционных стендах размещается оперативная информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, и включающая сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т.д. Она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена, текст сочетается с фотографиями, иллюстративным материалом. Нетрадиционным является то, что для оформления и подготовки стендовой информация мы рекомендуем привлекать родителей воспитанников, - это вызывает у них особый интерес, т.к. они осознают свою ответственность за своевременное продвижение актуальной для них информации.

       А такие формы, как рукописная книга «Приобщение ребенка к здоровому образу жизни в нашей семье», портфолио ребенка, семейные газеты, содействуют распространению семейного опыта воспитания и физического развития ребенка раннего возраста в семье.

       Одной из наиболее актуальных форм работы с семьей стали детско-родительские мероприятия: собрания-практикумы, игровые проекты, целью которых являются создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя, ребенка.

3) Контрольно-оценочный блок.

         В рамках контрольно-оценочного блока, для определения эффективности проделанной работы, нами использовалась повторная диагностика, наблюдение и учет активности родителей сразу после проведения того или иного мероприятия. Так, работа по взаимодействию с семьей в рамках исследования была направлена на вовлечение родителей воспитанников в педагогическую деятельность, вследствие чего:

1) Родители стали активными участниками выставок и конкурсов на уровне ДОУ:

- «Чудеса с обычной грядки» (поделки из природного материала).

- «Мамины помощники» (стенгазеты ко Дню матери).

- «Витамины и семья неразлучные друзья!» (газеты к Дню здоровья).

- «Самое оригинальное новогоднее украшение» (ДОУ).

- «Наши защитники» (коллажи к 23 Февраля).

- «Мамочка милая, мама моя!» (газеты к 8 Марта).

- «Поздравляем детский сад» (поздравительные открытки ко дню рождения детского сада).

2) Делились опытом семейного воспитания через информационные стенды в группах и холле детского сада: «Семейное увлечение», «Радость творчества», « Мама , папа , я - спортивная семья».

3) Совместно с педагогами строили снежный городок на территории детского сада.

4) Приняли участие в конкурсах «Знакомая незнакомка» и «Каждой пичужке по кормушке», проводимых в рамках городской акции «Зимняя планета детства».

5) Родители стали постоянными участниками праздников и спортивных мероприятий:

- спортивное развлечение «Зарядка вместе с мамой» (40% родителей), «Забавные старты» (50 % родителей), «Малыши и Карлсон», (70% родителей);

- совместными силами, музыкального руководителя, воспитателей, специалистов и родителей были проведены развлечения: «Сердце матери» (ко Дню матери), «Созвездие талантов»;

6) В рамках празднования «Дня семьи родители воспитанников имели возможность научиться лепить из соленого теста «Птицу счастья»;

7) В апреле, в рамках городской акции «Остановим насилие против детей», была проведена родительская конференция «Большие права – маленького человека»,

8) В течение года в ДОУ функционировали тематические выставки детских рисунков, стендовая информация для родителей.

        Таким образом, исследование показало эффективность использования структурно-функциональной модели взаимодействия в работе с семьями, которая способствует более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ. Найденные точки соприкосновения, общие интересы, увлечения, атмосфера принятия и творчества, открытости, искренний интерес к личности родителей, знакомство родителей с педагогами – вот те слагаемые взаимных доверительных отношений.

      Анализ практического этапа работы показал, что позиция родителей стала более гибкой, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных, воспитательные умения родителей существенно обогатились. Так, если на начальном этапе лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с перспективным планом число таких родителей значительно увеличилось – с 15% до 30%. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень культуры родителей.

         Показателем результативности является повышение удовлетворенности родителей как уровнем воспитания и обучения детей в ДОУ, так и формами взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ: семинары-практикумы, дискуссии, круглый стол, творческие мастерские, а также совместная деятельность с детьми в форме разнообразных совместных досугов и спортивных мероприятий.

         В ходе нашего исследования выявлены предпочитаемые родителями формы взаимодействия с воспитателем ДОУ, которые и были успешно реализованы. В результате чего произошло:

- повышение педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей среднего возраста (родительские собрания, консультации, беседы, выставки, наглядная педагогическая информация и т. д.);

- включения родителей в воспитательно-образовательный процесс (организация досуговых и спортивных мероприятий);

         Родители стали более осознанно относиться к предлагаемым мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком и создания в семье здорового психологического климата.

        Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещать родительские собрания стали все родители, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

       Таким образом, такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данной модели работе с родителями, - это позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне отдельной группы детского сада, так и на уровне учреждения. Такое сотрудничество с педагогами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения со своими детьми дома.

3.3 Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из личного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение обсуждаемых вопросов.


Заключение

Проанализировав опыт работы в детских дошкольных учреждениях можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является эффективным в том случае, если происходит внедрение современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно реализуют себя в различных мероприятий, а родители считают себя более компетентными в вопросе воспитания детей. Главной проблемой является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить такую работу, необходима большая подготовительная работа с родителями детей.

На примере средней группы МБДОУ д/с № 1 «Алёнушка» города Жердевка, Тамбовской области проведено исследование форм взаимодействия воспитателя и родителя ребенка.

Были получены следующие выводы:

- Взаимодействие воспитателей и семьи осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

 - В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных: очень повысились воспитательные умения родителей, они стали активными участниками выставок и конкурсов, делились опытом семейного воспитания через информационные стенды, принимали активное участие в праздниках и спортивных мероприятиях и т.д.

 - Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

- Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и родителей) является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка, готовят ребенка к жизни в современном обществе.

     

Список используемой литературы:

1.Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70.

2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

5. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 9. – С. 35.

6. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2006. – 80 с.

7. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2007. - №7. – 70 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей...

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей...

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей

Уважаемые родители!Для достижения взаимопонимания в вопросах воспитания и развития детей, а также оказания вам при необходимости профессиональной помощи специалистами и педагогами дошкольного образова...

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...