Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
консультация на тему

Барышникова Ирина Анатольевна

В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что  детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации, это источник осознанной, целенаправленной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детского экспериментирования в  развитии познавательной активности дошкольников.

    В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности. Педагогам необходимо переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления. Многие отечественные педагоги, такие как А.П. Усова, Г.М. Лямина, говорили о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы самостоятельно обнаруживать новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия.  

          Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и  психического развития детей дошкольного возраста.

          Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.                                                                                

          Н.Н. Поддьяков доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии ребенка, на его способности к обучению. Именно экспериментирование, так же как и игровая деятельность,  является у маленьких детей ведущим видом  деятельности. В ходе экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению – происходит внешнее действие с предметами. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, звездное небо, ветер, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с водой, песком; предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с различными предметами; измеряет глубину снежного покрова, объем воды.

           Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности.

           Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению Н.Н. Поддьякова, в экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.         В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем природоохранную позицию. Творческое познание природы способствует формированию у детей представлений об ее основных закономерностях.

        Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития  умственных способностей. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе  или явлении. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, поступающей от взрослого.

          Задача педагогов – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения опыта или эксперимента оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно, чтобы ребенок не только сам совершил конкретные действия с объектом, но  и решил задачу, обнаружив существенные отношения.

         Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – это опыты. Они проводятся как в  непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача опыта (эксперимента)  должна быть четко сформулирована.

         В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. И что самое главное, в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

          Не менее важным моментом является эмоциональное проживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира. Детская эмоция, как показано в работах А.В.Запорожца и Я.З. Неверович, решает не только экспрессивную задачу, но и раскрывает смысл происходящего для ребенка.

         Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. При организации самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, педагог должен стать реальным участником совместного поиска, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Постановка цели, задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – три составляющие личностно-развивающего обучения. Именно такое познание способствует обретению ребенком творческо-парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами – позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а, соответственно и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Литература:

1. Веракса Н.Е, Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность детей» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4.Костюченко М.П. «Исследовательская деятельность на прогулках». Волгоград: «Учитель», 2013.

5. Лосева Е.В. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников"

Ознакомление дошкольников с природой требует постоянного непосредственного общения с ней. Организация интересной, совместной деятельности способствуют установлению более продуктивных контактов между р...

роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников.

рекомендациидля родителей :" организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей"...

«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Источником воспитания ребёнка  является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.Познавательная активность н...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальна...