Опыт работы
материал на тему

Прибытова Земфера Фуатовна

Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx374.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший воспитатель МБДОУ «ЦРРД/С №2 Прибытова З.Ф

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни, низким уровнем детско-родительских отношений, «эмоциональной недостаточностью» взаимоотношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Данная проблема заинтересовала нас достаточно давно. Имея большой опыт по оздоровлению детей, мы поняли, что в настоящее время важно не только физическое, но и психическое здоровье. Поэтому в Программе развития одной из приоритетных задач  является совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.,  в том числе повышение психологического комфорта и психологической безопасности дошкольников.

Диагностика эмоционально-личностной сферы дошкольников показала, что из общего количества  детей, посещающих группы дошкольного возраста, нарушения эмоционально-личностной сферы выявлено у 58 детей. Из них: признаки агрессивности – у 10 детей, гипервозбудимость – 27 человек, тревожность – у 6 детей, застенчивость – у 4 человек, коммуникативные нарушения – у 4 детей, демонстративно-капризное поведение – 7 чел.

Все вышесказанное определило тему нашей инновационной деятельности: «Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста».

Цель: Выявление влияния специально подобранных психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств на развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольника.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ исследований, литературы, научно-исследовательских, методических разработок по проблеме преодоления проблем эмоционально-личностного расстройства у детей дошкольного возраста.
  2. Разработать  систему мониторинга развития эмоционально-личностной сферы.
  3. Разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей.
  4. Повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в личностной сфере.
  5. Обеспечить  предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы.
  6. Обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
  7. Обосновать процесс профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
  8. Провести  апробацию следующих методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников (песочная терапия, мульттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, элементы технологии Марии Монтессори, технология биологически обратной связи (БОС), работа сенсорной комнаты, работа комнаты психологической разгрузки, логопедические методики.
  9. Выявить особенности применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
  10. Разработать методические рекомендации для воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей по особенностям применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ и в условиях семейного воспитания.

Направления работы:

Ресурсная основа:

1) Сенсорная комната укомплектована следующим оборудованием:

  • Водопад – стена индивидуальная
  • Комлект «Сенсорный уголок»
  • Фибероптическая занавесь с источником света и настенным креплением
  • Набор Монтессори
  • Балансировочные доски
  • Стол для песочной терапии с набором кварцевого песка
  • Маты напольные
  • Комплект светонепроницаемых штор "Блэкаут"
  • Панно «Кривое зеркало»
  • Тактильные панели  «Акустические»
  • Кресло-пуф

2) Ноутбук с установленной психопрофилактической и психокоррекционной программой «Волна», обучающей навыкам саморегуляции с использованием технологий БОС (биологически обратная связь) и датчиками.

3) Оборудование мультстудии (фотоаппарат со штативом, настольная лампа, ноутбук с камерой и микрофоном, колонки, атрибуты и декорации для создания мультфильмов).

4) Оборудование физкультурного зала (мячи разных размеров, батут, балансировочные доски, тренажеры и др.)

5) Оборудование и материалы изостудии для изотерапии

6) Оборудованный компьютерно-игровой комплекс

6) 2 телевизора

7) 3 мультимедийных проектора

8) АРМ старшего воспитателя

9) АРМ педагога-психолога

10) Уголки уединения, атрибуты для организации разных видов игровой и других видов деятельности и другие элементы развивающей среды групп ДОУ

Кроме того, в ДОУ  имеется АРМ руководителя, старшего воспитателя, медиатека цифровых образовательных ресурсов для педагогов и специалистов ДОУ. Имеется подключение к сети Интернет, сайт ОУ.

Используемые методики и технологии: песочная терапия, мульттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия, имаготерапия, релаксационные методы, музыкотерапия,  технология биологически обратной связи (БОС), работа сенсорной комнаты, работа комнаты психологической разгрузки,

ДЕМОНСТРАЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ В ДОУ (СЛАЙДЫ).

Завершающим этапом работы стало проведение итогового педсовета по решению годовых задач. Педагоги представили опыт работы по использованию методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...