Занимательная неделя.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лабунская Юлия Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_nedelya.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная неделя.

Цель:

Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

Образовательная.

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивающая.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывающая.

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

Наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций.

Приоритетные образовательные области:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативнок развитие, речевое развитие.

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, двигательная деятельность.

Оборудование: пластмассовые стаканчики, тарелочки,  ложечки, трубочки,  полиэтиленовые пакеты,  бумага, картон, карандаш, клей, краски, ткань, соль, сахар, песок, камни, шарики, набор игрушек (кукла, погремушка, свисток идр.), музыкальное сопровождение.

День первый.

Воздух невидимка.

Психогимнастика:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, прежде чем я сообщу вам, чем мы сегодня будем заниматься, прошу вас: глубоко вдохните – выдохните; повторите еще раз (дети выполняют)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: (воздух)

Что вы вдыхали? (воздух)

А что выдыхали? (тоже воздух)

Как вы думаете, может ли человек прожить без воздуха? (ответы детей). Я предлагаю задержать дыхание и не дышать совсем (дети выполняют)

Так можем ли мы с вами не дышать совсем? (ответы детей). Итак, сегодня мы поговорим о воздухе.

Однажды мы с вами уже превращались в учёных-лаборантов, когда к нам в гости приходила Волшебница-вода. Вам понравилось быть учёными? Предлагаю снова отправиться в лабораторию. Если вы будете внимательными, то вас ожидает сюрприз!!! Прошу занять свои места.

1-й опыт. Воспитатель  показывает пустой пакет, наполненный воздухом.

Странно, пакет как будто пустой, а когда я на него надавливаю, то чувствую, что в нем что-то есть. Что же это? (воздух)

Воспитатель. А воздух вообще есть? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воздух невидимый, но я знаю, что он всегда вокруг нас! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Проводится игра с пакетами: дети расходятся по группе и наполняют пакеты воздухом.

Итог: Воздух: Бесцветный, невидимый, прозрачный. Воздух находится вокруг нас.

2-й опыт. Воспитатель. Дети, как вы думаете, мы поймали весь воздух? (нет)  Где находится воздух? (вокруг нас: в группе, на улице, везде)  Воспитатель берёт пустой стакан, переворачивает его и опускает в тазик с водой. Вода выталкивает стакан. Что мешает воде заполнить стакан? (воздух) Далее, воспитатель наклоняет стакан. Появляются пузырьки - это пузырьки воздуха. Воздух выходит из стакана, а их место занимает вода. Воздух находится везде и принимает форму, того предмета, внутрь которого попадает. А кто живёт в воде? (рыбки) У рыбок есть жабры, с помощью которых, они дышат в воде. В них входит вода, из которой отделяется кислород чистый воздух и попадает в лёгкие, а вода отбрасывается. Запускаем рыбку в тазик.

Пальчиковая гимнастика:

Рыбка плавает в водице (Волна правой рукой)

Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)

Рыбка, рыбка озорница (Погрозить пальчиком)

Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши)

Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке)

Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши)

Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед)

Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону)

Итог: Воздух не имеет своей формы и принимает форму любого предмета, в котором находится.

3-й опыт.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Далее проводится игра «Футбол».

Итог. Воздух есть и в человеке.

4-й опыт. Воспитатель  брызгает  духами около себя.

Воспитатель. Чувствуете ли вы запах духов? (да). Что это значит? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно, воздух не стоит на месте, он движется.

Воспитатель. Движение воздуха мы можем почувствовать на себе: для этого нужно помахать около себя веером (дети машут веерами, сделанными заранее)

Воспитатель. Что вы чувствуете? (как будто дует ветерок)

Воспитатель. Так что же такое ветер? (ответы детей) Получается, что ветер – это воздух, который движется. Воспитатель предлагает детям, побыть в роли ветра.

Итог: Ветер- это движение воздуха.

Слушание аудиозаписи шума ветра.

Вот как много мы сегодня узнали о воздухе!

- что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух принимает любую форму;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

Далее, воспитатель предлагает поиграть в игру:

Подвижная игра «Ветерок». Дети становятся в одну шеренгу. У ведущего в руках обруч, который слегка раскачивается. Дети двигаются вперед и говорят слова:

«Ветер, ветер, дуй сильнее,

Чтобы стало веселее»

Останавливаются на середине и дуют на обруч. Он начинает быстро вращаться. Дети идут дальше со словами:

«Ну–ка, ветер, не зевай

Лучше с нами поиграй!»

После слов дети убегают. Ведущий догоняет, надевая на детей обруч (повторить 2 – 3 раза).

Раздаётся стук в дверь, а там обещанный сюрприз .Воспитатель раздаёт детям шарики необычной формы.

День второй.

Волшебница вода.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.

Меня пьют, меня льют.                         Течёт, течёт - не вытечет,
Всем нужна я. Кто я такая?                   Бежит, бежит - не выбежит.

Белое одеяло                                           Мочит поле, лес и луг,
Землю одевало.                                       Город, дом и всё вокруг!
Солнце припекло -                                  Облаков и туч он вождь,
Одеяло потекло.                                      Ты же знаешь, это- …

Кругом вода,                                          
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?  

Воспитатель показывает  карточки с рисунками (ответы на загадки).

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: О воде!

Воспитатель:  Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться?

 – Юлия Сергеевна покружилась, в волшебницу-Воду превратилась…

Воспитатель надевает накидку или шарф голубого цвета. Дети внимательно рассматривают.

Вы слыхали о воде?!

Говорят она везде.

В луже, море, океане.

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром в чайнике шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

Воспитатель:  Ребята, а где вы встречаете воду? (ответы детей) Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

Опыт №1: «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3: «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Физкультминутка:

«Для чего нужна водица?» (пальчиковая гимнастика)

Опыт №4: «Вода прозрачная».

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. Рядом положить камушки. Сначала опускаем камушек в стаканчик с водой. Наблюдаем. Затем опускаем камушек в стаканчик с молоком. Наблюдаем.

Воспитатель: В каком стаканчике виден камушек? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике виден камушек?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка:

«Злую тучку наказали…» (танец)

Опыт №5: «Вода холодная, тёплая, горячая».

На столе три чайника, в них вода разной температуры, тазик.

Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.

Воспитатель: А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?

Дети: Горячий.

Воспитатель: Какая в нем вода?

Дети: Горячая.

Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Можно обжечься.

Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)

Итог:

Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, вода прозрачная, бывает холодной, теплой, горячей.

Физкультминутка:

«Капельки и тучки» (подвижная игра)

Воспитатель включает аудиозапись шума моря, предлагает детям немного отдохнуть.

Воспитатель: Я - Волшебница- вода пришла к вам сегодня не одна, а с подружками. Они живут в морях-океанах. Хотите с ними познакомиться? Давайте с ними поздороваемся.

Далее знакомит детей с рыбками. Дети рассматривают их.

Только вот беда, рыбки совсем белые, не разукрашенные. Давайте их раскрасим.

Дети раскрашивают рыбок.

Воспитатель: Какие молодцы, ребята. Какие замечательные рыбки у вас получились!!! Давайте пустим наших рыбок в аквариум. Им там точно понравится!!! Воспитатель прикрепляет рыбок на фланелеграф. Где уже прикреплены водоросли и камушки.

День третий.

Удивительный песок.

Воспитатель загадывает загадку:

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

Правильно! Молодцы! А как вы догадались, что это песок? Сегодня, мы с вами, будем проводить опыты и эксперименты с песком. И так, начнинаем!

Опыт №1  «Из чего состоит песок»

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт №2 «Легко ли сыпется песок»

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Легко ли он сыпется?

Вывод: Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. №3 «Куда исчезла вода»

Опыт №3 «Куда делась вода» В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

 Вывод: Вода быстро впитывается в песок

№4 «Лепим из песка»

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

№5 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

№6 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

День четвёртый.

Чудесная бумага.

Воспитатель:

Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся о том, с каким трудом она появляется.
А вот, что это, отгадайте загадку:
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии (показ предметов) и ещё много- много другого.
В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (показ иллюстраций), это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (показ иллюстраций) стали писать на берёзовой коре (бересте) (показ иллюстраций).
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу. - А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт?
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.
Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.

Опыт №1. «Волшебная бумага» 

Воспитатель предлагает детям альбомные листы бумаги белого цвета, карандаши  разного цвета. Что можно сделать с бумагой и карандашами?

Вывод: Бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2. «Сминание бумаги»

Воспитатель предлагает детям смять бумагу. Легко это сделать?

Вывод: Бумага – не прочная,  мягкая, её можно смять.

Опыт № 3.«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Пробуем  разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: Картон толще, чем бумага.

Опыт № 4.« Разрывание бумаги»

Воспитатель предлагает детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: Ткань прочнее, чем бумага

Опыт № 5.« Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: Бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 6.«Шуршащая или поющая бумага».

Воспитатель предлагает взять разноцветную бумагу и выполнять движение « стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: При смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7. «Склеивание бумаги»

Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: Бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 7 «Оригами»

 Воспитатель предлагает детям сделать собачку из бумаги.

Вывод: Бумага легко складывается.

День пятый.

Смотрим, слушаем, нюхаем, трогаем.

На столе,  разложены:  газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, книга, машинка идр.

Игра «Опиши предмет»

Дети описывают предметы, которые видят на столе, не трогая их. Дети объясняют, что помогают им в этом глаза.

Игра «Угадай, что звучит»

Ребенок  выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают, объясняя, что им в этом помогают уши.

Игра «Отгадай по запаху»

Дети подставляют свои носики к стаканчикам, через стенки которых, ничего не видно, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в стаканчике. Что это? Как узнали? Дети объясняют, что им помог нос.

Игра «Отгадай на вкус»

Воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар. Дети догадываютя, что им помогает язык.

Игра «Отгадай на ощупь»

Дети опускают руку в мешочек, отгадывают предмет и затем достают его,  объясняют, что помогли им руки, пальчики.

Назовите наших помощников? Дети называют. (На доске с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Социаьный проект "Неделя занимательной психологии"

Представление разработки недели психологии в ДОО...

Презентация "Неделя занимательной математики"

Формирование злементарных математических представлений у детей...

Презентация "Неделя занимательных наук"

В презентации представлены результаты нетрадиционных техник, ознакомления детей с различными науками (ко дню знаний)...

Приказ о традиции "Занимательная неделя" 2022 - 2023 г.г.

На основании плана работы МБДОУ ДС № 27 "Филиппок" на 2022-2023 учебный год, в целях содания в детском саду позитивной атмосферы при проведении утреннего приема детей....

Приказ о традиции "Занимательная неделя" 2023-2024 г.г.

На основании плана работы МБДОУ ДС № 27 "Филиппок" на 2023-2024 учебный год, в целях содания в детском саду позитивной атмосферы при проведении утреннего приема детей....