Статья на тему "Формирование субкультуры старших дошкольников"
статья (подготовительная группа) на тему

Данная статья будет интересна работникам дошкольного образования, которые интересуются вопросами социокультурного становления личности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование субкультуры старших дошкольников

 «Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить».

А. С. Макаренко

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем. Социокультурное развитие личности играет важную роль в жизни человека, но культура не приобретается с генами, поскольку она приобретается в обществе. Культура является человеческим образом жизни. У животных культуры нет. Нет и людей, которые не знают культуры и не имеют ее. К приобщению человека к культуре ведет социализация. Содержание культуры включает в себя обычаи, законы, нравы, этикет и символику, соответствующую культуре. Социокультурное развитие личности играет основную роль в развитии человека, в принятии им правил и норм его культуры, а это, соответственно, влияет и на его мировоззрение и на ценностные ориентации, присутствующие в его жизни, а также оказывает влияние на развитие личности.

Главным и непосредственным фактором формирования личности является именно общество и культура. Социокультурное развитие личности напрямую зависит от среды обитания человека, поскольку у каждого народа своя культура, которую не поймет человек, не выросший в ней. Социокультурное развитие личности имеет огромнейшее значение в жизни любого общества, поскольку от этого зависит благополучие культуры и общества. В зависимости от того, в какое время родился человек, зависят культурные ценности и формирование мировоззрения, т.к. со временем эти ценности и мировоззрение меняются. Речь и язык имеют также большое значение в социокультурном развитии личности, поскольку именно речь способствует усвоению культуры народа, именно язык и речь в наиболее полной степени показывает духовную культуру нации. Приобщаясь и изучая другие культуры, человек расширяет свои познания и кругозор, что, впоследствии, послужит толчком к его внутреннему развитию, с помощью чего человек будет самосовершенствоваться и заниматься самоанализом, тем самым, выстраивая свою личность так, как будет нужно для достижения какой-либо цели. Таким образом, это важно для любого общества, поскольку полноценные личности, ценящие свой народ и культуру, нужны в обществе для дальнейшего развития этого самого общества.

 Педагогические исследования в данном вопросе, таких педагогов как  Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко отмечали и говорили о  необходимости приобщения молодого поколения к национальной культуре, народной мудрости: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовыать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: стихи, потешки, народные игры. Д. С. Лихачев отмечал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...».

Вспоминая, так же можно отметить и слова К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского: «…любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская - нет!». Ученые подчеркивают данными словами утерянную нравственность в развитии современного поколения, где правит насилие и бездуховность. Следовательно, перед педагогами встает важная задача – воспитание творчески-активной личности, патриота своей Родины, любящего и ценящего свою родную Землю. Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по-новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, обращая внимание детей на ближайшее его окружение, потихоньку углубляясь в историю, традиции, нравы и нормы. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей. Доктор педагогических наук, профессор Т. С. Комарова отмечала: «...воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа…».  Профессор И. М. Гревс отмечал, что именно ближайшее окружение, семья, город является «…одним из сильнейших и полнейших воплощений культуры, одним из самых богатых видов её гнёзд…, где цветут высшие дары человечности».

Одним из методов формирования социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста является их приобщение к народной культуре. Народная культура - многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.

Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социально-личностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.

Человек

Давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Воспитанный, благородный человек - от достойных воспитателей - это обычная закономерность, но допускались и парадоксы: достойные люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. Необходимо отдать должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. В народной педагогике ребенок воспитывался в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленника, певцы, сказочники. На данном этапе продолжая народные традиции, педагог должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультурологической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки.

Народная история

Как отмечал в своих высказываниях великий ученый Д. С. Лихачев: «в воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины»...». Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов - вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей. Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства на занятиях по музейной педагогике взрослые должны исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, что способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора. В частности А. Е. Писарева и В. В. Уткина обращают внимание на то, что большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы - А. В. Суворов, М. И. Кутузов, все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Достижения народной культуры

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает ученый Д. С. Лихачев «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа.

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.

Теперь определимся с основными средствами социально-личностного развития детей в контексте народной культуры.

Язык и фольклор

Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа «все» и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его...». Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В.  А. Сухомлинский, В. И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством, вызвать интерес к истории возникновения промыслов России, воспитывая уважение к труду народных умельцев и мастеров. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Народные игры и игрушки

В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность. Хоровод как школа общения, выходящего за пределы семьи, школа пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок». Другие подготавливали к будущему вступлению в брак - «Отдавали молодку на чужую сторону». Через игры дети познавали жизненные ситуации, осваивали свои социальные роли в ближайшем обществе.

Приобщение к труду и культуре досуга

Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама - исполнительница колыбельных, пестушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них. Во многих обрядах участие принимали дети - колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным. С другой стороны, в процессе приобщения детей к труду дети знакомятся со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения - часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств, приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности». В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров. Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.

Описанные выше средства и механизмы социально-личностного развития и воспитания детей в ходе освоения народной культуры крайне важны в совершенствовании современной системы дошкольного образования. Современные исследования педагогов  и исследователей: М. И. Богомоловой, А. Г. Гогоберидзе, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, Т. В. Поштаревой, Т. Ю. Купач, С. Н. Федоровой, А. Н. Фроловой, Р. М. Чумичевой в области этнокультурного образования дошкольников, подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают на различные пути ее становления и развития. Следовательно, одной из основных задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, то есть этнопедагогическое пространство.

Таким образом, социокультурное развитие современных дошкольников в наших руках. Лишь стоит не забывать, что владение культурой – это и есть ценности народа, высказанные языком искусства и передаваемые как наследие от поколения к поколению, к последующим, растущим личностям. Взрослый, обладающий культурой и передающий свой опыт, обязательно взрастит поколение, любящее свои традиции, историю, нравы, родную землю – Родину.

Список литературы

Абрамова О. С. Формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. М. УЦ Перспектива 2011.

Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России. М. Народное образование НИИ школьных технологий 2005.

Ахтян А. Г., Микляева Н. В. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Бабаева Т. И. Взаимоотношение старших дошкольников. Санкт-Петербург РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Волков Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Чебоксары 1991.  

Горская К. Веселая горница. Дошкольное воспитание №10 1995.  

Данилова Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.

Ерофеева Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М. 1986.  

Жуковская Р. И. Игра в ее педагогическом значении. М. Педагогика 1975.

Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ №10 2011.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам Русской Народной Культуре. Программа развития личностной культуры дошкольников. Детство-пресс 2004.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М. Педагогическое общество России 2005.

Лихачев Д. С. Земля родная М. Просвещение 1983.  

Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие М. ТЦ Сфера 2007.

Панкеев И. Русские праздники. М. ЭКСМО - пресс 1998.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным – искусством. М. 2006.

Ушинский К. Д. Воспитание человека  М. Издательский Дом «Карапуз» 2000.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...

статья "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов(восприятия, мышления, памяти, внимания, вообр...

Статья "Проблема формирования интереса старших дошкольников к миру растений"

Актуальность темы. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к с...

Статья "Развитие речи у старших дошкольников и ознакомление с окружающим миром"

Развитие речи у старших дошкольников и ознакомление с окружающим миром.                Развитие речи и ознакомление с о...

Статья "Развитие инициативы у старших дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию статью "Развитие инициативы у старших дошкольников"....

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Статья «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую сторону и актуальность. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к са...