А какой стиль воспитания используете Вы?
статья на тему

Казначеева Нина Александровна

А какой стиль воспитания используете Вы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stil_vospitaniya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Какой именно стиль воспитания вы используете? Для этого приведём различные стили семейного воспитания, более подробно описанные в книге В.М. Миниярова «Психология семейного воспитания». Какой стиль вам ближе, и какой вы хотели бы выбрать?

Попустительский стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Они, как правило, заняты собой, любят развлекаться и стремятся получить как можно больше удовольствий от жизни. Такие родители всегда берут с собой ребёнка, если его не с кем оставить, ребёнок становится невольным участником застольных и увеселительных мероприятий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребёнка и удовлетворяют только те, которые не требуют больших усилий и, в основном, за счёт других людей.

  1. Отношение родителей к методам наказания и поощрения. Родители добиваются от своих детей беспрекословного выполнения правил, требований и их прихотей. Как правило, делают они это неумело и непоследовательно: одновременно могут наказать ребёнка за непослушание и тут же поощрить его, чтобы он не плакал (особенно если это происходит на глазах окружающих – не хотят выглядеть непристойно). Родители не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Они действуют ситуативно в зависимости от того, насколько позволяют обстоятельства или условия регулировать поведение ребёнка с помощью «кнута и пряника». Родители не задумываются о последствиях своих действий, поэтому принимают сиюминутные решения, позволяющие стабилизировать одномоментные отношения с ребёнком, так как в последующем он всё равно будет предоставлен сам себе.
  2. Отношение родителей к ребёнку. Родители непоследовательны в проявлении своих чувств к ребёнку, часто склонны к построению спекулятивных отношений. Например, мать просит ласки у ребёнка, обещая угостить конфеткой или ещё чем-либо, в чём нуждается ребёнок. Родители постоянно обещают ребёнку за выполненную им работу вознаграждение, считая, что формирование привычки в выполнении жизненно важных навыков и умений происходит в процессе тренировки, которую нужно постоянно стимулировать. Они полагают, что ребёнок всегда должен видеть, что полезно для него делать, а что нет. Родители строят свои взаимоотношения на выгодных для них условиях, способствуя тому, что ребенок начинает искать лучшие для него формы взаимодействия с окружающими.

Состязательный стиль семейного воспитания

1. Отношение родителей к деятельности ребёнка. С раннего возраста ищут в ребёнке необычные, выдающиеся качества, поощряют любую его активную деятельность. Если ребёнок делает успехи, родители относятся к этому восторженно, а также вознаграждают материально. Сначала они сравнивают состязательную деятельность своего ребёнка с другими детьми, а потом сами включаются в активную состязательную деятельность с ним (через систему многообразных совместных игр) и постоянно отдают своему чаду пальму первенства. При этом также продолжают восхищаться его непобедимостью и непревзойдённостью, заботятся о том, чтобы предоставить ему максимально широкое поле деятельности для раскрытия его талантов и способностей.

Поэтому, когда ребёнок в дошкольном возрасте вступает в естественные состязания со сверстниками, родители всячески его поддерживают, учат не сдавать завоёванных позиций, бороться за свободное пространство деятельного поля. Всё это приводит к тому, что ребёнок начинает верить в свою непобедимость и превосходство над другими. Случаи же поражения вызывают у него депрессию, апатию и отказ от попыток чего-либо добиться в этом виде деятельности.

  1. Отношение родителей к методам наказания и поощрения. Желая управлять деятельной активностью ребёнка, родители, в основном, используют поощрительные методы, которые очень мощно воздействуют на сознание ребёнка как дополнительный стимул. Однако стоит ребёнку не выполнить нормы поведения, нарушение которых может, по мнению родителей, негативно сказаться на их достоинстве, наказание будет достаточно суровым, жёстким. Поэтому ребёнок быстро усваивает нормы нравственного поведения формально и затем точно так же принуждает других выполнять их, хотя сам может переступать через любые правила, если они мешают достижению поставленной им цели.
  2. Отношение родителей к ребёнку. Родители в своём ребёнке постоянно видят суперличность. Их мало волнуют его человеческие качества. Главное для них – как он должен выглядеть в обществе, чтобы не оказаться последним на иерархических ступенях социума. Поэтому они всегда следят за внешним видом ребёнка, обучают хорошим манерам, требуют их демонстрации в обществе. Родители безумно любят своего ребёнка, защищают его (прав он или неправ) от нападок посторонних, общаются с ним на равных и предъявляют к нему такие же требования, как к взрослому человеку.

Рассудительный стиль семейного воспитания

1.         Отношение родителей к деятельности ребёнка. С детства родители предоставляют ребёнку полную свободу действий, чтобы он путём самостоятельных проб и ошибок приобретал личный опыт. Удовлетворяя главные жизненно важные его потребности в активной деятельности, родители не сдерживают его, считая, что активность ребёнка должна находить естественный выход. Удовлетворяют потребность ребёнка в общении, в познании полностью: терпеливо рассказывают обо всём и отвечают на все возникающие у ребёнка вопросы, но при этом стараются дать им возможность найти самим правильный ответ.

2.         Отношение родителей к методам поощрения и наказания. Не поощряют ребёнка за то, что он делает с удовольствием. В то же время у них и не возникает ситуаций, когда бы ребёнок не желал что-либо делать. Поэтому им и не нужны принудительные меры или наказание. Родители считают, что можно обойтись без внешних стимуляторов активизации детей, так как это естественная потребность каждого человека и ею надо не управлять, а её предоставлять, чтобы ребёнок сам мог выбрать в соответствии с его внутренними потребностями и интуицией ту деятельность, в процессе которой он получал бы максимальное удовольствие.

3. Отношение родителей к ребёнку. Как правило, ровные и спокойные, как между равными личностями. Однако это не фамильярные взаимоотношения между ребенком и родителями, так как они постоянно держат дистанцию взрослого, заботящегося и любящего родителя. Тёплые добрые взаимоотношения проявляются во всём: как в удовлетворении жизненно важных потребностей ребёнка, в движении и поддержании его статуса в семье, так и в совместной деятельности. Ребёнок наравне со взрослыми принимает участие в решении множества семейных ситуаций. Родители следят за тем, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось как членами семьи, так и посторонними людьми. Поэтому у таких родителей дети с достоинством и глубоким уважением относятся к окружающим.

Предупредительный стиль семейного воспитания

1.        Отношение родителей к деятельности ребёнка. Родители считают, что ребёнок не должен действовать самостоятельно. С ним необходимо постоянно заниматься, не оставлять его ни на минуту без внимания. Поэтому родители предпочитают сами рассказывать ребёнку обо всём, читать, показывать, отвлекая его от беспорядочных и хаотических действий. Ребёнок лишён активной деятельности, он – пассивный созерцатель, постоянно развлекаемый родителями. С чем связано такое отношение родителей? Прежде всего, с их страхом: как бы ребенок в процессе самостоятельной деятельности не укололся, или не ударил себя тем или иным инструментом, или, напротив, не сломал игрушку, не повредил в доме мебель, или не был обижен кем-то.

2.        Отношение родителей к методам поощрения и наказания. Родители никогда в дошкольном возрасте не наказывают своего ребёнка ни за какие проступки и выходки, наоборот, испытывают чувство вины перед ним, если он капризничает, если они не могут удовлетворить его прихоть и сильно переживают, если кто-то жёстко обходится с их ребёнком.

Родители много хвалят своего ребёнка, поддерживают любые совершаемые самостоятельные активные действия. Пытаясь воспитать в ребёнке уверенность в себе, применяют не только моральные стимулы в качестве поощрения, но и вознаграждают материально. Однако частое стимулирование порой малоэффективно.

3. Отношение родителей к ребёнку. Полная покорность родителей ребёнку, беспрекословное выполнение всех его желаний любыми возможными и невозможными способами, страх перед капризами. Родители не чают души в своём ребёнке и готовы отдать ему всё, чтобы у него не было тех трудностей, болезней и невзгод, которые испытали они сами. Безмерная любовь родителей к ребёнку толкает их на самый изощрённый путь бесконечного проявления любви и ласки. Такие родители вплоть до подросткового возраста или даже до совершеннолетия ни на шаг не отпускают ребёнка от себя из страха, как бы их дитя не пошло по дурному пути, не связалось с беспутными или педагогически запущенными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей: какие игрушки можно использовать.

Реклама для родителей. Рекомендации для родителей: какие игрушки можно использовать.Игрушки для предметной деятельностиМатериалы для экспериментированияДетские головоломкиИгрушки для сюжетно...

Рекомендации для родителей. Какой стиль плавания выбрать?!

Данный материал будет полезен родителям, которые задумываются о плавании своего ребенка....

Буклет для родителей "Какие игры можно использовать в домашних условиях при формировании учебных предпосылок"

Показать родителям как с помощью игры можно развивать психические функции, необходимые для успешного обучения в школе....

«Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе».

Обычно, когда родители занимаются домашними делами(уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.,ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. Ксожалению, современное телевидение не сп...

"Какой у вас стиль воспитания?"

Тест для родителей....

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи ребёнка 2–3 лет

Речь в жизни человека играет огромную роль. В 2-3 года речь детей активно формируется на фоне развития основных психических процессов....

Какие игры можно использовать в домашних условиях

Обычно когда родители занимаются домашними делами ребенок смотрит телевизор или играет в телефоне. Попробуйте заниматься с ребенком, даже тогда когда кажется, что это не возможно....