Консультация для педагогов «Содержание и формы работы педагога по воспитанию у детей толерантного, доброжелательного отношения к сверстникам».
консультация на тему

Рычина Наталия Петровна

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечить  оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagoga.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:                        « Содержание и формы работы педагога          

      по воспитанию у детей

 толерантного, доброжелательного    

      отношения к сверстникам».

        Подготовила

                            воспитатель Рычина Н.П.

        

   Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечить  оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, доброжелательные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

      Что же такое «толерантность»? Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и процесс этот продолжается до сих пор. Толерантность многолика. Она проявляется в том числе в понятиях, близких детскому восприятию, а именно: в миролюбии, заботе, понимании, сочувствии, поддержке, понимании, терпимости, приятии, дружелюбии.

       Каковы формы и содержание работы педагога по воспитанию у детей этих нравственных ценностей?

  Основных форм работы  с детьми по воспитанию толерантности и дружелюбия  две – занятия и деятельность вне занятия.

  Содержание работы – это методы и приемы – очень разнообразны:

  1. Психогимнастика – психгимнастика по методике М.И.Чистяковой помогает детям преодалевать барьеры в общении, лучше понять самого себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
  2. Игротерапия – игры рассчитаны на период дошкольного детства . С их помощью решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, коррегируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений(страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Эти игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
  3. Арттерапия – также направлена на обучение элементам техники выразительности движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в  саморасслаблении.
  4. Элементы психодрамы – этот метод обращает внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учит  видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и давать ему моральную оценку.
  5. Решение проблемных задач, практических ситуаций – это метод используется при обучении детей преодалению конфликтности в общении со сверстниками. Так как не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя дети  хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу.
  6. Тренинг социальных навыков ребенка – метод направлен на приобретение умений детей конструктивно общаться, на развитие дружеских взаимоотношений. Особенно он актуален для детей седьмого года жизни, которым предстоит адаптироваться к новым условиям школьной жизни.
  7. Мимические и пантомимические этюды – учат выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
  8. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций – закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности.
  9. Психомышечная тренировка – учит снятию психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
  10. Сочинение историй – метод способствующий решению актуальных проблем детей, конфликтных ситуаций.
  11. Элементы изотерапии – дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональное состоятие. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоуселению влияния на ребенка и той и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками.
  12.  Беседы  - нравственного и этического содержания

А так же:

имитационные игры,

 дискуссии,

 чтение и обсуждение художественных произведений,

просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий,

диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;

обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики;

релаксация;

соствление писем заболевшим детям;

«Мастерская добрых дел» (ручной труд);

самостоятельная художественно-творческая деятельность;

бытовая деятельность;

дежурство, трудовые поручения;

ежедневные обучающие занятия (математика, художественный труд, познавательное развитие, развитие речи).

Все  перечисленные методы и приемы помогают решать поставленные перед педагогом задачи по воспитанию у детей толерантного и доброжелательного отношения к сверстникам в интересной, занимательной форме.

 А теперь я хочу познакомить вас с  методическими разработками,  которые используют  в воспитательной  работе педагоги  нашего  МДОУ.

  1. «Толерантность и правовая культура дошкольников»,

Москва, 2008г., авторы Т.В.Макарова, Г.Ф.Ларионова.

  1. «Уроки добра»,

Москва, 2005 г., автор  С.И.Семенака,

  1.  «Игротерапия общения»,

Москва, 2005г., автор М.А.Панфилова

  1. «Занятия по психогимнастики с дошкольниками»,

Москва, 2008г., автор Е.А.Алябьева,

  1. «Формирование психологического здоровья дошкольников»,

Ростов-на-Дону, 2007г., автор М.Ю.Стожарова

  1.  «Психогимнастика»

Москва, 1990г., автор М.И.Чистякова

  1. «Учимся сочувствовать, сопереживать»

Москва, 2003г., М.И.Семенака

  1.  «Тропинка к своему Я»,

авторы О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина.

Опираясь в своей  воспитательной деятельности  на методические рекомендации, используя все перечисленные формы и содержание работы вы придете к следующим результатам: активизируется интерес дошкольника в начале к самому себе, потом к своему окружению,семье,  обществу;  исчезнут в поведении агрессивные тенденции и появиться доброжелательность; у детей начнется формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приведет к осознанию и накоплению своего жизненного опыта.

 

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...

Консультация для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный воп...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...

Консультация для педагогов: Методы и формы работы по экологическому воспитанию с дошкольниками.

      Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к ...

консультация для педагогов "Методы и формы работы по экологическому воспитанию с дошкольниками"

Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру....