Консультация для педагогов «Содержание и формы работы педагога по воспитанию у детей толерантного, доброжелательного отношения к сверстникам».
консультация на тему

Рычина Наталия Петровна

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечить  оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagoga.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:                        « Содержание и формы работы педагога          

      по воспитанию у детей

 толерантного, доброжелательного    

      отношения к сверстникам».

        Подготовила

                            воспитатель Рычина Н.П.

        

   Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечить  оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, доброжелательные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

      Что же такое «толерантность»? Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и процесс этот продолжается до сих пор. Толерантность многолика. Она проявляется в том числе в понятиях, близких детскому восприятию, а именно: в миролюбии, заботе, понимании, сочувствии, поддержке, понимании, терпимости, приятии, дружелюбии.

       Каковы формы и содержание работы педагога по воспитанию у детей этих нравственных ценностей?

  Основных форм работы  с детьми по воспитанию толерантности и дружелюбия  две – занятия и деятельность вне занятия.

  Содержание работы – это методы и приемы – очень разнообразны:

  1. Психогимнастика – психгимнастика по методике М.И.Чистяковой помогает детям преодалевать барьеры в общении, лучше понять самого себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
  2. Игротерапия – игры рассчитаны на период дошкольного детства . С их помощью решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, коррегируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений(страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Эти игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
  3. Арттерапия – также направлена на обучение элементам техники выразительности движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в  саморасслаблении.
  4. Элементы психодрамы – этот метод обращает внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учит  видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и давать ему моральную оценку.
  5. Решение проблемных задач, практических ситуаций – это метод используется при обучении детей преодалению конфликтности в общении со сверстниками. Так как не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя дети  хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу.
  6. Тренинг социальных навыков ребенка – метод направлен на приобретение умений детей конструктивно общаться, на развитие дружеских взаимоотношений. Особенно он актуален для детей седьмого года жизни, которым предстоит адаптироваться к новым условиям школьной жизни.
  7. Мимические и пантомимические этюды – учат выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
  8. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций – закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности.
  9. Психомышечная тренировка – учит снятию психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
  10. Сочинение историй – метод способствующий решению актуальных проблем детей, конфликтных ситуаций.
  11. Элементы изотерапии – дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональное состоятие. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоуселению влияния на ребенка и той и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками.
  12.  Беседы  - нравственного и этического содержания

А так же:

имитационные игры,

 дискуссии,

 чтение и обсуждение художественных произведений,

просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий,

диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;

обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики;

релаксация;

соствление писем заболевшим детям;

«Мастерская добрых дел» (ручной труд);

самостоятельная художественно-творческая деятельность;

бытовая деятельность;

дежурство, трудовые поручения;

ежедневные обучающие занятия (математика, художественный труд, познавательное развитие, развитие речи).

Все  перечисленные методы и приемы помогают решать поставленные перед педагогом задачи по воспитанию у детей толерантного и доброжелательного отношения к сверстникам в интересной, занимательной форме.

 А теперь я хочу познакомить вас с  методическими разработками,  которые используют  в воспитательной  работе педагоги  нашего  МДОУ.

  1. «Толерантность и правовая культура дошкольников»,

Москва, 2008г., авторы Т.В.Макарова, Г.Ф.Ларионова.

  1. «Уроки добра»,

Москва, 2005 г., автор  С.И.Семенака,

  1.  «Игротерапия общения»,

Москва, 2005г., автор М.А.Панфилова

  1. «Занятия по психогимнастики с дошкольниками»,

Москва, 2008г., автор Е.А.Алябьева,

  1. «Формирование психологического здоровья дошкольников»,

Ростов-на-Дону, 2007г., автор М.Ю.Стожарова

  1.  «Психогимнастика»

Москва, 1990г., автор М.И.Чистякова

  1. «Учимся сочувствовать, сопереживать»

Москва, 2003г., М.И.Семенака

  1.  «Тропинка к своему Я»,

авторы О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина.

Опираясь в своей  воспитательной деятельности  на методические рекомендации, используя все перечисленные формы и содержание работы вы придете к следующим результатам: активизируется интерес дошкольника в начале к самому себе, потом к своему окружению,семье,  обществу;  исчезнут в поведении агрессивные тенденции и появиться доброжелательность; у детей начнется формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приведет к осознанию и накоплению своего жизненного опыта.

 

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...

Методические рекомендации для педагогов Доу «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад   №38 г. Солнечногорск       Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Нет...

Консультация для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный воп...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...