тренинг для воспитателей "Развитие коммуникативных способностей"
материал на тему

Михалкина Ольга Геннадьевна

   Познакомить педагогов со способами правильного, эффективного общения, развития  в себе умения оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_vospitateley.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №7 «Мечта»

Тренинг для воспитателей

 " Развитие коммуникативных способностей»

                                                                             Подготовила: педагог-психолог                                                

                     Михалкина О.Г.

                                               

Чехов 2016 г.

Цель:

  1. Познакомить педагогов со способами правильного, эффективного общения, развития  в себе умения оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения.

Задачи:

 - овладение психологическими знаниями;

- формирование умений и навыков в сфере общения;

- коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;

- развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

Ход тренинга:

Вступительное слово.

- Добрый день, дорогие коллеги! Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Наша встреча  направлена на знакомство со способами правильного, эффективного общения, развития  в себе умения оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения.

 

- Вот перед вами мысли великих людей. Например, изречение Л. Н. Толстого: “Слово - есть поступок”,  

Или же вот  -  Вадима Шефнера: “Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести”.

- Еще есть такая притча о слове.

«Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: “Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое ужасное , что есть на свете”.

Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!”- удивились гости. “ А разве это не самое ужасное?”- спрашивает он. “Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.

Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое прекрасное. И вновь слуга принес язык. Разве это не

прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”- говорит Эзоп.»

- А теперь начнем наш тренинг. Сядьте, пожалуйста, в круг.

.

Упражнение “Комплименты”

Задача:  создание позитивного настроения.

- Каждый участник,  передавая по кругу волшебный фонарь, говорит соседке комплимент.

Рефлексия:   - Какие эмоции вы испытывали в ходе игры?

                       

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Задача: способствование эмоциональной разгрузки.

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я произнесу команду: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
-
Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
-
Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
-
Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
-
Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь!

Ведущий:

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения.

 Вербальное общение осуществляется с помощью слов. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга  -тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица;  контакт глазами и т.д. 

Что означают основные жесты и позы в поведении человека. 

Сейчас я хочу поделиться с вами информацией,  возможно,  она будет вам полезна в той или иной ситуации при общении и определении состояния человека в любом разговоре.

Жесты открытости.

Раскрытые руки ладонями вверх, если дети гордятся своими достижениями

Они открыто показывают свои руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены прячут руки в карманы, либо за спину.

Руки, скрещенные на груди.

Это защитная поза, которую принимают, когда чувствуют себя неловко и хотят себя от чего-либо защитить. Также она означает, что человек хочет от вас отгородиться. Когда он чувствует себя неуверенно, то всегда старается физически занимать как можно меньше места.

Голова слегка наклонена на бок – внимательное слушание.

Человек опирается подбородком на ладонь указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта  -  критическая оценка.

Руки на бедрах. Когда человек подбоченивается и сильно оттопыривает локти, это означает: «держитесь от меня подальше» или «лучше ко мне не подходите»., «поза, противоположная объятию», а также демонстрация чрезвычайной уверенности в себе и крайней независимости. 

Человек старается не смотреть на вас – скрытность, утаивание своей позиции.

Взгляд в сторону – подозрение, сомнение.-

Жесты ухаживания «прихорашивания»

У женщин- приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним медленное скрещивание и разведение  ног на глазах у мужчин, балансирование туфли на кончиках пальцев (в вашем присутствии чувствую себя уютно).

Мужчины – поправление галстука, запонок, пиджака, если расстегнул  - открыт  для   общения, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз.

Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы).

Упражнение «Взгляд».

Цель: развитие навыков невербального общения.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: (5 участников)

  • с укоризной,
  • с настойчивым запретом,
  • с безмерным удивлением,
  • с гневом,
  • с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения.
Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Ведущий:  - Что делает голос безликим и незначащим?

Если Ваш голос обладает нижеперечисленными качествами, то, скорее всего, Вы не будете услышанным и воспринятым собеседником.

  • Монотонность. Она способна вызвать только равнодушие относительно сказанной информации.. Если Вы говорите монотонно и одинаково на протяжении всего сообщения, то оно не вызовет абсолютно никакой реакции со стороны оппонента.
  • Неуверенность в голосе. Если Вы хотите в чем — то убедить собеседника, но сами сомневаетесь в собственных словах, Ваш голос это выдаст. Собеседник не поверит Вашим словам.
  • Слишком тихий голос. Тихая речь необычайно сложна для восприятия и анализа. Скорее всего, если Вы будете говорить тихо, Вас никто не станет слушать.
  • Громкий голос. Повышение голоса ассоциируется с проявлением агрессии. Слишком громким голосом проявляете свое превосходство над оппонентом. Громкий тон свидетельствует о потере контроля над ситуацией и желание запугать собеседника.
  • Резкость в голосе. Эмоциональная окраска голоса сильно влияет на собеседника. Он воспримет Ваше сообщение намного хуже, чем предполагалось, если Вы не сможете контролировать свои эмоции и придадите голосу ноту резкости.

Практические постановки голоса при общении

  • Следите за тем, чтобы интонация и тембр голоса отображали то, что вы хотите донести до собеседника. Если Вы видите, что собеседник теряет интерес к Вашим словам, измените тон голоса.
  • Присоединяйтесь к голосу партнера, чувствуйте его интонацию. Постарайтесь на подсознательном уровне показать ему, что вы «родственные души».
  • Периодически пробуйте модулировать чужую речь. Будь то речь начальника, соседа или просто попутчика в транспорте. Это полезный прием, который позволит понять, как применять интонации и менять тембр.

Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

Цель: развитие навыков управлять голосом.

1.Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

Ведущий:  - Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.

Информация:

  • 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;
  • 0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;

1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).

Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.

Психологический практикум

 Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.

3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

Прощание: Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

И в завершении я предлагаю вам небольшой  коммуникативный тест. (Готовые бланки)

Выберите три слова, которые вам первыми попадутся на глаза  на бланках – они станут вашим девизом и движущей силой на этот год.

- Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Рефлексия впечатлений.

  • Что мне понравилось?
  • Что мне не понравилось?

Литература: 

  1. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем
  2. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
  3. Карвасарский В.Д. Психотерапия
  4. Леви В.Л. Искусство быть собой.
  5. Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на развитие коммуникативных навыков и креативности

Подборка упражнений на развитие творческого воображения и нестандартного гибкого мышления...

«Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей»

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентиров...

Конспект тренинга для дошкольников старшей группы «Развитие коммуникативных способностей»

Конспект тренинга для дошкольников старшей группы «Развитие коммуникативных способностей»Цель: развитие коммуникативных навыков.Задачи:— Обучение детей умению понимать друг друга не только словесно, н...

Тренинги на развитие коммуникативных навыков

Тренинги на развитие коммуникативных навыков...

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»

Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...

Тренинг коммуникативных способностей (для педагогов)

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личнос...