ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья на тему

Статья акцентирует внимание на одной из актуальных проблем нашего времени - защита и реализация прав детей в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_prav.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья акцентирует внимание на одной из актуальных проблем нашего времени – защита и реализация прав детей в ДОО. Решение данной проблемы необходимо начинать с активизации работы по правовому просвещению педагогов и родителей.

Ключевые слова: защита и реализация прав детей, дошкольная образовательная организация, педагог, семья.

Защита ребенка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании сегодня стала общечеловеческой. Об этом свидетельствуют принятые за последние десятилетия международные документы по правам ребенка: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Мы считаем, что особая роль в этом отводится образованию, в том числе и дошкольной образовательной организации.

Т.Н. Доронова, Н.Г. Зеленова, Н.Н. Копытова, Л.Е. Осипова, Т.А. Харитончик считают, что воспитатель ДОО – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Авторы считаю, что к основным функциям правового воспитания педагогов, связанных с защитой прав детей, можно отнести:

- демонстрацию высокого правового сознания, правовой культуры;

- реализацию прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья;

- построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией;

- организацию работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка;

- содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности;

- подготовку детей к жизни в обществе;

- привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;

- формирование высоких морально-нравственных качеств у детей;

- ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты [1].

Таким образом, воспитатель ДОО должен уметь актуализировать правовые знания и опыт в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций, просвещая и воспитывая родителей и детей.

Из выше сказанного следует, что в сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должны принимать участие и родители. Психолого-педагогический анализ литературы (Л.Г. Голубева, С.А.Козлова, Н.Н. Копытова, Т.А.Репина) позволяет утверждать, что именно в семье происходит первый этап процесса правового воспитания детей.

Данные авторы отмечают, что семья является одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов, стереотипов поведения ребенка и правовое воспитание детей должно начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.

Проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Работу с родителями необходимо проводить поэтапно:

- ознакомление их с дошкольным учреждением, группой, основными нормативными документами по правам детей;

- планирование и обеспечение правового образования родителей;

- привлечение родителей к участию в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях;

- анализ промежуточных и итоговых результатов работы с родителями [2].

Для того чтобы успешно решать вопросы правового образования родителей, необходимо использовать следующие формы работы по повышению их педагогических и правовых знаний:

- ознакомление с основными документами по правам детей и обязанностями родителей;

- анкетирование и тестирование;

- вечера вопросов и ответов;

- индивидуальные беседы;

- консультации специалистов ДОО;

- посещение открытых занятий с детьми по правовой тематике;

- использование библиотечки юридической литературы и наглядной информации;

- изучение памяток для родителей;

- дни открытых дверей;

- круглые столы, лекции;

- совместные мероприятия с участием родителей;

- обмен опытом с целью повышения юридических знаний и правовой культуры [3].

Таким образом, организационно-просветительская работа, выстроенная данным образом, создаст условия для объединения усилий семьи и ДОО по проблеме прав ребенка; сформирует индивидуальную воспитательную родительскую позицию; поможет осуществлять мониторинг семейного воспитания с целью овладения   знаниями в области правового воспитания детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 96 с.

2. Мы имеем право: учеб.- метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений /  С.А. Козлова. – М.: Обруч, 2010. – 208 с.

3. Профилактика жестокого обращения с детьми: практическое руководство / Ю.В. Даниленко [и др.]; под ред. Т.В. Наконечной. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...

тезисы по теме игротерапевтические упражнения, направленные адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации

Кочнева Н. В.Дошкольное образование 44.02.01Студентка ГБПУ СОЖужгова А. А.ГБПОУ СО Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в м...

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...

Межведомственный подход в сфере охраны здоровья и безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о;безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности...

Здоровьеобеспечение детей в условиях дошкольной образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий

Сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области образования (6). В постановлении Правительства Российс...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...