Проект "Цветы"
проект (старшая группа) на тему

Закирова Фарида Василовна

Цели проекта: эмоциональное развитие детей; развитие умственных способностей и творческого склада мышления; оптимизация взаимоотношений со сверстниками, воспитание чувства коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsyvety.docx57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Цветы»

Разработка проекта:  педагог – психолог Закирова Ф.В.

МБДОУ «Березка» пгт. Рыбная Слобода

Название  проекта: «Цветы».

Вид проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность:  краткосрочный

      Участники проекта: педагог – психолог, воспитатели, родители и дети  старшей группы

      Цели проекта: эмоциональное развитие; развитие умственных способностей и  творческого склада мышления; оптимизация взаимоотношений со сверстниками, воспитание чувства коллективизма.

        Задачи:

  • создание психологического комфорта;
  • развитие воображения;
  • развитие внимания, памяти;
  • формирование навыков позитивной коммуникации;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие самоконтроля и самостоятельности;
  • воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Актуальность проекта: погружая детей в прекрасный мир цветов, впитывая его запахи, краски, наслаждаясь его гармонией совершенствование  ребенка как личность.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Стабилизация эмоционального состояния детей. Формирование познавательной потребности. Формирование навыков позитивной коммуникации. Развитие воображения детей.  Обогащение словарного запаса детей.

ТЕМА 1. «ГОРОД ЦВЕТОВ»

Материал: зеленая ткань, фотографии (картинки) цветов.

Музыкальное сопровождение: спокойная красивая музыка; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Ход деятельности

 1. Ритуал приветствия

Инструкция. Педагог-психолог приглашает детей присесть на круг зеленого цвета, фоном звучит спокойная музыка.

Педагог-психолог: «В одном удивительно красивом городе росло много цветов. Там даже улицы назывались именами цветов: васильков, пионов, астр, люпинов, ландышей. Парки носили имена хризантем, лилий и роз. Аллеи - ромашек, незабудок, ноготков. А сквер назвали в честь анютиных глазок. Представьте, что мы попали в этот город Цветов! Мы видим бескрайние просторы прекрасного города. Почувствуйте освежающую прохладу зеленой листвы, красоту восхитительных лепестков. Ощутите запах цветов. Почувствуйте себя частицей этого города».

Инструкция. Детям предлагается закрыть глаза. Педагог-психолог раскладывает на ткани фотографии перечисленных цветов - процедура повторяется на каждом занятии.

2.«Прогулка по городу»

Педагог - психолог: «Ребята, что такое город?.. Город - это крупный населенный пункт. Как вы понимаете слово «населенный»?..

Город, по которому мы сейчас прогуляемся, необычный. Он населен не людьми, а цветами. Посмотрите вокруг... Какие цветы вам знакомы? (Дети ходят по комнате, рассматривают фотографии цветов, называют цветы, которые им знакомы.) А сейчас мы вдохнем аромат этих цветов».

Инструкция. Выполняется вдох полуоткрытым ртом с движением рук вверх, на выдохе с медленным опусканием рук поется «Ах, как красиво» (повторяется 2-3 раза).

3.Упражнение «Повтори чистоговорку»

Инструкция. Детям предлагается вслед за психологом повторить чистоговорку:

Василек, василек-синий-синий лепесток.

Тебе астра и пион - наслаждайся красотой.

Люпин нежно-голубой подарили нам с тобой.

Словно белые горошки, цветут ландыши на ножке.

Так хризантема хороша, что замирает вся душа.

В комнате у Лилии распустились лилии.

Вот тебе ромашка, а на ней - букашка.

Незабудку не забуду, вспоминать о ней я буду.

У розовой розы шипы, как занозы.

Этот мелкий цветок, он всего лишь с ноготок.

Анютины глазки глазки открыли, моргнули, зевнули и глазки закрыли.

4.Упражнение «Разговор цветов»

Инструкция. Перед детьми на столе лежат колокольчики с наклееными на них картинками цветов.

Педагог - психолог: «Ребята, а вы знаете, что цветы тоже могут разговаривать? Но голоса у них разные: у одного цветочка тихий голос, у другого наоборот... - какой? Громкий. У третьего - очень громкий, у четвертого - очень тихий, у пятого - вообще бесшумный... На колокольчиках изображены цветы. Давайте послушаем их голоса».

Педагог - психолог трясет каждый колокольчик, показывая, как он звучит. Дети определяют, какой «голос» у каждого колокольчика-цветка. Затем им предлагается взять по колокольчику, определить, какой у него голос, и представить, что цветы завели разговор.

5.«Танец цветов»

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям превратиться в понравившийся цветок и потанцевать (под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.П. Чайковского).

6.Упражнение «Ах, какое чудо!»

Педагог - психолог (обращая внимание детей на разложенные фотографии цветов): «Ребята, давайте посмотрим на цветы. Как вы выразите свое восхищение ими? Ах! (Дети произносят звукосочетание, используя мимику.) Сколько звуков в этом восхищении? Какой первый звук мы произносили? Второй? Поменяйте звуки местами... Что получилось? А теперь у нас от этой красоты захватило дух, и мы произносим...? (Ух.) Мы нечаянно наступили на цветок и сказали с вами?.. (Ох.) Огорчились с вами мы и теперь произнесли?.. (Эх.)»

  1. Упражнение «Визуальная релаксация»

Инструкция. Педагог-психолог предлагает присесть вокруг ткани зеленого цвета, на которой лежат фотографии цветов. Звучит спокойная музыка.

Педагог-психолог: «Ребята, расслабьтесь. Посмотрите на фотографии цветов, выберите из них понравившийся и положите перед собой. Смотрите на фотографии, стараясь запомнить, как выглядят цветы. (1-2 мин.). А теперь закройте глаза и представьте, что вокруг вас много таких цветов. Вы вдыхаете их аромат... Любуетесь восхитительными нежными лепестками... Вам приятно! Откройте глаза. Улыбнитесь! Расскажите, что вы чувствовали, когда были среди цветов.

  1. Ритуал прощания

ТЕМА 2. «УЛИЦА ВАСИЛЬКОВ»

Материал: зеленая ткань, фотографии (картинки) васильков, индивидуальные песочницы по количеству детей, вода для увлажнения песка.

Музыкальное сопровождение: спокойная красивая музыка; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Ход деятельности

1. Ритуал приветствия

Педагог-психолог: «Ребята, представьте, что мы в удивительно красивом городе цветов, где есть улица Васильков. Вы окружены разноцветными васильками. Полюбуйтесь их разноцветием...».

Примечание. Процедуру - см. «Город Цветов», за исключением - на ткани раскладываются фотографии васильков.

Возле дачи, на раздолье,

У излучины реки
Разбрелись в колхозном поле
Голубые васильки.
Я из них плела веночек,
Как стихи из синих строчек,
Танцевала в нём балет.
Маме нарвала букет.

2.«Прогулка по улице Васильков»

Педагог - психолог: «Ребята, как вы понимаете слово “улица”?.. Улица - это пространство между двумя рядами домов в населенном пункте для прохода и проезда. Я предлагаю вам положить цветы на ткань так, чтобы получилась улица…

А сейчас встаньте так, чтобы не наступить на васильки и не мешать друг другу. Мы прогуляемся по улице Васильков, вдыхая их аромат и восхищаясь ими».

Инструкция. Выполняется вдох полуоткрытым ртом с движением рук вверх и на выдохе, медленно опуская руки, поется сначала «Василек, василек...», затем снова ротовой вдох-выдох и пропевается «...мой любимый цветок». Упражнение повторяется 2-3 раза.

3. Упражнение «Звук василька»

Инструкция. Перед детьми на столе лежат музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, треугольник). Педагог – психолог предлагает детям внимательно послушать звучание каждого инструмента и выбрать тот звук, который мог бы издавать василек, если бы он «запел». Затем детям предлагается отвернуться, послушать и определить, «звучит» василек или нет.

Примечание. Упражнение повторяется несколько раз со всеми детьми, затем с каждым ребенком индивидуально.

4. «Танец васильков»

Инструкция. Звучит «Вальс цветов». Дети делятся на две группы.

Педагог-психолог: «Ребята, встаньте в маленькие кружки так, чтобы ваши спинки касались друг друга, руки согните в локтях и прижмите к туловищу, пальчики ладоней раскройте веером и слегка наклоните вперед. Очень хорошо! Великолепные васильки. Теперь слушайте музыку и попробуйте потанцевать».

5. Игра «Это верно или нет?»

Инструкция. Педагог - психолог предлагает детям взять фотографию василька и поиграть в игру: если они услышат правильное название цветка, то должны показать свой василек, если неправильное - спрятать за спиной. Затем громко и четко произносит звукосочетания: савилек, висалек, василек, сивалек, валисек и т. д.

Далее детям предлагается определить первый и последний звуки в слове «василек», количество слогов в нем и отстучать ладошками его ритмическую структуру.

6.Рисование на песке

Инструкция. Потребуются индивидуальные песочницы, вода для увлажнения песка и фотографии васильков.

Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите внимательно на цветы. Васильки настолько прекрасны, что невозможно отвести глаз. Я предлагаю вам нарисовать васильки на песке. Рисовать мы будем пальчиками и кулачком... Что вы чувствовали, когда рисовали? Вы чувствовали прохладу или тепло песка? А сейчас я предлагаю вам «поиграть» на поверхности песка, словно это клавиши пианино».

7.Упражнение «Визуальная релаксация»

Инструкция. Процедуру - см. «Город Цветов», за исключением - на ткани лежат фотографии васильков.

Педагог-психолог: «Ребята, расслабьтесь. Смотрите на фотографии, стараясь запомнить, как выглядит цветок. (1-2 мин.) А теперь закройте глаза и представьте, что вокруг вас много таких цветов. Вы вдыхаете их аромат... Любуетесь восхитительными нежными лепестками... Вам приятно! Откройте глаза. Мысленно поблагодарите цветы за их удивительную красоту. Улыбнитесь! Расскажите, что вы чувствовали, когда были среди цветов».

8.Ритуал прощания

ТЕМА 3. «ПАРК ХРИЗАНТЕМ»

Материал: фотографии (картинки) хризантем, игрушки (утки, утята), индивидуальные песочницы (по количеству детей), вода для увлажнения песка, белая и желтая ткань, белые и желтые кружки (по количеству детей).

Музыкальное сопровождение: спокойная красивая музыка; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Ход деятельности

1. Ритуал приветствия

Педагог - психолог: «Ребята, мы вновь с вами в городе Цветов. Я знаю про этот город небольшое стихотворение и покажу, как мы будем его читать».

Инструкция. Перед тем, как произнести строку стихотворения, выполняется быстрый вдох носом с одновременным движением рук вверх.

Город цветов нас снова встречает,

Своей необычностью он удивляет.

Прохлада листвы, красота лепестков

 Ах... как вдохновляет запах цветов!

2.Упражнение «Вспоминалки, рассуждалки»

Педагог - психолог: «Ребята, вспомните, что такое город?.. А что такое улица?.. А кроме улиц, что еще в городе есть?.. А парк в городе есть?.. А что такое парк?.. Парк-это большой сад с аллеями, цветниками, фонтанами и прудами (детям предлагается определить значения этих слов).

3.«Прогулка по парку Хризантем»

Инструкция. Педагог - психолог обращает внимание детей на фотографии хризантем, разложенные на зеленой ткани.

Осенний день, в лучах комод и стены, 
Так солнечно, хоть осень на дворе, 
А на столе лучатся хризантемы - 
Подарком увядающей поре… 

Педагог - психолог: «Давайте представим, что мы с вами в парке Хризантем. Посмотрите, какие это красивые цветы. Рассмотрите, сколько лепестков у хризантемы, какие они по форме?»

4.Пальчиковая игра «Покормлю утят»

Инструкция. Педагог-психолог приглашает детей к голубой ткани - пруду.

Педагог-психолог: «Представьте, что это пруд - это пруд в парке Хризантем, посмотрите на него, кого вы там видите?»

Дети говорят, что видят уток, утят. Педагог – психолог  предлагает покормить птиц, повторяя за ним слова и действия:

Достаю я крошечки               Пальчики обеих рук в «щепотке»

Утят я покормлю           Руки вытянуты, большие пальцы обеих рук    потирают остальные пальчики                                     

А потом ладошки                           Попеременно потираются правая и левая ладошки

Салфеткой оботру                   Имитируется движение обтирания

5. Игра-упражнение «Цветники»

Инструкция. Педагог - психолог раскладывает на ковре белый и желтый круги из ткани (в серединке лежат кружочки того же цвета).

Педагог - психолог: «А вот и цветники в парке Хризантем. Я предлагаю вам превратиться в белые и желтые хризантемы и занять свое место в цветнике».

Педагог - психолог  раздает детям белые и желтые кружочки, предлагая встать на круг соответствующего цвета. К каждой группе детей он обращается с вопросом: «Вы какие хризантемы?». После ответа обращается ко всем сразу: «Какой первый звук в названии вашего цветка?». Далее педагог - психолог предлагает поднять руки вверх и повторять за ним слова и действия: «Подул легкий ветерок х-х-х, хризантемы качаются. (Дети длительно произносят звук и покачивают руками из стороны в сторону.) Порывы ветра стали сильнее х-х-х. (Произносят звук прерывисто и покачивают руками вперед-назад.) Сильный ветер налетел. (Произносят звук громко и протяжно, выполняя круговые движения руками.) 1/1 вдруг неожиданно стал утихать. (Произносят звук прерывисто, снижая голос и медленно опуская руки.)»

6.«Танец хризантем»

Педагог-психолог: «Встаньте друг к другу спинками, как можно ближе. Ваши тела - стебельки, а вытянутые перед собой руки-лепестки хризантем, Ветерок шевелит лепестки прекрасных хризантем. Слушайте музыку и поднимайте слегка вверх то правую, то левую руку. Двигайтесь по кругу, шевеля лепестками».

7.Упражнение «Визуальная релаксация»

 Инструкция. Педагог-психолог предлагает присесть вокруг ткани зеленого цвета, на которой лежат фотографии цветов. Звучит спокойная музыка.

Педагог-психолог: «Ребята, расслабьтесь. Посмотрите на фотографии цветов, выберите из них понравившийся и положите перед собой. Смотрите на фотографии, стараясь запомнить, как выглядят цветы. (1-2 мин.). А теперь закройте глаза и представьте, что вокруг вас много таких цветов. Вы вдыхаете их аромат... Любуетесь восхитительными нежными лепестками... Вам приятно! Откройте глаза. Улыбнитесь! Расскажите, что вы чувствовали, когда были среди цветов.

8. Ритуал прощания 

ТЕМА 4. «АЛЛЕЯ НЕЗАБУДОК»

Материал:  фотографии (картинки) цветов (ромашек, роз, васильков, люпинов, астр, незабудок и пр.), зеленая ткань, индивидуальные песочницы (по количеству детей), вода для увлажнения песка, зеленые полоски ткани (или цветной бумаги), картонные незабудки (по количеству детей), зеркальный шар.

Музыкальное сопровождение: спокойная красивая музыка; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Ход деятельности

1. Ритуал приветствия

Педагог-психолог: «Ребята, мы вновь с вами в городе Цветов. Познакомимся сегодня, пожалуй, с самым скромным цветком. Он не выбирает себе лучшего места, не бросается в глаза, как ромашка и другие цветы. У этого цветочка пять голубых лепестков, а в серединке - желтое сердечко. И имя у него ласковое - Незабудка. Незабудка не выгорает, не тускнеет, хотя солнышко ярко светит. Цветок очень маленький, в нем и красота, и простота. Поглядишь на этот цветок - и не забудешь».

У собачьей старой будки
Распустились незабудки.
Наш пушистый рыжий пес
В незабудки тычет нос:
«Сколько жить на свете буду –
Незабудки не забуду!»

2. Игра «Найди меня!»

Инструкция. На зеленой ткани лежат фотографии цветов, с которыми дети уже знакомы и добавлена незабудка. Педагог-психолог предлагает детям найти ее и рассмотреть.

3.Упражнение «Аллея Незабудок»

Инструкция. Педагог - психолог предлагает детям подойти к столу, на котором лежат зеленые полосы ткани и картонные незабудки.

Педагог - психолог: «Возьмите по одной полоске зеленой ткани и постарайтесь все вместе выложить их в два одинаковых параллельных ряда. Теперь на каждый ряд посадите незабудки. Как можно назвать нашу аллею?»

4.Речедвигательное упражнение

Инструкция. Педагог - психолог предлагает детям встать друг за другом и «прогуляться по аллее», повторяя слова и движения:

По аллее я пойду                                Идут друг за другом  

Вправо-влево посмотрю                 Останавливаются, поворачивают головой

Прикоснусь рукой к цветку          Приседают, прикасаются к незабудкам        

Аромат его вдохну                                 Делают глубокий вдох носом

Как мне нравится гулять                        Встают, произносят на выдохе

Свежим воздухом дышать          Поднимают руки вверх и кружатся        

5.Упражнение-наблюдение «Бабочки»

Инструкция. Педагог-психолог включает зеркальный шар, красивую музыку и предлагает детям понаблюдать за «бабочками», которые летают на аллее Незабудок. В процессе внимание детей акцентируется на том, что бабочки очень хрупкие, могут повредить крылья и погибнуть, поэтому и их лучше в руки не брать.

6. Упражнение  «Мы – цветы»

  1. Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).
  2. Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).
  3. Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.
  4. Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.
  5. Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

 

7.«Танец незабудки»

Педагог-психолог: «Ребята, один из вас будет серединкой незабудки. Остальные пять человек будут лепестками. Встаньте спинками к стоящему в середине, слегка наклонитесь вперед. Руки опущены вниз. Слушайте музыку и в такт двигайтесь по кругу в одну сторону, потом в другую. Почувствуйте друг друга, чтобы получился один цветок с прекрасным названием незабудка».

8.«Предложение на песке»

Инструкция. См. «Парк Хризантем». Детям предлагается нарисовать схему предложения

«Нина и Наташа любят нежные незабудки» (I _ о _ _ _ _         .). Дополнительное задание: разделить каждое слово по слогам, нарисовав короткие линии под линией-словом.

9.Упражнение «Визуальная релаксация» 

Инструкция. Педагог-психолог предлагает присесть вокруг ткани зеленого цвета, на которой лежат фотографии цветов. Звучит спокойная музыка.

Педагог-психолог: «Ребята, расслабьтесь. Посмотрите на фотографии цветов, выберите из них понравившийся и положите перед собой. Смотрите на фотографии, стараясь запомнить, как выглядят цветы. (1-2 мин.). А теперь закройте глаза и представьте, что вокруг вас много таких цветов. Вы вдыхаете их аромат... Любуетесь восхитительными нежными лепестками... Вам приятно! Откройте глаза. Улыбнитесь! Расскажите, что вы чувствовали, когда были среди цветов.

10.Ритуал прощания

ТЕМА 5. «СКВЕР АНЮТИНЫХ ГЛАЗОК»

Материал: фотографии (картинки) анютиных глазок, зеленая ткань, индивидуальные песочницы, вода для увлажнения песка, отрезы шифона (красного, оранжевого, желтого, синего, фиолетового и белого цветов), игрушечные кусты и деревья, цветы из киндер-сюрпризов.

Музыкальное сопровождение: спокойная красивая музыка; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Ход деятельности

1.Приветствие

Педагог-психолог: «Ребята, мы вновь с вами в городе Цветов. Посмотрите, вот эти маленькие цветы напоминают нам глаза. Они так и называются - анютины глазки. Полюбуйтесь ими».

Анютины Глазки
Раскрылись, как в сказке.
И им улыбнулись — смотри!
Весёлый и хитрый
Глазок У Картошки
И круглый Глазок У Двери.
Анютины Глазки
Сияли от ласки.
И как было им не сиять!
Глазок У Двери
И Глазок У Картошки
Им начали дружно мигать.
И вдруг потемнело,
Нахмурилось небо,
Кругом загремела Гроза…
Глазок У Двери
И Глазок У Картошки,
А также Анютины Глазки немножко
В испуге закрыли Глаза.
Гремело в округе.
Заснули в испуге
И спали до самой зари:
Анютины Глазки,
Глазок У Картошки
И круглый Глазок у Двери.

2.Упражнение «Вспоминалки, рассуждалки»

Ппедагог - психолог: «Ребята, что такое улица, парк, аллея?.. А кто знает, что такое сквер?.. Сквер - это небольшой общественный сад в городе с деревьями, кустарниками и, конечно же, цветами. Как вы понимаете слово “общественный”?».

3.«Прогулка по скверу Анютиных глазок»

Инструкция. Педагог – психолог  предлагает детям из игрушечных деревьев и кустарников, зеленой ткани, фотографий создать сквер анютиных глазок. После чего дети играют: идут по кругу и на каждый шаг произносят слова чистоговорки: «Анютины глазки глазки открыли, моргнули, зевнули и глазки закрыли». Темп постепенно убыстряется, кто собьется выходит из игры. Тот, кто быстрее всех произнесет слова чистоговорки, соединяя их с шагами, станет победителем.

4.Упражнение «Глазки»

Инструкция. Педагог - психолог повторяет чистоговорку и просит назвать слова, обозначающие действия (открыли, моргнули, зевнули, закрыли). Далее детям предлагается выполнить эти действия по порядку.

5. «Танец анютиных глазок»

Инструкция. Используя шифон разных цветов, дети перевоплощаются в анютины глазки и танцуют.

6. «Сквер Анютиных глазок на песке»

Инструкция. Потребуются индивидуальные песочницы, в которых спрятаны маленькие игрушечные цветочки анютиных глазок (из киндер-сюрпризов),

Педагог-психолог: «Ребята, найдите в песке предметы... А теперь нарисуйте свой сквер посадите в нем цветочки, которые вы нашли».

После выполнения задания педагог - психолог предлагает совершить экскурсию по созданным скверам. На этом этапе происходит обмен впечатлениями.

7. Упражнение «Визуальная релаксация» 

Инструкция. Педагог-психолог предлагает присесть вокруг ткани зеленого цвета, на которой лежат фотографии цветов. Звучит спокойная музыка.

Педагог-психолог: «Ребята, расслабьтесь. Посмотрите на фотографии цветов, выберите из них понравившийся и положите перед собой. Смотрите на фотографии, стараясь запомнить, как выглядят цветы. (1-2 мин.). А теперь закройте глаза и представьте, что вокруг вас много таких цветов. Вы вдыхаете их аромат... Любуетесь восхитительными нежными лепестками... Вам приятно! Откройте глаза. Улыбнитесь! Расскажите, что вы чувствовали, когда были среди цветов.

  8. Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Ребята, вот и закончилось наше знакомство с городом Цветов. Нам было очень приятно совершать прогулки по улицам, паркам, аллеям и скверу нашего чудесного, красивого рода Цветов».

Дети делятся впечатлениями и прощаются с городом Цветов.

Используемая литература.

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальнойдействительностью. - УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

2.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.

4.Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2012. – 72 с.

5.Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004.