Публикация
консультация на тему

Хузина Елена Альбертовна

Выступление для воспитателей на семинар практикуме  "Цветные палочки Кюизенера в детском саду" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление для воспитателей на семинаре – практикуме «Цветные палочки Кюизенера для детского сада»

Что любят больше всего делать наши дети? Конечно же играть. А чтобы познать и изучить окружающий мир, удовлетворить большую  любознательность, существуют игры – исследования. Развивать ум ребёнка, формировать мыслительные способности, вот одна из задач воспитания, которая помогает осваивать новое. Существует очень много развивающих игр, мы в своей работе используем: игры Б. Никитина, «Лего», блоки Дьёнеша и другие. Сегодня я хотела бы вам рассказать  про счётные палочки Кюизенера.                                                                                                   Родители очень радуются успехам своего ребёнка, поэтому заниматься развитием способностей нужно в процессе игры и с раннего возраста. Давайте поговорим о том, как можно развить у детей способность к математике, знакомить детей со сложными математическими понятиями в доступной форме. Так что же представляют собой счетные палочки Кюизенера?

В 1952 году бельгийский учитель – изобретатель Джордж Кюизенер опубликовал книгу «Числа и цвета», где рассказал о том, что каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. С помощью палочек Кюизенера  можно развивать элементарные математические  представления о числе на основе счёта и измерения, умение сравнивать и сопоставлять предметы по (цвету, высоте, длине, ширине). Формировать навыки самооценки и самоконтроля, помогать освоить пространственно – количественные характеристики.

Как можно играть с малышами? Всё очень просто. Палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Построить из палочек дорожку, сделать домик, заборчик, цветочек и многое другое. Играя, вы развиваете воображение и мелкую моторику. Их привлекают конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.   Это основное в игре с палочками Кюизенера. Дети четырёх, пяти лет учаться соотносить цифру «один» и понятие «один», смогут понимать какая цифра больше по значению. Затем палочки выступают как средство обучения арифметике. Пространственно- количественные характеристики не столь очевидны для ребёнка, как например цвет, размер, форма. Поэтому на помощь приходит взрослый, но при этом он даёт возможность ребёнку самому выбирать то или иное действие. Вот тогда игра и становится новым, радостным открытием. Ребёнок быстро учится переводить (декодировать) разноцветные палочки в числовые отношения. У детей формируется умение постигать законы мира чисел. В подготовительной к школе группе дети могут уже работать с планом и со схемой, выполнять задания на слух. В школе такие знания могут очень пригодиться.

                                                                                                                              Есть замечательное  стихотворение  про цвета палочек Кюизенера:

Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной!

Первая – это белый листок,

 Вторая – розовый лепесток,

 Третья – как голубой океан,

                 Четвёртая – словно красный тюльпан,

        Пятая – жёлтый солнечный свет,

          Шестая – сиреневый яркий букет,

          Седьмая – чёрный пушистый кот,

                  Восьмая – вкусный вишневый компот,

                                           Девятая – синий мой мячик,

    А десять – оранжевый зайчик.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр для детей старших и подготовительных групп детского сада, приглашаю включиться самим в игру.

  1. «Составь число» с целью знакомства с составом числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в различении цвета; закреплять счет в пределах десяти; развивать логическое мышление, внимание, память. развивающая среда: плоскостной вариант палочек Кюизенера и  карточки с цифрами на каждого ребёнка.

Ход игры: воспитатель предлагает составить числа.

 - Из каких палочек можно составить число…? (числа в пределах 10)

Дети выкладывают их комбинации на столах, составляют это же число с помощью карточек с цифрами и называют числа.  
- Составьте число (назвать число) из одинаковых (разных) палочек.

- Составьте число  (указать число) из палочек определённого цвета.

     2.  «Больше – меньше» с целью совершенствования знаний детей о

           палочках Кюизенера; употреблять в речи не цвет палочки, а число,

           которое оно обозначает; закреплять понимание отношений между

           числами натурального ряда, пользоваться знаками  <, >.

         развивающая  среда:  плоскостной вариант палочек Кюизенера и

      карточки со знаками и цифрами.

      Ход игры: воспитатель на столах раскладывает по 2 палочки на        каждого ребёнка. Нужно между палочками поставить знак  <,  >.  (на палочках очень легко можно объяснить, что 6 меньше 7, 5больше 4 и т.д.) Для закрепления материала под палочками нужно расставить соответствующие цифры.

  1.   «Что пропустили?»  с целью закрепления прямого и обратного счёта; Совершенствования  знаний о закономерностях палочек Кюизенера; развития внимания, памяти, логического мышления.      

       развивающая среда: набор палочек Кюизенера  плоскостной

              вариант.  

             Ход игры: дети на столах выстраивают лесенку в прямом и обратном порядке. А воспитатель тем временем выстраивает лесенку, заведомо пропуская некоторые полоски. Дети замечают  несоответствие.                - Что вы заметили? Какая полоска пропущена? Какого цвета? Какое число она обозначает?                                                        Воспитатель просить ребёнка исправить ошибку. И так повторяется несколько раз. Вместо воспитателя игру могут продолжить дети. 

  1.   « Разведчики»  с целью развития навыков сложения и вычитания чисел; умения работать с карточкой схемой; упражнять в выполнении арифметических действий.                                                                   развивающая среда: фигурки парашютистов, набор плоскостных палочек Кюизенера, карточки с примерами, схемы фигур для конструирования из палочек, карточки со знаками  – , +, =.                        Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на парашютистов    

– Это парашютисты – разведчики,  они получили задание приземлиться в секретной местности. Каждый из них должен оказаться в заданном пункте  и разгадать, что представляют собой «секретные объектами».   Дети выбирают себе парашютиста, на обратной стороне написан пример (1+2; 3 – 2; 5+1; 3+3; 4 – 2 и т.д.). С помощью палочек дети решают примеры и находят номер своей схемы. Например, 5+1=6 (решение жёлтая палочка + белая = фиолетовая), значит, схема № 6. Затем дети переворачивают карточку схему и по ней выкладывают из палочек «Секретные объекты», например, дом, машину, животных, человечков и т. п.    

  1. «Весы»  с целью закрепления понимания отношений между числами

натурального ряда (больше, меньше); умения уменьшать и увеличивать каждое из них на 1; закрепления знаний о составе числа; упражнения в решении простых арифметических действий; развития умений соотносить числа, составленные из разных палочек; развития логического мышления, наблюдательности, внимания.                           развивающая  среда: наборы объёмных палочек Кюизенера, игрушечные весы.                                                                                           Ход игры: дети на одну чашу весов помещают палочку большего

значения (например, 5), на другую чашу – меньшего значения (например, 4). Весы перевешивают в сторону большего числа воспитатель подводит к тому, что больше – тяжелее, меньше – легче. Значит, число 5 больше числа 4. Воспитатель предлагает детям добавить к палочке «4» кубик «1». Дети наблюдают, что чаши весов уравновесились. Значит, пять больше четырёх на один. Аналогично сравниваются другие числа.                                               Состав числа. Например, на правую чашу весов положить палочку равную 6. Воспитатель предлагает детям на левую чашу положить такие две палочки, чтобы весы уравновесились. Дети подбирают такую комбинацию числовых палочек, чтобы вместе они составили число 6 (белую и жёлтую, розовую и красную, две голубых, шесть белых). Значит, число 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1.                                                                                             Решение примеров на сложение и закрепление состава числа. Воспитатель предлагает решить примеры или проверить правильность решения с помощью весов. На правую чашу весов положим красную палочку «4» и голубую палочку «3» (пример 4+3=…). Дети решают пример и на левую чашу весов кладут палочку «ответ». Если решение правильное, то весы уравновесятся (фиолетовая палочка «7»).                                                      Дети играют в магазин. Вместо гирь используют палочки – «единички», белые кубики. Остальные палочки – «товар» (сыр, колбаса и т. д.). дети между собой распределяют роли. Воспитатель берёт на себя роль покупателя, подходит к прилавку: «Пожалуйста, взвесьте мне этот кусочек колбасы». На правой чаше весов одна розовая палочка, на левой – две белых. Весы уравновешиваются. «Два килограмма», - говорит продавец. Продавец расплачивается. Об определении цены можно договориться: использовать цифры, монеты, логические блоки Дьёнеша, палочки.                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...