Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2012 - 2016 г.г.
материал на тему

Гарафетдинова Гульнара Фаязовна
Индивидуальный план по повышению профессионального уровня отражает примерное распределение мероприятий по самообразованию.  Определена тема самообразования, показана ее актуальность в работе с детьми с нарушениями  зрения. Затем поставлена цель исследования, конкретные задачи, через которые будет достигаться цель, ожидаемые результаты и формы отчета, мероприятия, которые запланированы по годам в период между аттестациями.

                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_plan_samoobrazovaniya_garafetdinovoy_g.f.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 48«Винни-Пух, г. Набережные Челны.

Индивидуальный план работы

на межаттестационный период

по повышению

профессионального уровня

педагога-психолога I квалификационной категории

Гарафетдиновой Гульнары Фаязовны

с 2012 по 2016гг.

Тема самообразования: «Применение современных методов психокоррекции (нейропсихологии, образовательной кинезиологии, песочной терапии) в психологическом сопровождении дошкольников с нарушением зрения».

                                                     Содержание
1. Пояснительная записка

2. План самообразования

  • Задачи
  • Предполагаемый результат
  • Формы отчета

 

                                     Пояснительная записка:

Актуальность. Краткое описание методов.

Согласно требованиям ФГОС ДО  к структуре образовательной программы дошкольного образования, если в детском саду планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, то коррекционная работа  и (или) инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Самой распространенной  причиной патологии  зрения   в детском возрасте является перинатальная травма ЦНС. В мед. картах наших детей встречаются такие описания анамнеза (истории болезни):

  • асфиксия, гипоксия – кислородная недостаточность  у плода в период беременности или во время родов;
  • травма шейного отдела позвоночника (кривошея);
  • ретинопатия недоношенных и др.

        Так  или иначе,  имеется нарушение ЦНС, а нервная система, как известно,  обеспечивает и создает основу для психического здоровья и нормального развития ребенка. Изначально эта основа ослаблена. Отсюда и возникают определенные проблемы и трудности у детей, имеющих нарушение зрения.

        Проблемы могут проявиться в 3-х сферах развития ребенка:

   1 – в физическом развитии;

   2 – в умственном развитии;

   3 –в развитии эмоционально-волевой сферы и в становлении личности ребенка.

   В физическом развитии отмечаются:

  • общая соматическая ослабленность, т.е. частые заболевания;
  •  нарушения осанки, плоскостопие;
  • нарушение координации движений.

    Слабость  нервной системы часто проявляется в виде невропатии,  когда ребенок тяжело переносит некоторые раздражители – яркий свет, духоту, его укачивает в транспорте, он быстро устает и начинает капризничать.

    Поэтому нашим детям необходимы всевозможные общеукрепляющие мероприятия: соблюдение режима дня, закаливание, массаж, плавание в бассейне, физические упражнения, подвижные игры на свежем воздухе.

Если здоровый человек получает почти  90 % информации  о внешнем мире только с помощью зрения, то, сколько же ее получают дети с нарушенным зрением? Ребенок вынужденно познает мир через ограниченные рамками стекол очки, а в период лечения окклюзией, вынужден использовать для восприятия плохо видящий глаз, т.к. на лучше видящем глазу – заклейка (окклюдер).  Вследствие зрительной нагрузки быстро наступает утомление глаз, и ребенок получает   очень незначительное количество  информации, мир теряет свою  целостность, богатство красок,  не воспринимается множество  интересных и важных деталей.

   Сенсорный (чувственный) опыт детей  с нарушениями зрения очень ограниченный.  Как следствие, страдают и остальные познавательные процессы: мышление, память, воображение, речь, и в целом, познавательная сфера. Неподкрепленные достаточным сенсорным опытом, знания и представления у детей с нарушением зрения часто поверхностные и формальные. Недостатки в развитии познавательных процессов часто сказываются на уровне готовности ребенка к школе и в дальнейшей учебе. Характерны для детей с нарушением зрения трудности в усвоении точных наук – н-р, математики, а также при обучении чтению и письму. Большой проблемой детей с нарушениями зрения является недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук. А развитие руки в свою очередь тесно связано с развитием речи ребенка. У очень многих  дошкольников с нарушением зрения отмечаются  дефекты в речи, которые впоследствии сказываются в процессе чтения и письма.

       У детей с нарушениями зрения отмечаются и нарушения в эмоционально-волевой сфере, что также связано со слабостью нервной системы и некоторыми недостатками семейного воспитания.   Нервная  ослабленность  проявляется в быстрой смене настроения, частой раздражительности, капризах. У многих детей с нарушением зрения отмечаются повышенная возбудимость, гиперактивность или наоборот, вялость, инертность, заторможенность.  Также отмечаются низкая работоспособность и быстрая утомляемость - дети не могут длительное время заниматься одним делом, долго удерживать внимание, не доводят начатое дело до конца. Это говорит и о слабости волевых процессов - дети не любят прилагать усилий, быстро сдаются перед трудностями, ищут легких обходных путей. Эти особенности детей особенно заметны в старшем дошкольном возрасте. Дети неохотно выполняют задания, требующие самостоятельного мышления, стремятся подсмотреть, ждут подсказки и помощи взрослого. Дети настолько привыкают к индивидуальному взаимодействию и опеке взрослого, что даже не пытаются начать дело самостоятельно, проявляют беспомощность и неуверенность в себе. Выполняя задание, постоянно оглядываются на педагога и спрашивают: «А я так делаю?  А у меня правильно?» Родители  слабовидящего ребенка часто склонны излишне  жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.  Дети, которых чрезмерно жалеют, опекают, балуют, избавляют от трудностей,  становятся несамостоятельными, неуверенными в себе, чрезмерно зависимыми от взрослых, с низкой волевой регуляцией. Недостаточный уровень произвольности поведения и психических процессов  значительно ограничивает адаптивные возможности детей со зрительной патологией.

     Учитывая особенности наших  детей,  и в целях организации эффективной коррекционно-развивающей работы с ними необходимы поиск и апробация новых эффективных методов и технологий. 

      В коррекционной педагогике и психологии существуют традиционные подходы коррекции и реабилитации процессов развития, но, несмотря на это, проблема эффективности психолого-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной. Существующие долгие годы традиционные коррекционные программы чаще всего представляют собой  набор упражнений, направленных на тренировку слабых функций. Например, если у ребёнка страдает память – ему предлагаются упражнения на запоминание и воспроизведение различных зрительных или слуховых стимулов, если у ребёнка трудности произношения – от него требуется многократно повторять звуки и слова по образцу логопеда. Т.е. психолого-педагогическое воздействие при таком подходе происходит по принципу «симптом-мишень», а слабая функция в психической деятельности ребёнка нагружается еще больше без исследования причин ее недостаточности. Результаты в такой коррекционной работе достигаются с большими усилиями, зачастую они нестойкие, порой положительной динамики практически не наблюдается. Причиной этому является преобладание в современной популяции детей системных нарушений психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.  Данный факт нельзя игнорировать, а следует учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с ОВЗ. Поэтому, необходимы комплексные методы, которые обеспечат системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка.

       В настоящее время в образовании все большую популярность приобретает нейропсихологический подход, основанный на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка»  является научно обоснованной и доказавшей свою эффективность.  Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза (МЗО) (А.В. Семенович, Л.С. Цветкова и др.). Это базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического.  МЗО заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Нейропсихологические технологии по МЗО направлены на  три стороны психического развития ребенка:                           1) формирование психосоматического каркаса личности и психомоторных координаций, соматогнозиса (что соответствует I блоку мозга по теории А.Р.Лурия), 2) формирование широкого репертуара познавательных компетентностей (II блок мозга) и 3) формирование произвольной саморегуляции (III блок мозга).

     Для осуществления коррекционного воздействия на  I уровень используются двигательные  и дыхательные упражнения:

- упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий мозга (массаж кистей рук, стоп ног, ушных раковин; пальчиковая гимнастика; кинезиологические упражнения; дыхательные упражнения); 

- упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса (кинезиологические упражнения, прокатки, растяжки);

- упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, кинезиологические упражнения, различные виды ползания, игры с мячом, графические упражнения). Кинезиологические упражнения, направленные  на развитие мелкой моторики пальцев рук,  способствуют энергетизации и стимуляции деятельности головного мозга, развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, т.е.  синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению  запоминания, повышают устойчивость  внимания, способствуют развитию речи, пространственных представлений, облегчают процесс обучения письму.  Также кинезиологические упражнения снижают утомляемость, повышают стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, что немаловажно для будущих учеников.    

    Для коррекционного воздействия на  III уровень используются упражнения, направленные на формирование произвольности и внимания (стоп-игры, игры с правилами, упражнения на умение следовать заданной инструкции, на формирование самоконтроля при выполнении заданий), игры на развитие коммуникативных навыков.

     Коррекционное воздействие на  II уровень, познавательных компетентностей, происходит всеми известными традиционными и инновационными методами и средствами обучения и коррекции недостатков в развитии  высших психических функций (дидактические и развивающие игры, упражнения для развития внимания, памяти, мышления, речи и др.)                                          

     Таким образом, нейропсихологический метод и кинезиологические упражнения, как одно их практических средств этого метода, - это научно обоснованные, оптимальные, доказавшие свою эффективность в практике многих специалистов, работающих с детьми, в т.ч. с ОВЗ и инвалидностью. Возможности данной технологии огромны, принимая во внимание, что практически все процессы нашего организма обусловлены работой мозга.

     Также, одной из самых актуальных среди других проблем коррекции и развития компенсаторных способностей и преодоления последствий зрительной патологии, является проблема социально-коммуникативного развития.  Нарушения зрительного восприятия  у детей приводят   к  ограничению возможности  формирования  знания об окружающих людях и собственном «Я»  путем сравнения себя с партнерами по общению и, как следствие, к ограничению понимания эмоционального состояния партнера, затруднению восприятия его внешнего облика. Если у детей с нарушением зрения еще имеются выраженные недостатки в эмоционально-волевой и личностной сферах (повышенная возбудимость,  агрессивность, высокая тревожность, с превышением возрастной нормы страхов), особенно в сочетании с общим недоразвитием  речи, заиканием, то они испытывают серьезные трудности  в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Внутриличностные  конфликты, неудовлетворенная потребность во внимании, принятии,  отнимают  у этих детей много психической  энергии  и  сил, поэтому для них также характерно  снижение познавательной активности и мотивации к деятельности, что приводит к дальнейшему нарушению социальной  адаптации.

       В этой связи  очень привлекательным  и  эффективным  становится  педагогическое использование  психотерапевтической песочницы и  самого метода песочной терапии.

        Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.  Песок – это прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Сухой песок очень приятен на ощупь, но можно получить множество интересных тактильных опытов, постепенно увлажняя его. Вместо песка можно применять природные материалы разной фактуры: мелкую речную гальку, крупу, фасоль, и др.  Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях рук, благодаря чему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

1 - существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

2 - в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;

3 - в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и мелкая моторика;

4 - совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

5 - песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

6 - игры-занятия в песочнице помогают  перевести «взор» ребенка от плоскости электронного планшета  и  компьютера  на объемное пространство песочницы, вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.

      Поэтому, данный метод, наряду с нейропсихологическим подходом и кинезиологическими упражнениями, также имеет огромный потенциал для применения его в психокоррекционной работе с детьми со зрительной патологией и с сочетанными нарушениями развития.

Цель исследования: определить степень возможного использования данных  методов (нейропсихологического подхода, кинезиологических упражнений, метода песочной терапии) в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

     

       План самообразования:

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в психокоррекции и развитии  способностей детей с нарушением зрения. Заинтересовать педагогов и родителей возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков в познавательной, эмоционально-волевой  и личностной сфере, для укрепления здоровья.

 

1.Задачи:

1) Изучить особенности психофизического развития детей с нарушением зрения, строение мозговых структур в связи с разграничением на три функциональных блока, а также нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, через изучение научной литературы.

2) Пройти обучающие семинары по данным методикам.

3) Раскрыть значение и возможное влияние данных методов, на развитие, коррекцию, профилактику нарушений в отдельных сферах психического развития дошкольников.  

4) Проанализировать основные наиболее эффективные методы, формы работы, упражнения, выбрать наиболее оптимальные для применения в работе с детьми, имеющими нарушения зрения и др. сочетанные нарушения.  

5) Познакомить с данными методами педагогов ДОУ, обосновать приемлемость и эффективность применения данных методов в работе с детьми, привлечь к активному применению упражнений в процессе коррекционно-развивающей работы.

6) Построить взаимодействие с родителями: познакомить с особенностями и значением нейропсихологического подхода в развитии и воспитании дошкольников, привлечь их к активному применению упражнений.

3.Ожидаемые результаты:

1.Положительная динамика результатов детей, посещающих коррекционную группу по подготовке  к школе и кружок по развитию зрительно-моторной координации и подготовки к письму, улучшение показателей  у детей  в индивидуальной  психокоррекции эмоционально-волевых нарушений.

2.Разработана и реализована программа кружка по развитию зрительно-моторной координации и подготовки к письму средствами кинезиологических упражнений.

3. Разработаны методические рекомендации для педагогов по применению кинезиологических упражнений с дошкольниками.

3.Пополнен фонд методических пособий, наглядно-иллюстративных материалов для проведения индивидуальных и подгрупповых  занятий с дошкольниками с применением метода песочной терапии.

4. Созданы условия в кабинете для применения метода песочной терапии, а именно:  изготовлены песочницы для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, подобрана коллекция необходимых игрушек, материалов  для игр и занятий в песочнице и с водой, в т.ч. центры  песка и воды созданы в группах для детей,  где воспитатели заинтересовались данной методикой.

5.Обобщение опыта по исследуемой теме; доклады, публикации статей, участие в конференциях с трансляцией приобретенного опыта.

Формы отчета:


1

Изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по теме самообразования.

2012-2016 гг.

2

Обучение на семинарах по тематике «Образовательная кинезиология», «Основы работы с психологической песочницей»

2013 г.

3

Повышение квалификации  на курсах повышения квалификации по профилю деятельности.

2015г.

4

Принять участие в работе круглого стола на тему: «Основные направления реализации инклюзивного образования в г. Набережные Челны»

2014г.

5

Участие в муниципальных, республиканских конкурсах. Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

2012-2016гг.

6

Переработать рабочую программу по требования ФГОС

2012-2014г.

7

Оснащение кабинета необходимым оборудованием для проведения песочной терапии.

2013-2016гг.

8

Разработать и апробировать Программу кружка «Развивай-ка»                       с применением кинезиологических упражнений.

2012г.

9

Активно  участвовать в работе методических объединений педагогических работников организации. Участие в конкурсах различного уровня.

2012 - 2016

10

Транслировать опыт  практических результатов своей профессиональной деятельности на городском,  региональном,   всероссийском уровнях. Проведение семинаров-практикумов по данным темам  для педагогов на базе МБДОУ.

2012 - 2016

11

 Публикация собственного опыта педагогической деятельности в методических сборниках семинаров и конференций работников образования.

2012 - 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю.

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя II группы компенсирующей направленности (подготовительной) СЫСУЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к фо...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Горшковой Людмилы Александровны на 2012-2017 год

    В настоящее время для развития социально адаптированной личности,  очень важно:  в каких условиях живет ребенок, как влияет на него его окружение, как организован процес...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2016 – 2019 год

Индивидуальный план работы на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняна 2016 – 2019 год...