План работы с родителями 2-я младшая группа 2016-2017уч.год
материал (младшая группа) на тему

Конкина Екатерина Вячеславовна

          Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

           В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».        Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

   Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.

          Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

     Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:

- Изучение потребности родителей в образовательных услугах,

- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Основная цель и задачи

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.

 Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям  теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.

     Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,

- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,

- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

     Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

        Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи:

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников

- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

- Разработать   интерактивные формы работы с родителями,

- Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Этапы работы по этой теме:

  • Изучение литературы по данному вопросу,
  • Знакомство с современными подходами и формами  взаимодействия семьи и  ДОУ,
  • Разработка новых  интерактивных форм работы с родителями.
  • Анкетирование родителей.
  • Анализ результатов работы.

Особенности взаимодействия между педагогом и семьей

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.

Первый этап  взаимодействия педагога с родителями — «перестановка акцентов», а внутренняя — установление доверительных отношений с родителями.

Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплетается с коммуникативной.

На втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели — знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, — существует внутренняя цель: сформировать у родителей установку на сотрудничество.

На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. В этом случае у них возникнет потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней — вызвать потребность в исследовании ребенка.

Четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изучении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых.

Формы общения педагога с родителями в детском саду

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

Анкетирование родителей.

 Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1, 5 часа.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Собрания с членами родительского комитета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Месяц: Сентябрь

Форма работы

Тема

Цель

Период

1.Консультация

«Что воспитывает детский сад»

Повышение знаний родителей о том с какими навыками социального поведения детский сад помогает справиться ребёнку

2.Информация в уголок для родителей

«Соблюдаем режим дня»

Для чего он нужен. Как правильно приучить ребёнка к распорядку дня.

3.Анкета для родителей

«Стили воспитания»

Узнать больше о семьях воспитанников и о самих детях, какие формы воздействий на ребёнка используют в семье

4. Родительское собрание

Организационное собрание. План работы на новый учебный год. Возрастные особенности детей 3 -4 лет.

Познакомить родителей с планом взаимодействия семьи и детского сада на новый учебный год. Сформировать у родителей знания о том, в чём и как взаимодействуют ДО и семья, какую это играет роль для развития ребёнка

Познакомить родителей с возрастными особенностями детей.

5.Папка-передвижка

«Что должен знать и уметь ребёнок в 3 года»

Обратить внимание родителей на сформированные знания и умения детей в 3 года. Повышение педагогических знаний родителей о возрастных особенностях детей

6. Консультация

«Прививка  от гриппа, за и против »

Повышение педагогических знаний родителей.

Месяц: Октябрь

Форма работы

Тема

Цель

Период

Информация в родительский уголок

«Игры в дошкольном возрасте»

Повышать знания родителей о том, в какие игры нужно играть с детьми для лучшего развития ребёнка

Анкетирование

«О здоровье всерьёз»

Выяснить отношение родителей к закаливанию

Информация в родительский уголок

«Игры для здоровья вашего ребёнка»

Повышение уровня знаний родителей о мерах предупреждения заболеваемости.

Информация в родительский уголок

«Профилактика гриппа и ОРВИ»

Папка-передвижка

«Что изменилось осенью»

«Сад. Огород»

«Чистота залог здоровья»

Предложить родителям понаблюдать  на прогулке с детьми за приметами осень и изменениях в природе.

Обратить внимание родителей, как полезны фрукты и овощи для укрепления иммунитета ребёнка.

Повышение педагогических знаний родителей о правилах личной гигиены.

Консультация

«Детская застенчивость»

Рекомендации по застенчивости у детей. Решение проблем совместного воспитания ребёнка.

Осенний утренник

Выставка осенних поделок

«В гостях у мишки и грибочка»

«Осенние краски»

Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Приобщать родителей к совместному труду с детьми.

Месяц: Ноябрь

Форма работы

Тема

Цель

Период

Информация в родительский уголок

«Кризис трёх лет»

Повышение педагогических знаний родителей по вопросам возрастных особенностей ребёнка

Анкетирование

«Здоровый образ жизни»

Активизировать взаимодействие детского сада и родителей. Узнать больше о семьях воспитанников, и какого образа жизни придерживаются в семье

Индивидуальная беседа

«О здоровье в серьез»

Повышение родительской компетентности в вопросе физического воспитания ребёнка дома. Предложить рекомендации по определённым трудностям у ребёнка.

Информация в родительский уголок

«Советы по физическому воспитанию»

Повышение педагогических знаний родителей по вопросам физического воспитания

Консультация

«Физическое воспитание дошкольника»

Повышение педагогических знаний родителей по вопросам физического воспитания

Анкетирование

«Физическое воспитание ребёнка»

Узнать больше о физическом воспитание в семье, какую роль родители отводят физическому развития ребёнка»

Родительское собрание

«Физическое воспитание дошкольника»

Раскрыть аспекты организации режима дня дошкольника.

Совместный досуг

«Спортивная семья»

Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Месяц: Декабрь

Форма работы

Тема

Цель

Период

Папка передвижка

«Готовимся к Новому году!»

Формировать у родителей желание участвовать в подготовке к празднику. Активизировать взаимодействие д/c и родителей.

Информация в родительский уголок

«Как научить ребёнка кататься на коньках?»

Повышение педагогических знаний родителей по вопросам возрастных особенностей ребёнка

Утренник

«Новый  год»

Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Выставка

«Зима в фантазиях  детей и взрослых»

Приобщать родителей к совместному труду с детьми.

Информация в родительский уголок

«Игры с детьми дома»

Игры на развитие мелкой моторики

Педагогическое просвещение родителей в развитии игровой деятельности детей

Развитие мелкой моторики детей дома.

Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей

Информация в родительский уголок

«Детей учит то, что их окружает»

Привлечение внимания родителей к вопросам окружения детей. Влияние окружающих предметов на эмоциональное состояние детей.

Папка - передвижка

«Мультфильмы- полезно или вредно?!»

Обратить внимание родителей на то, какие мультики можно смотреть детям, а какие нельзя, как правильно организовать просмотр мультфильмов дома

Месяц: Январь

Форма работы

Тема

Цель

Период

Трудовой десант

Строительство снежных построек на участке.

Изготовление кормушек для птиц

Способствовать родителей друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском  саду.

Совместный досуг

«Путешествие в страну сказок» (нетрадиционное рисование детей и взрослых)

Получить эмоции от досуга. Воспитывать сплочение.

Выставка рисунков

«Зима в фантазиях детей и взрослых»

Привлечь родителей к совместным работам с детьми

Информация в родительский уголок

«Дети и холод»

Как не допустить обморожения в холодное время года.

«Домашняя аптечка»

Повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний

Консультация

«Роль книги в развитие ребёнка»

Повышать педагогические знания родителей.

Информационный буклет

«Нетрадиционные техники рисования»

Продолжать знакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Обратить внимание на то что нетрадиционное рисование развивает мелкую моторику, фантазию и мышление ребёнка.

Консультация

«Учим ребёнка рисовать»

Повышение педагогических знаний родителей по вопросам формирования навыков художественно-эстетического развития  (рисование).

Консультация

«Психология детского рисунка»

Повышение педагогических знаний родителей  о том, что может рассказать детский рисунок и как он может помочь в выявлении, каких либо проблем в психологическом развитие ребёнка.

Месяц: Февраль

Форма работы

Тема

Цель

Период

Родительское собрание

«Воспитание самостоятельности у детей»

Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.

Консультация

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»

Повышение педагогической грамотности родителей в решении вопросов конфликтов между детьми

Стен-газета

«Поздравления от мам»

Привлечь мам к оформлению выставки-поздравления к Дню защитника Отечества.

Информация в уголок для родителей

«Если ребёнок боится врачей»

Повышение педагогической грамотности детей

Папка передвижка

«Игры для глаз «Просто Класс»

Повышать педагогическую грамотность родителей по вопросам основ здорового образа жизни.

Стен-газета

«Поздравления от пап» (Выставка совместных работ пап и детей  (Поздравительная открытка))

Привлечь пап и детей к оформлению выставки поздравления к 8 Марта.

Выставка детских работ

«Букет для мамы»

Привлечь пап к участию в выставке совместных с детьми творческих работ

Консультация

«Здоровое питание»

Обратить внимание родителей на правильное питание ребёнка.

Месяц: Март

Форма работы

Тема

Цель

Период

Папка передвижка

«Поведение с животными»

Помочь родителям объяснить детям как нужно вести себя с животными

Анкетирование

«Экологическое воспитание»

Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе

Пополнение центра экологического развития ребёнка

«Юные экологи»

Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе.

Папка передвижка

«Экологическое воспитание»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах экологического воспитания  дошкольников.

Папка передвижка

«Детское конструирование»

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

Консультация

«Воспитание добротой»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах воспитания детей

Мини – консультация

(информационные буклеты)

«Экологическое воспитание»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Утренник

«Ах, какая мама!»

Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Папка передвижка

«Занятные опыты дома»

Получить эмоции от праздника. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Месяц: Апрель

Форма работы

Тема

Цель

Период

Консультация

«Бабушки и дедушки»

Повышение педагогической грамотности родителей

Информация

«Весёлый старты»

Помочь родителям организовать досуг с детьми весной, дома и на улице

Рекомендация

«О правильном питании и пользе витаминов»

Информировать родителей о витаминных комплексах для детей для профилактики авитаминоза в весенний период

Консультация

«Здоровье весной»

Повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний

Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях.

Папка передвижка

«Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры дома»

Консультация об использовании физкультуры и закаливания дома.

Рекомендация

«Весёлый огород»

Повышать педагогическую грамотность родителей в том, как выращивание растений способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей

Огород на подоконнике

«Витаминки для малютки»

Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах

Месяц: Май

Форма работы

Тема

Цель

Период

Консультация

«Что знает и умеет ребёнок в 4 года»

Повышение педагогических знаний родителей о возрастных особенностях детей

Консультация

«Игры для здоровья ваших детей»

Повышение уровня знаний родителей о мерах предупреждения заболеваемости.

Памятка

«Правила дорожного движения»

Привлечь родителей к воспитанию детей, научить выполнять простейшие ПДД.

Папка передвижка

«Игры с водой и песком для малышей»

Дать знания о том , что в процессе игровой деятельности происходит развитие ребёнка, значимость игр с водой и песком.

Консультация

«Как провести отпуск вместе с ребёнком»

Повышать педагогическую грамотность в организации совместного досуга родителей с детьми.

Памятка

«Берегись клещей»

Проинформировать родителей о мерах защиты от клещей весной и летом

Родительское собрание

«Наши успехи»

Познакомить родителей с достигнутыми успехами малышей

Трудовой десант

«Цветущий детский сад»

«Сказка на участке»

Способствовать родителей друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском  саду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако  насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей  в образовательном процессе вряд ли возможно.

      Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

  Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

     На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась  система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась  их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

     Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе ДОУ

Перспективный план работы с родителями на 2011/12 учебный год, разработанный педагогами второй младшей группы МБДОУ детского сада №47 "Теремок" комбинированного вида города Киселевска.Цель данного пла...

План работы с родителями в первой младшей группе ДОУ

Теоретики и практики дошкольного воспитания выявили специфику работы с родителями и её задачи. И обратили внимание педагогов на организующую роль  детского сада по отношению к семье. Они от...

перспективный план работы с родителями в первой младшей группе

Работа с родителями, выяснение социального благополучия семьи, помощь в работе с ребенком...

План работы с родителями в 1 младшей группе.

Установление  доверительных взаимоотношений между родителями и воспитателем , повышение уровня заинтересованности родителей в результатах развития детей....

План работы с родителями во 2 младшей группе.

Вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми 2 младшей группы....

План работы с родителями в первой младшей группе на учебный год

Консультации для родителей, родительские собрания, мероприятия в течении года...

примерный план работы с родителями во второй младшей группе

МЕСЯЦ№НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯФОРМА ПРОВЕДЕНИЯЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯОТВЕТСТВЕННЫЕОтметка о проведении  СЕНТЯБРЬ1 «Что должен знать ребёнок 6-7 лет»Организационное родительское собрание...