"Особенности развития детей 6-7 лет. Кризис 7 лет".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Косенко Людмила Владимировна

Материал для выступления педагога-психолога, на родительском собрании в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности  развития детей  6-7- лет.  Кризис 7 лет».

     Современные дети начинают учебный процесс ещё в детском саду, а в 6,5 – 7 лет, уже идут  в школу.  Для того, чтобы справиться с учебной программой, им необходимо на первых годах обучения не  знания, а умение мыслить.  Если ребенок подготовлен к школе, то мышление у него последовательное, он умеет находить доказательные объяснения своим выводам и действиям.  Такое мышление неразрывно связано  с речевыми навыками, умением сконцентрировать внимание, хорошей памятью.  Важно  к 6  годам  развить у ребенка все эти качества и способности, а также привить интерес к занятиям.  Это во многом зависит от взрослых, их умения найти подход к ребенку, заинтересовать его.  У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление и развитие логического мышления возможно при регулярных занятиях со взрослыми.   Именно в дошкольном возрасте закладывается основа будущей успеваемости в школе, способность овладеть грамотой и другими науками. От логического мышления напрямую зависит развитие мировоззрения  ребенка.  Рассуждая вслух, ребёнок, сам того не подозревая, использует такие психические операции, как сравнение, синтез, классификация, обобщение. Все  эти психические операции  позволяют развить психику  ребенка в правильном направлении.

    В возрасте 6-7 лет у ребенка  формируется словесно-логическое мышление. Уже нет необходимости держать в руках предмет, чтобы делать о нем какие-либо умозаключения.  При хорошо развитом логическом мышлении и воображении у человека повышается  способность мыслить творчески.  При поступлении в 1 класс дети уже хорошо считают, умеют читать, однако испытывают затруднения при решении математических задач, так как у них слабо развито словесно-логическое мышление.  

    Новообразования в развитии ребенка данного возраста - это переход  от наглядно-образного  мышления к символам, формирование самооценки, детского мировоззрения, характера, совести, произвольного поведения.

    Готовность  ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков  и здоровья.  От того, как подготовлен  ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.  Чем  увереннее  и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет  адаптироваться к новым условиям, новым людям тем больше шансов, что у ребенка  не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

Дошкольный возраст имеет большое значение для психического развития ребенка.  Именно в этот период возникает познавательный интерес, который так необходим для дальнейшего обучения в школе.  Важно знать, что поддержать  любознательность и интеллектуальную активность ребенка возможно лишь в том случае, если взрослые способствуют развитию и совершенствованию познавательных способностей дошкольника.  Организация  предшкольной подготовки – задача всех взрослых окружающих ребенка.  

     Кризис 7 лет служит  переходным периодом и как бы отделяет младший дошкольный возраст от дошкольного детства.  Независимо от того, когда ребенок пошел в школу в 6,5 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.  Очень важно, как ребенок переживает ту систему отношений в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся.  Изменилось восприятие своего места  в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.  Как считает  Л.И. Божович  кризис 7 лет – это период рождения социального «Я»  ребенка.  Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.  То, что было раньше значимо становится второстепенным.  Всё, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.  Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

    В период кризиса 7 лет проявляется то, что  Л.С. Выготский называет  обобщением переживаний.  Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия  или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.  Благодаря обобщению  переживаний в 7 лет появляется логика  чувств.  Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются  связи, становится возможной борьба переживаний.  Такое усложнение  эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.  Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни.  В то же время она исключает  импульсивность и непосредственность поведения ребенка.  Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать  свои переживания и колебания, пытается не показывать другим,  что ему плохо.

    Кризисным проявлением внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляния, манерность, искусственная натянутость поведения.  Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей 2-3 лет . Кризис 3 лет

Презентация к   групповому  родительскому собранию...

«Особенности развития детей 6-7- лет. Кризис 7 лет» - консультация для родителей.

quot;Особенности развития детей 6-7 лет.Кризис 7 лет"- консультация для родителей....

Беседа за круглым столом с родителями на тему "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет"

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; расширить контакт между педагогами и родителями. Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей...

Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет"

Это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития малышей. В этом возрасте...

Родительсое собрание "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет".

- особенности развития детей 3-4 лет- кризис 3х лет- один день из жизни детского сада...

Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все бо...

консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет."Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет"Особенности развития детей  3-4 лет. Кризис 3х лет. Это очень важный период в жизни ребенка. Именно ...