Картотека пальчиковых игр
картотека на тему

Кренёва Ольга Вячеславовна

Картотека пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovyh_igr.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Курочка».


Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки 

(идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

(грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

«Котёнок».


Шёл один я по дорожке, 

(показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, 

(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка,

(показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!

(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, 

(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, 

(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! 

(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

«Комар».


Летит муха вокруг уха, жжж

(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп

(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп

(ладошкой до лба)
И к уху, зззз
 

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку).

«Капуста».

Мы капусту рубим, рубим

(ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём

(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим

(солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём

(пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

«Замок».


На двери висит замок

(руки в замке)
Кто его открыть бы смог
?

(пальчики тянем, не разжимая)
Потянули,

(потянули)
Покрутили,

(вращаем руки)
Постучали

(стучим основанием ладоней)
И – открыли!

(руки разжимаются)

«Дом».


Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей,

(ладошки над головой)
Вот с такими стенами,

(ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами,

(ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью,

(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком!

(сцепили ручки)

«Горшок».

Жили – были в домике

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки
.

(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз,два,три,четыре,пять 

(разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать 

(тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки,

(загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

«Счёт».


Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

«Червячки».


Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять

(ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает,

(пальчики "бегут" по столу)
Каркает:"Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".) 
Глядь

(разводим ручками), 
а червячков уж нет

(сжимаем пальчики в кулачки).

«Листья».


Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(
шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

«Солнышко».


Утром солнышко встаёт выше, выше,

(руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

«Снежок».


Раз,два,три,четыре,

(загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим,

("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем.

(" ловят", приседают)
Три – уроним

(встают, "роняют")
И … сломаем!

(топают)

«Рыбка».


Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(
ладошки соединить у основания и так похлопать)

«Пчёлы».


Вот улей,

(показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з....."

(щекочем ребенка)

«Прогулка».


Раз,два,три, четыре, пять

(загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили

(катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили

("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли

(отряхиваем ладошки)
Суп поели

("едим суп"),
спать легли

(ладошки под щечку).

«Ножки».

Нарядили ножки

(поочерёдно поглаживать одной рукой другую)
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки
,

(шагать пальчиками по столу)
Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте,

(постукивать пальчиками)
По лужам не шлёпайте,

(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

«Моя семья».


Этот пальчик – дедушка

(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

(вращаем разжатой ладошкой)

«Грибы».

Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу).
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (загибают по одному пальчику)
Этот пальчик гриб нашел, (начиная с мизинца).
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

«Дом».


Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат
(кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей

(ладошки над головой).
Вот с такими стенами

(ладошки около щечек).
Вот с такими окнами

(ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью

(одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком

(сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!

(расцепили ручки)

«Суп».


Мы варили суп-суп 

(потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп

(потираем ладошки)
Получилась каша

(потираем ладошки)
То-то горе наше

(хватаемся за голову)
Замесили тесто

(стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места

(удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожжах

(снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!!

(расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

«Повар».

 Повар готовил обед, (ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинец)
И очень доволен он. (разводят руками)

Раз, два, три, четыре, пять,

агибают пальчики). 
Мы с тобой снежок слепили.

(дети "лепят"). 
Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий.

(грозят пальчиком). 
Раз — подбросим,

(подбрасывают). 
Два — поймаем,

(ловят). 
Три — уроним

(роняют). 
И... сломаем.

(топают).

«Ягоды».

Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего).

«Зимние забавы».

Лепим мы из снега ком, 
(дети сжимают и разжимают кисти рук) 
Из комочков слепим дом. 
(соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) 
Звери будут в доме жить, 
(хлопают в ладоши) 
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить
(соединяют руки в «замок»)

Давай, дружок, смелей, дружок!
(дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки,
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки,
Для нашей Валентинки, 
А вот эти валенки,
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем

Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.

 (Движения по тексту)

«Весна».

Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)

Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)

«Моя семья».

Знаю я, что у меня

(поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья:

(в соответствии с текстом)
Это – мама,

(в определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я,

(сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец),
Это – бабушка моя,

(средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

«ДОЖДИК»

Раз, два, три, четыре, пять, 

(удары по столу пальчиками.

левая начинает с мизинца, правая—

с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. 

(беспорядочные удары по столу

пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке

(«шагают» средним и

указательным пальчиками обеих рук по столу.)

А куда ему спешить?  Вдруг читает на табличке: 

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

«По газону не ходить!»  Дождь вздохнул тихонько: 

(часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох! 

(один хлопок.)

И ушел. 

(ритмичные хлопки по столу.)

В нашей комнате-столовой – 
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

Прилетела к нам вчера

(машут ладошками)
Полосатая пчела. на каждое название насекомого загибают пальчик.
А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.

(делают кружочки из пальчиков)
Пожужжали, полетали,

(подносят к глазам).
От усталости упали.

(роняют ладони на стол).

«Тише, тише не шумите».

Этот пальчик хочет спать

агнуть большой палец)
Этот пальчик лег в кровать

(загнуть указательный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул

(загнуть средний палец)
Этот пальчик уж уснул

(загнуть безымянный палец)
Этот крепко-крепко спит

(загнуть мизинец)
Тише, тише, не шумите…

(погрозить пальцем)
Солнце красное взойдет, 
Утро ясное придет, 
Будут птицы щебетать, 
Будут пальчики вставать! 
азогнуть кулачек).

Я плыву на лодке белой

(концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв.)
По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах),

Мне не страшен ураган. а затем плавными движениями рук - сами волны)
 Чайки белые кружатся,  

(потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать)
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

(пальцами, сжатыми вместе выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок).
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,

(плавными движениями ладоней показать как рыбы плывут в воде)
К маме я вернусь домой.

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.

(трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.

(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,

(поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.

(скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке)

Вот забор.

(пальцы правой руки прижать друг к другу). 
В заборе щели.

(раздвинуть пальцы).
Пальцы в них пролезть хотели.

(просунуть большой палец левой руки 
Сунул голову Большак

(между большим и указательным пальцами правой).
Дальше не пройти никак!

(крепко зажать большой палец.)
Вслед за ним застрял Указка.

(указат.палец левой руки между )
Середняк хотел – напрасно!

(указат. и средним пальцами правой),
Безымянный – безуспешно!

(средний палец левой руки между)
Хоть один прошёл? Конечно!

(средним и безымянным пальцами правой),
Щуплый, маленький мизинчик -  

(мизинец несколько раз согнуть)
Помощь братьям оказал:

(разогнуть, потом помахать им).
Из щелей их всех достал.

(каждый палец по очереди освободить из плена).

Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд 

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Танины сидят: 

 Два медведя, Буратино, 

(Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. 

(Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане 

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать

«ДОМИК»

Под грибом – шалашик-домик, 

(Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

 (Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

Мы тихонько постучим, 

В колокольчик позвоним. 

(«Звоним в колокольчик»)

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, 

(Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем – дубовый стол. 

(Показываем стол)

Рядом – стул с высокой спинкой 

(Показываем стул)

На столе – тарелка с вилкой. 

(Ладонь левой руки направлена– вверх (тарелка), правая рука (вилка))

И блины горой стоят

Угощенье для ребят. 

(ладонь направлена вниз,

четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

«ОВОЩИ».

Хозяйка однажды с базара пришла, 

(«Шагают» пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла 

Картошку, 

(Загибают по одному пальчику.)

Капусту,Морковку,

Горох,Петрушку и свеклу.

Ох!.. (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе — (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле, 

Картошка? 

(Загибают пальчики.)

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох! (Хлопок.)

И суп овощной оказался не плох! 

(Показывают большой палец.)

«Репка».

 Тянут, тянут бабка с дедкой                             (вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,                           

(одноимённые пальцы прикасаются друг к другу).

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Мы на елке веселились, 

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились, 

(Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз 

(Дети «шагают» средним и указатель ным пальцами обеих рук по столу.)

Нам подарки преподнес. 

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы: 

(Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, 

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Орешки рядом с ними,  Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

«НАША ГРУППА».

В нашей группе все друзья.

(Дети ритмично стучат

кулачками по столу.)

Самый младший — это я.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

«КОТЯТА».

У кошечки нашей есть десять котят, 

(Ладошки складываем,

Сейчас все котята по парам стоят:

пальцы прижимаем друг к другу.)

Два толстых, два ловких, 

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)

Два длинных,

два хитрых, 

 Два маленьких самых.

И самых красивых.

«КРОЛИК».

Маленький кролик 

(Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,

Розовым носом, 

(Дотронуться до носа.)

Смешными усами. 

(Указательные пальцы прижаты к губам.)

Норку глубокую роет себе 

(Роем ноку.)

Сильными лапками

В мягкой земле.

Чистит он шёрстку себе 

(“Чистим шёрстку”.)

Или спит. 

(Руки кладём под щёку.)

Кролик ушами всегда шевелит.

(Шевелим “ушами”.)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов.

 (Закрыть лицо ладонями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...