Семинар-практикум "Наши пальчики играют"
методическая разработка на тему

Сергеева Любовь Валериановна

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образова­тельных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей  «Пальчиковые игры для малышей»

Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей  раннего возраста; с  играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники:  родители, педагоги группы

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Основная часть:
  1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
  2. Анализ результатов оценки развития координации  движений рук малыша.
  3. Разминка «Карандаш»

      2.4 Беседа с родителями

      2.5. Игры - конкурсы

  1. Подведение итогов соревнования:

      Упражнение «спасибо»

Предшествующая работа:

1.Предварительный этап:

- Приглашение родителей (вручение пригласительных в форме буклета)

Оценка развития  координации движений  рук малыша.

- Тест. ( Диагностика по руке)

Методика: Усадите  ребёнка за стол напротив себя и попросите его протянуть руку вперёд. Возьмите детскую руку в свою, обязательно загородив её своим телом или экраном с отверстием для кисти. Другой рукой дотроньтесь до пальца малыша. Попросите ребёнка на второй руке вытянуть такой же палец, который вы  трогаете.

Оценка: если координация в норме, то ребёнок третьего года жизни правильно определит большой палец. В 5 лет ему не составит труда вытянуть мизинец и большой. Шестилетний ребёнок должен свободно различать большой и указательный и мизинец. Средний и безымянный определяют только дети с очень хорошей координацией.

- Оформление памяток  «Пальчиковые игры для малышей», «Рецепты приготовления солёного теста».

2. Организационный этап:

- оформление выставки по теме собрания (книги, игры.)

- подборка  музыкальных произведений

- оформление  цитат:

 «Рука-это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант)

 «Ум ребёнка находится  на кончиках его пальцев»(В. Сухомлинский)

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учти руки,  а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

Ход:

Вступительная часть:

   (Звучит спокойная музыка.  Родители знакомятся с выставкой  и садятся  за столы по 4-5 человека, на которых лежат разнообразные предметы: мозаика, пазлы, разные виды конструкторов, семена, шестигранные карандаши, солёное тесто и др.)

 -      Добрый вечер, уважаемы родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

    - Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить  о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук в психофизическом развитии детей. Кто-то из вас  лишь  мелком слышал о значимости развития мелкой  моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача - донести до каждого из вас важность развития руки ребёнка. Ребёнок  не говорит или говорит плохо. В каждой семье по –разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что  ребёнок третьего года жизни не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень часто ошибаются.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой  пальцевой  моторики и координации движений рук- один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.

Тонкая моторика-это разновидность движения, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения, требуют специального развития. Развитие тонкой  моторики ребёнка связано с его общим физическим и нервно-психическим развитием, поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.    

  2 . Основная  часть               

Анализ результатов оценки развития координации  движений рук малыша (знакомство родителей обследования координации движений рук воспитанников группы, обсуждение полученных результатов).

Таким образом, можно сделать  вывод: пока ребёнок маленький, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить  и развивать его в игровой форме.

                          Разминка «Карандаш».

Цель: снять эмоциональную напряжённость, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по два карандаша на каждую пару участников (упражнение выполняется под медленную музыку). Родители стоят друг против друга на расстоянии 70-90см  и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

Задание:  

Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, влево -вправо;   сделать шаг вперёд, назад; присесть, встать. Можно сжимать карандаши не указательными пальцами, а безымянными или мизинцами.

-Какие действия должны были вы выполнить, чтобы карандаши не падали?

-На что ориентироваться при выполнении этих действий?

         (Беседа с родителями)

Пальчиковые игры - прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время поездки. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время.

-Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.

-Как вы играете с пальчиками вашего ребёнка?

            Движение пальцев рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать формирование внутренних органов организма. Так,  массируя мизинец, можно активировать работу сердца, безымянный палец -печени, средний –кишечника, указательный -желудка, большой- головы.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности   пальцев  рук.

    Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили учёные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев рук отстаёт( ребёнок  неправильно держит ложку, с трудом справляется  с карандашом, кисточкой ), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже  выше нормы.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. О значении и содержании пальчиковой гимнастики имеется много разнообразной литературы. Вы можете изучить её на нашей выставке. Данную литературу можно приобрести в магазине и  использовать в работе  с вашими детьми дома, по  дороге в детский сад и обратно.

Попросите ваших детей  показать  вам пальчиковые игры, и они сделают это: мы в группе очень часто в них играем.

  - А сейчас я  предлагаю вам  посмотреть видеозапись игры с пальчиками детей.

                (Демонстрация видеозаписи)

   -Предлагаю и вам поиграть  в эти пальчиковые игры.

(Совместное выполнение пальчиковых игр педагогов и родителей)

Что даёт детям пальчиковая гимнастика? (Способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает  развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга,

развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память воображение,

снимает тревожность).

Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут  вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

  Возьмите в руки шестигранный карандаш и покатайте его между ладонями.

 -Карандаш в руке катаю, между пальчиков верчу.

 Непременно каждый пальчик быть послушным научу!

          - Сегодня мы приглашаем вас принять участие в совместной игре, которое посвящено  развитию мелкой моторики. А для того чтобы она прошла интересней, мы проведём её в форме небольших  соревнований.

-  Вы уже разделились на команды. Вам нужно выбрать капитана и придумать название вашей команде.

Первое задание: у вас на столах лежат коробочки с пазлами. Вам нужно на время собрать картину из пазлов. И так, приступаем к работе.

Второе задание: выложить  образ солнца из мозаики.

Третье задание: задание для капитанов: сортировать крупу, угадывать её с закрытыми глазами (на столе  на тарелочках лежат перемешанные крупы: фасоль и горох)

Четвёртое задание: выложить название нашей группы из солёного теста.

 И так подводим итоги нашего соревнования (подводятся итоги соревнований, объявляются результаты). Вручение дипломов.  

   5. Подведение итогов собрания:

-Наша встреча подошла к концу, если у вас возникли  вопросы, мы будем рады на них ответить. И очень надеемся, что  мы смогли  вас убедить в значимости развития руки для ребёнка дошкольного возраста.

    Упражнение «Спасибо! - родители встают в круг благодарят друг друга за активное участие, говорят друг другу «спасибо», передавая движение по кругу. (Движением может быть рукопожатие или похлопывание по плечу.)

Затем родителям вручается памятки:

-  «Пальчиковые игры для малышей»

- «Рецепты приготовления солёного теста».

Информационные ресурсы:

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. № 2, 2005 г.

2. Иванова Т.В. Родительские собрания в ДОУ., Волгоград, 2009

3. Зверева О.Л, Короткова Т.В. Родительские собрания в  ДОУ, Москва, 2006 г.

4. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

5. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва, 2011г 3. Щербакова Р.Ф. 6. Тестопластика в детском саду. Дошкольная педагогика. №8 2010 год, стр. 27-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...